Сценарий урока по химии в 8 классе Сказка «Гуси – лебеди» по теме: «Предмет химии. Вещества».


Сценарий урока по химии в 8 классе
Сказка «Гуси – лебеди»
по теме: «Предмет химии. Вещества».
Цели урока:
В игровой форме познакомиться что изучает наука химия, о первоначальных понятиях о веществе и его свойствах, .Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология: Урок-игра. Урок-сказка с демонстрационным экспериментом
Ход урока
Организационное начало урока ( этому этапу придаю серьезное внимание, так как от первой минуты урока зависит характер взаимоотношения с учащимися).
Изучения материала.
УЧИТЕЛЬ: Мы живем в окружении физических тел. Окружающую нас природу изучает множество наук. Какие науки вы изучили? (Биология, география, физика.).
УЧИТЕЛЬ: Что является предметом изучения каждой науки из наук о природе? (Тела неживой природы – изучает география и физика, а тела живой природы – биология.).
УЧИТЕЛЬ: А вот что изучает химия и для чего она нужна мы сегодня и узнаем.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, я вам расскажу сказку, но сказку не простую, а химическую. Слушайте и смотрите внимательно.
Давным – давно, жила – была семья: сестрица Алёнушка, братец – Иванушка, да мать с отцом. Аленушка была старательной, предметы разные любила, химию тщательно изучала. Брат – Иванушка был безответственным, на одни двойки учился, а химию вообще за науку нужную не считал. Прознала про то злая ведьма – Химичка, подкараулила, когда мать с отцом в город уехали – да и подослала гусей – лебедей, чтобы они Иванушку – неуча украли.
Вернулась Алёнушка домой, глядь – нет нигде Иванушки, только на горизонте крылья гусей – лебедей мелькнули.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь
- Печка, печка, скажи, куда гуси – лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
- Заколдовала злая ведьма-Химичка тесто мое, никак не хочет подниматься, помоги мне, пожалуйста, тогда скажу!
Алёнушка умницей была, сразу смекнула, в чём дело, помогла печке.
(Демонстрация опыта №1: сода +соляная кислота)
Показала печка девочке куда гуси-лебеди полетели.
Побежала девочка дальше – стоит яблоня.
- Яблоня, Яблоня, скажи куда гуси-лебеди полетели?
- Помоги мне девочка, заколдовала злая ведьма-Химичка мои яблочки, не сок, а вино из них получается.
Алёнушка сразу поняла, в чём дело, помогла яблоньке вино в сок превратить, да и на уроках химии овреде алкоголя внимательно слушала.
(Демонстрация опыта №2: заранее приготовленный раствор щёлочи, подкрашенный фенолфталеином + соляная кислота)
Показала яблонька Алёнушке, куда гуси-лебеди улетели.
Побежала девочка дальше. Течёт молочная река в кисельных берегах.
- Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
- Заколдовала злая ведьма-Химичка, вместо молока течёт по руслу вода. Как маленькие детушки без молочка то будут. Поможешь – скажу!
Подумала, подумала Алёнушка и поняла, как помочь реченьке.
(Демонстрация опыта № 3: хлорид бария + серная кислота)
Зашумела молочная река, обрадовалась. Показала Алёнушке куда дальше идти. Долго бежала девочка по лесам, по полям. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается, на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
Схватила братца и бегом побежала домой. Вернулась ведьма-Химичка домой, не нашла братца - Иванушку и закричала.
- Гуси – лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит – летят гуси – лебеди.
- Речка, матушка, спрячь меня!
Река укрыла её под кисельным бережком. Гуси – лебеди не увидели, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежала. А гуси – лебеди воротились, летят навстречу, вот вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
- Яблоня, матушка, спрячь меня!
Яблоня её заслонила ветвями, прикрыла листами, а девочка ещё и туман напустила.
(Демонстрация опыта № 4: «Дым без огня» гидроксид аммония + концентрированная соляная кислота)Гуси – лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси – лебеди увидели её, загоготали – налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:
- Печка, матушка, спрячь меня!
Девочка скорее с братцем – в печь, села в устьице. Гуси – лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге. Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли. С тех пор братец – Иванушка стал добросовестно химию изучать, и даже на олимпиадах побеждать.
Вот и сказки конец, а кто слушал молодец
(Демонстрация опыта № 5: «Вулкан» На киромическую плитку заранее горкой насыпают дихромат аммония и его зажигают лучинкой. Наблюдается «извержение вулкана», оранжевые кристаллы дихромата аммония превращаются в зеленую окраску)Актуализация знаний
УЧИТЕЛЬ: О чем говорит сказка? (Химия приносит и пользу и вред)
УЧИТЕЛЬ: Что изучает наука химия? (Химия изучает вещества, свойства веществ, превращения одних веществ в другие).
УЧИТЕЛЬ: Если химия изучает вещества, из курса физики вы знакомы с понятием «физическое тело» и «вещество – то возникает вопрос, что такое вещество и из чего оно состоит? Заполните таблицу, пользуясь текстом учебника.
Определение Физическое тело Вещество Химический элемент
Задание на дом.