Воспитание нравственности и толерантности на уроках иностранного языка

МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа № 4»







Воспитание нравственности и толерантности на уроках
иностранного языка.





Выполнила
учитель английского языка
Колупаева И.Д.


Рыльск, 2014
В данной работе мы выделим те методы и приемы, используемые на уроках иностранного языка, с помощью которых мы воспитываем толерантность и нравственность в учащихся.
Понимание духовных ценностей - важный фактор развития общественного и национального самосознания. В современном обществе проблема воспитания нравственности и толерантности стоит, пожалуй, как никогда остро. На фоне мировой интеграции и интенсивного межкультурного общения выделяются проблемы взаимопонимания людей, принятия иной точки зрения, терпимости и уважения мыслей, ценностей, обычаев, чувств. Информационный бум привел к тому, что в сознании людей царит хаос и неразбериха, произошла полная переоценка ценностей, материальные блага почти полностью сменили духовные. Мы не используем – мы потребляем, мы не живем - мы существуем. В погоне за материальными ценностями наше общество окончательно обеднело духовно. Родители не стремятся привить детям морально-этические нормы, зачастую они сами не являются эталонами нравственности. Кто же сегодня, как не учитель, «властитель дум» молодых, может и должен научить детей общаться, уважать и понимать друг друга?
Иностранный язык как никакой другой учебный предмет имеет огромный потенциал для воспитания в учащихся таких необходимых нам сегодня общечеловеческих ценностей, как толерантность и нравственность. Так, академик
Л. В. Щерба писал: «Ничто так не воспитывает в духе национальной солидарности, как изучение иностранного языка».
Иностранный язык уникален как предмет - он изучается как средство общения, а темы и ситуации общения могут быть весьма разнообразными. Он открыт для использования содержания из различных областей знаний, других учебных предметов. Именно иностранный язык способен воспитать уважение к людям других национальностей, терпимость к инакомыслию и развить навыки межкультурной коммуникации.
Тематика курса иностранного языка обширна и вариативна, в процессе обучения затрагиваются многие насущные проблемы, обсуждая которые, учащиеся формируют мировоззрение, критическое мышление, коммуникативные умения. В ходе изучения многих тем мы можем акцентировать внимание на воспитании нравственности и толерантности. Так, в темах «Моя визитная карточка», «Описание человека» затрагивается социально-бытовая сфера общения, взаимоотношения в семье, со сверстниками. Учащиеся охотно составляют рассказы о себе, рисуют генеалогическое древо, составляют диалоги, описывают друг друга, рассуждают о том, какими чертами характера должен обладать настоящий товарищ, представитель той или иной профессии, национальности.
При изучении таких тем, как «Проблемы окружающей среды», «Искусство и культура», «Спорт», которые представлены во всех УМК, основное внимание уделяется именно той мысли, что только при единстве взглядов на безопасное развитие всего общества можно добиться благополучия на нашей планете, а искусство и спорт могут стать теми начальными идеями, которые могут сплотить все нации. На уроках проводится просмотр документальных фильмов с последующим их обсуждением. Наши студенты становятся «активистами» - защитниками окружающей среды и сторонниками здорового образа жизни - делают проекты, проводят дискуссии, рисуют листовки, плакаты, призывающие всех следовать межнациональной идее.
При изучении страноведческих тем «Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии», «Лондон», «США», «Города США» и др. студенты знакомятся с культурой, историей, политическим строем, традициями стран изучаемого языка, сравнивают их жизнь с жизнью людей в нашей стране. Организовать встречи учащихся с иными культурами можно, обеспечив их соответствующими  аутентичными материалами, содержащими информацию о других культурах. Это могут быть как минимум компьютерные презентации, а документальные фильмы покажут страну подробнее и интереснее, чем информационные тексты и фотографии. Уместно использование ролевых игр («Иностранцы в России»), проектов, кроссвордов, проведение викторин. Так, например, участвуя в викторинах «Клуб Детективов» и «Письмо из Лондона» в нашем колледже, участники двух команд применяли полученные знания о Великобритании при выполнении различного рода заданий: «Угадать достопримечательность по фото», «Соотнести названия художественных произведений и их авторов», «Разгадать зашифрованные слова», «Узнать значение пословицы и найти ее русский эквивалент» и т.д.
Отдельное место в каждой теме учебной программы уделяется чтению и последующему обсуждению аутентичных художественных произведений, что является эффективным средством овладения языковыми единицами, коммуникативными навыками и знакомства с культурой и бытом стран изучаемого языка. Помимо акцентирования главной идеи и ее коллективного обсуждения, проводятся мини-инсценировки отрывков произведений, где, наряду с умением изъясняться на иностранном языке, учащиеся демонстрируют свой творческий потенциал.
На каждом занятии студенты, так или иначе, выполняют задания по аудированию – когда слушают речь преподавателя или (что еще более эффективно) прослушивая или просматривая записи с электронного носителя, выполняя задания мультимедийных обучающих программ. Аудирование является мощным средством обучения иностранному языку, т.к. воспринимая на слух аутентичную речь, учащийся развивает логическое мышление, языковую догадку, овладевает звуковой стороной языка, его фонемной составляющей и интонацией. В процессе аудирования студент погружается в иноязычную среду, что помогает ему проникнуться пониманием устройства социально-бытовой сферы деятельности, культуры жителей страны изучаемого языка.
В процессе знакомства с иноязычной культурой и сравнения ее с российской, проводятся тематические уроки, посвященные национальным праздникам. Хэллоуину, Дню Св. Валентина, Католическому Рождеству и др. можно посвящать отдельные уроки, как и основным российским торжествам. В непринужденной обстановке проводятся шуточные игры и мини-викторины, студенты составляют и разгадывают кроссворды, готовят накануне урока «стенгазеты», подписывают и дарят друг другу открытки. Разумеется, не обойтись без сравнения культур – иностранной и русской – довольно быстро находится ответ на вопрос: «Какие похожие праздники существуют в нашей стране?» При этом выясняется, что у двух, казалось бы, разных культур, существует много общего.
Приведем в качестве примера одно из не так давно проведенных занятий. Как известно, 16 ноября – Международный день толерантности. В связи с этим в нашем колледже проводилось тематическое занятие, посвященное данному событию. Урок толерантности начался с прослушивания стихотворения Редьярда Киплинга “If”. В нем изложены основные принципы нравственности и гуманности, которым должен следовать каждый человек. Далее занятие проводилось в форме викторины. Учащимся, разделившимся на две команды, было предложено несколько заданий: «Собрать пословицы из разрозненных частей», «Разыграть диалог так, чтобы остальные угадали, какая ситуация общения представлена», «Показать мимикой и жестами слово, обозначающее черту характера». В ходе мероприятия студенты применяли навыки логического и аналитического мышления, аудирования, коммуникативные и творческие навыки; учились работать в команде, уважать чужую точку зрения, а также продолжали знакомство с культурой Британии. Использовались приемы ролевой игры, групповой и парной работы и т.д.
В нашем колледже учатся дети из различных социальных слоев, из разных уголков области и страны, они поступают к нам с различным уровнем базовых знаний. Задача любого учителя – быть толерантным по отношению ко всем без исключения студентам, а это значит - не выделять «сильных» и «слабых». Все учащиеся, так или иначе, уже с начала курса принимают участие в работе на уроке, в обсуждении проблем и т.д. Это достигается путем создания на уроке ситуации успеха, развития у учащихся веры в себя и свои силы, ведь человеку свойственно ошибаться, и ничего страшного в этом нет.
Подводя итог всему вышеизложенному, мы можем прийти к выводу, что иностранный язык как предмет дает учителю огромный простор не только для обучения иноязычному общению как таковому, но и для воспитательной деятельности. На уроках учитель может использовать множество приемов и методов для воспитания таких духовных качеств, как нравственность и толерантность. Среди таких средств - коллективные формы взаимодействия, дискуссии, ролевые игры, тематические уроки, чтение художественной литературы, творческие проекты, использование на уроках учебных видеофильмов и аудиозаписей, мультимедийных обучающих программ и т.д. Немаловажно создание на уроках ситуации успеха, что является мощной мотивацией для учащихся, а также проявлением личностной толерантности со стороны учителя.