Разработка открытия недели русского языка и литературы


Сценарий открытия недели русского языка.
Ведущий. Дорогие ребята, уважаемые учителя! Разрешите приветствовать вас и поздравить с праздником открытия недели русского языка и литературы в нашей школе.
О роли и значении русского языка говорить не приходится. Судите сами: русский язык в многонациональном государстве – России является вторым языком для каждой национальности, средством межнационального общения в мире. Он играет огромную роль в учебе, труде всей многообразной жизни нашей страны и планеты.
Еще М.В. Ломоносов отмечал, что в русском языке соединились «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатая и сильная в изображениях краткость греческого и латинского языков...»
И это действительно так. Ни один язык земного шара не награждался столькими эпитетами: великолепный, живой, крепкий, нежный, богатый, сильный, выразительный, краткий, мудрый, правдивый, свободный, могучий, гордый, великий...
На русском языке создавали свои бессмертные произведения такие гиганты мысли, классики литературы как Пушкин и Лермонтов, Белинский и Гоголь, Островский и Некрасов, Тургенев и Гончаров, Салтыков-Щедрин и Толстой, Достоевский и Чехов, Бунин и Куприн.
Русский язык является одним из четырех официальных языков ООН.
Наш долг, ребята, любовно изучать, ревниво оберегать великий русский язык.
1. На свете много стран больших и много малых есть.
И для народностей любых язык свой – это честь.
Вьетнамец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн –
Конечно, вам дороже всех
Родной язык один.
2. А я судьбу благодарю, –
Мне счастья выше нет, Что вот по-русски говорю
Уже немало лет.
3. Спокоен, весел и певуч, насмешлив и суров,
И беспощаден, и могуч, и грозен для врагов.
4. Суворов ободрял солдат на русском языке!
Бессмертный Пушкин сочинял на русском языке!
Законы Менделеев дал на русском языке!
5. Знай же Лондон, Париж, Вашингтон,
Я в Москву, я в Россию влюблен.
Слушай, мир! Я люблю тот язык,
Что по-русски могуч и велик!
6. О русской речи ширь и кратость!
Мне дорог строй ее и мил.
Моя опора, гордость, радость,
Окно в необозримый мир.
7. Язык свободный, мудрый и простой
Нам поколения в наследство подарили,
Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
8. Когда с обозом парни шли босые
В Москву, что их манила испокон,
И юная петровская Россия
Учила иноземный лексикон,
Могли ли хоть представить наши предки
Ту светлую минуту торжества
Когда начнет весь мир с упорством редким
Российские заучивать слова!
9. И однажды пушкинские строки
На моем, на русском языке,
Прочитал в Гайд-парке хмурый докер,
Силу потерявший на войне.
Строки шли, как волны, выше, круче
Слушал парк, дыханье затая,
И слиянье пушкинских созвучий
В городе чужом узнала я.
Не кокетство музыки капризной,
Не эстетов стихотворный крик –
Это был язык моей отчизны,
Точный, самый правильный язык.
10. Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой
И каждый вздох понятен мне на нем.
11. Я люблю тебя, русский язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша могуч.
12. Будто хлеб ржаной он пахуч,
Будто плоть земная живуч,
Изучайте русский язык!
В нем былинное волшебство
И надежд людских торжество.
13. Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик.
Я люблю тебя, русский язык.
Ведущий. А теперь послушайте стихи – шутки о русском языке.
Не выучил.
Из-за маленькой сестрицы
Я не выучил частицы.
Мне запомнилась вполне
Лишь одна частица «не»...
- Замолчи!
- Не замолчу!
- слезь со стула!
- Не хочу!
- Упадешь!
- Не упаду!
- Отойди!
- Не отойду!
Нет предлога.
Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги...
Я должен твердо знать урок:
У нас учитель строгий.
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит – «по»?
«Что значит – «за»?
И «за», и «по» – предлоги...»
А хорошо бы за порог,
И мчаться по дороге...
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги.
Ведущий: А сейчас послушайте небольшую инсценировку «Как я перенес слова» и помогите мальчику разобраться. (Ученик выступает с таблицей).
Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенес: е – два, и получил за это «два».
Укол я перенес: у – кол, и получил за это «кол».
Опять я перенес о – пять. Теперь, надеюсь, будет пять?