Оформление пришкольного участка
Технологическая карта урока
Класс: 5
Раздел: Дизайн пришкольного участка
Тема урока: Оформление пришкольного участка
I. Дидактическое обоснование урока
Цель урока: Разработать дизайн пришкольного участка, как средство становления основ
информационно-коммуникативной компетенции обучающихся.
Задачи:
Знакомство с основами цветочно-декоративного оформления территории.
Знакомство с регулярной и ландшафтной формами планировки.
Обучить обучающихся основам садово-паркового искусства в рамках образовательной области «технология».
3. Подготовить макет композиционно-ландшафтного строения школьного участка с элементами цветоводства.
4. Анализ проведенной работы.
Цели урока:
Предметные: иметь представление о правилах безопасного и рационального труда в растениеводстве.
Метапредметные УУД :
Регулятивные: создать эскиз-аппликацию пришкольного участка. Выполнять макет на основе представленных теоретических и практических сведений.
Коммуникативные – выражать свои мысли, объяснять свой выбор, отвечать на вопросы, умение работать в парах и группе.
Познавательные – осваивать правила безопасной работы при выполнении работ на пришкольном участке; находить необходимую информацию.
Личностные – иметь представление о причинах успеха и неуспеха в предметно – практической деятельности.
Методы обучения:
- по источникам передачи и приобретения знаний и умений:
Словесные: рассказ, объяснение, работа;
Практические: выполнение эскиза и макета пришкольного участка.
- по карточкам:
приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, проверка знаний, умений и навыков, закрепление;
исследовательский, проблемный.
Объяснительно - наглядный (репродуктивный): демонстрация наглядных пособий, самостоятельное наблюдение обучающихся (презентация),
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (притча «Мудрец»; сказка «Сказочное Цветочное королевство»).
- методы контроля и самоконтроля: методы устного и письменного контроля; методы самоконтроля.
Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся (индивидуальные, групповое).
Тип урока: комбинированный (урок закрепления знаний, приобретения новых знаний, формирования умений и навыков обучающихся и применения знаний на практике.
Планируемые результаты:
Предметные
Обучающийся научится:
- воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования изделие, пользуясь технологической документацией;
организовывать рабочее место для выполнения ручных работ;
соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении практической работы;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлению технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами.
Метапредметные
Обучающийся научится:
выбирать средства реализации замысла, осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения практической работы;
проявлять познавательный интерес и активность в данной области технологической деятельности;
выражать желание учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развивать трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
самооценке умственных и физических способностей.
Обучающийся получит возможность научиться:
Выполнять макет на основе представленных теоретических и практических сведений.
- рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;
оценивать свои возможности при выполнении практической работы;
осознавать необходимость общественно-полезного труда;
бережному отношению к природным и хозяйственным ресурсам;
- рациональному ведению домашнего хозяйства.
iII. Методическое оснащение урока
Материально-техническая база:
кабинет технологии;
мультимедийное оборудование;
инструменты: ножницы;
материалы: цветная бумага, цветные карандаши, шаблоны, клей, линейка;
подлинные предметы – объекты оформления пришкольного участка в кабинете обслуживающего труда;
Дидактическое обеспечение:
рабочая тетрадь для учащегося:
карточки
Наглядно-иллюстративная основа к уроку. Презентация
4. Презентация «Ёлочка» ( физминутка ).
Литература:
Занятия по сельскохозяйственному труду в 4-7 классах. метод. пособие для учителя./А.В.Стравский –М. «Просвещение»,1974г.
Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов.- Волгоград: Учитель. 2013. -174с.
Первый букет. Увлекательная энциклопедия о цвета/О.А. Маракаев.-Ярославль: «Академия развития», 1993-224с.
Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей
общеобразоват. учреждений /С.И.Заирбек. И.В.Муштавинская. – 2-е изд.
дораб. – М. : Просвещение. 2011. - 223 с.
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ход урока
№ п/п
Этап урока
Цели этапа
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
I
Организационный момент
Цель этапа:
настрой обучающихся к учебной деятельности и на получение новых знаний;
создание условия для мотивации у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс;
обосновать тему урока.
Приветствие
проверка явки обучающихся в классном журнале;
настрой обучающихся на работу, легенда (Приложение 1-1);
- с помощью диалога ставит учебную проблему, т.е. помогает сформулировать тему урока, вызывает интерес к новому материалу.
(Приложение 1-2)
- предлагает обучающимся подумать, что пригодится для успешной работы на уроке.
Способы контроля:
-наблюдение за проявлением отношения к воспринимаемой информации
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
эмоциональный настрой на урок – легенда «Мудрец»
проявление интереса к легенде – источнику мудрости.
Формируемые способы деятельности:
проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности;
- формирование познавательной мотивации;
- умение оценивать информацию и действия относительно собственных представлений, ценностных ориентаций, необходимости
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
активное слушание учителя и одноклассников на уроке;
- выдвижение предложений о теме урока
Формируемые способы деятельности:
формулирование собственных ожиданий;
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
- помощь учителю в проверке явки обучающихся на урок;
Формируемые способы деятельности:
- умение слушать в соответствии с целевой установкой;
- дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания к услышанной притче;
- готовность к уроку.
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
- взаимодействие с учителем и одноклассниками во время беседы;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Формируемые способы деятельности:
- умение слушать собеседника, понимать возможность различных позиций других учащихся, отличных от собственных;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
II
Целеполагание.
Цели этапа:
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Постановка проблемы; (приложение 2-1; 2-2);
подводит обучающихся к осознанию цели.
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
осознание целей обучения
проявляют интерес к информации (сказка)
Формируемые способы деятельности:
- постановка учебной цели в сотрудничестве с учителем;
- умение слушать в соответствии с целевой установкой;
дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания;
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану
Формируемые способы деятельности:
- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Формируемые способы деятельности:
- выполнять действия в материализованной и умственной форме;
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
- ставить цель и планировать ее достижение,
Формируемые способы деятельности:
- слушать собеседника;
- строить понятные для собеседника высказывания.
III.
Этап освоения
нового учебного материала (формирование знаний)
Цели этапа:
- сформулировать проблему по теме нового материала;
организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала;
организовать фиксацию преодоления затруднения;
- фиксировать затруднения обучающихся.
- Сообщение познавательных сведений:
- стили цветочно-декоративного оформления;
(Приложение 3-1)
-основные элементы цветочно-декоративного оформления;
(Приложение 3-2);
- использование приёма «кластера»;
- РК в Ясной Поляне цветы – поддерживают связь времён, сохраняя дух усадьбы Л.Н.Толстого;
(Приложение 3-3).
Способы контроля:
- наблюдение за проявлением отношения к воспринимаемой информации;
- вопросы на оценку полученной информации относительно своей личностной позиции;
- наблюдение за поведением и высказываниями.
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
- с помощью специальных технологий ставят вопросы и формулируют проблемы;
-проявляют интерес к информации и действиям учителя;
- запись в тетрадях, первичное закрепление.
Формируемые способы деятельности:
- формирование познавательной мотивации;
- формирование знаний и компетентности для решения проблем и выполнения действий;
- умение слушать в соответствии с целевой установкой;
- формировать знания о культурно-историческом контексте;
- умение выбирать информацию и поведение, оценивая с точки зрения пользы, целесообразности, адекватности, ценностей.
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
- осознание целей и задач обучения;
- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала по развитию творческого воображения
Формируемые способы деятельности:
- формирование способов развития творческого воображения.
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности при прослушивании нового материала
Формируемые способы деятельности:
формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
- развитие умения получать информацию из презентации, журналов.
Осуществляемые действия:
- слушают информацию,
- слушают выступление обучающихся, получивших опережающие задание по теме;
Формируемые способы деятельности:
- воспринимать на слух ответы обучающихся;
- формировать умение слушать, сравнивать.
IV.
Этап здоровье сбережения
Физкультминутка
- осуществляет рациональную организацию учебного процесса (в соответствии свозрастными, половыми, индивидуальными особенностями игигиеническими требованиями);
- применяет здоровьесберегающую технологию
«Ёлочка».
V.
Применение освоенного материала в практической деятельности
Цели этапа:
тренировать способность к самоконтролю;
проверить умение обучающихся работать по алгоритму;
организовать самостоятельную работу обучающихся;
организовать самопроверку самостоятельной работы;
организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы.
Организационная часть
(Приложение 5-1, 5-2)
- проверяет подготовленный материал, инструменты
(Приложение 5-3).
Подготовительный этап
- предложить карточки по жребию, для работы в группах.
Сообщение темы и целей практической части урока:
- мотивирует цели обучения (для чего необходимо выполнение данной учебно-практической работы, и какая будет практическая польза от изделия).
3. Вводный инструктаж:
разъясняет обучающимся задачу практической работы
инструктаж по технике безопасности
Самостоятельная практическая работа уч-ся:
- проводит целевые обходы;
- инструктирование
обучающихся по
выполнению отдельных
операций и задания
в целом;
- концентрирует
внимание
обучающихся на
наиболее
эффективных приемах
выполнения операций;
Заключительный инструктаж учителя:
- учитель подводит итоги практической работы обучающихся.
Способы контроля
- проверка организованности начала работы обучающихся;
- проверка организации рабочих мест обучающихся (рабочий стол, инструменты);
- соблюдение обучающимися правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
- инструктирование по выполнению задания;
- контролирует, наблюдает;
- следит за рациональным использованием учебного времени обучающимися.
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала.
Формируемые способы деятельности:
- применение на практике полученных знаний и последующее их повторение
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
самоконтроль выполнения задания
Формируемые способы деятельности:
- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
- учащиеся озвучивают внутреннюю речь, посредством которой ведется поисковая работа в их сознании;
- усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации.
Формируемые способы деятельности:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- усиление эффекта усвоения материала;
- применение на практике полученных знаний и последующее повторение.
Осуществляемые действия:
- формируют умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
Формируемые способы деятельности:
- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
V.
Включение нового знания в систему знаний и повторений
Цель этапа:
организовать усвоение обучающимися нового материала.
выявление умений у обучающихся
узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями при проверке знаний учащихся;
- обращается к классу с предложением: дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.
Способы контроля:
- использование карточек для проверки усвоения нового материала (Приложение 6)
- использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала.
Личностные УУД
Осуществляемые действия
оценивают свои действия;
осмысливают темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению.
Формируемые способы деятельности:
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
умение ориентироваться в информационном обществе;
формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции;
стремление к саморазвитию.
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
- выполняют задания, используя готовые алгоритмы действий;
- используют при ответах и действиях алгоритм, выстроенный на поисковом этапе решения проблемы.
Формируемые способы деятельности:
- умение создавать условия, необходимые для выполнения действий.
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
- решают задания с различной подачей информации;
- ищут варианты использования и применения полученной информации на уроке.
Формируемые способы деятельности:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- умение воспроизводить информацию при работе с любым источником.
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия
- вносят необходимые дополнения и коррективы в способ действия в случае расхождения в результатах.
Формируемые способы деятельности:
- умение выделять и осознавать обучающимися того, что уже усвоено и что нужно еще усвоить, осознавать качество и уровень усвоения.
VI.
Рефлексия действия
- осознание своей учебной деятельности;
- оценка результатов всего класса.
рефлексия учителя и обучающихся о достижении целей урока (Приложение 7);
объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке
- консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников;
- выставляет оценки за работу на уроке.
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
- определение собственных знаний и компетентности для оценки работы на уроке
Формируемые способы деятельности:
- формирование границ собственного знания и «незнания»;
- осознавать успешность своей деятельности.
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
обобщение и систематизация знаний.
Формируемые способы деятельности:
- умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
- восприятие алгоритма, на который следует ориентироваться при повторном выполнении
действия по готовому образцу.
Формируемые способы деятельности:
- умение анализировать.
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
оценка и самооценка учебной деятельности при помощи карты контроля в рабочей тетради;
-учащиеся выражают свои эмоции по уроку – рефлексия «рука».
Формируемые способы деятельности:
формирование умений полно и точно выражать свои мысли;
- осознание своих возможностей.
Приложение 1-1
(слайд 1)
- Здравствуйте, ребята!
Уважаемые коллеги, ребята, наступила весна, греет солнышко, появляются красивые, маленькие, нежные бабочки. Возьмите одну из них, посадите, пожалуйста, на свою ладонь. А я расскажу вам одну легенду.
Жил мудрец на свете, который знал всё.
Но один человек захотел доказать обратное.
Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в
руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил
Как вы считаете, что ответил мудрец?
Приложение 1-2
(слайд 2)
- Ребята, вы утром все шли в школу по нашему школьному двору.
Скажите, нравится ли вам наш пришкольный участок?
А можно ли что-то сделать, чтобы он стал краше?
- Теперь, ребята, я попрошу вас попробовать озвучить тему нашего урока.
- Что пригодится для успешной работы на уроке?
Эпиграф:
«С малой удачи начинается большой успех».
Пожелайте, ребята, друг другу удачи (хлопки в ладоши с соседом по парте)!
На сегодняшнем уроке я хочу, чтобы каждый задал себе вопрос:
Что я смогу взять для себя из урока, чему я смогу научиться, чему я смогу научить?
Приложение 2-1
(слайд 3-10)
Идёт весна, так хочется солнца, тепла, ярких красок зелени и цветов. Ведь весна ассоциируется в нашем сознании именно с обилием всего этого.
Однажды мне приснился сон, что я попала в сказочное Цветочное королевство, где круглый год стоит солнечная, теплая погода. Растут тысячи ярких и ароматных цветов.
Райское место - парк цветов Al Ain Paradise, который был создан в Объединенных Арабских Эмиратах.
Хоть и парк ОТК рыт для посещений бесплатно, но существует распорядок. Так, например, в воскресение и среду парк открыт только для женщин, в пятницу и субботу для посещения семей, а во все остальные дни для всех желающих. Дорога от Дубая до Аль-Айн заняла менее полутора часов, всего 120 километров пути. И вот они уже в знаменитом на весь мир парке цветов.
Справка о парке цветов Al Ain Paradise
20 марта 2010 года парк цветов Al Ain Paradise (дословно переводится как рай в Эль-Айн) был удостоен сертификата Книги рекордов Гиннеса, как самый большой сад подвесных цветочных клумб в корзинах. Всего на территории цветника насчитывается порядка трех тысяч цветочных корзин, из которых созданы различные композиции.
Сад имеет свои достопримечательности: большая цветочная пирамида, аллея цветочных сердец, копия Эйфелевой башни высотой 12 метров, искусственный ручей, который проходит по всей территории парка.
Площадь занимаемого парка составляет более 21-ой тысячи квадратных метров. Парк цветов – это искусственно созданное творение. Ведь ранее на этом месте была пустыня, которая благодаря усилиям многих людей превратилась в цветочный рай.
Кроме этого на территории сада имеется множество других цветочных композиции. В ночное время парк цветов, благодаря оригинальной подсветке, превращается в сказку. Для создания такой красоты цветы доставлялись из различных уголков земного шара.
Для того чтобы обойти весь парк, достаточно одного – двух часов.
Продолжила свое путешествие в Голландию «парк Кейкенхоф», этот парк знаменит тюльпанами.
Вы, наверное, меня спросите, а в России есть такие парки?
В Петербурге был создан замечательный сад с красивейшими цветниками –
Летний сад.
Сад был заложен по повелению Петра I в 1704 году и первоначально был регулярным.
А в г. Ярославль очень красивая клумба «Павлин».
Когда я проснулась, то долго была под впечатлением. Утром надо было собираться в школу.
В классе я рассказала своим одноклассникам про чудесный сон. И мы подумали, а почему не сделать наш пришкольный участок « Сказочным Цветочным Королевством».
Приложение 2-2
(слайд 11)
Было опрошено 88 обучающихся в МБОУ «Приупская СОШ»
Обучающиеся 5-11 кл.
Они ответили на следующие вопросы:
Нужен ли школе участок с цветами, деревьями и различными сооружениями?
да -79, нет -9;
Все ли устраивает вас на пришкольном участке?
да- 40, нет -48;
Что хотелось бы изменить?
деревья -11, лавки -24, дорожки – 5, спортивная площадка – 2, забор – 12; цветы – 24, ничего – 30;
Какими путями можно воплотить ваши предложения в жизнь?
деньгами -21, трудом – 43, директор – 24;
Кто должен заниматься работой по озеленению участка?
Светлана Ивановна – 4, обучающиеся -44, садовники – 15,
не знаю -13.
Теперь назовите цель нашего урока.
Приложение 3-1
(слайд 12-14)
Давайте поговорим о дизайне, о красоте школьной территории. Ландшафтный дизайн – это «зеленое» искусство, со своими законами и правилами. И необходимо знать эти законы для грамотного вторжения. Ландшафтный дизайн - практические действия по озеленению и благоустройству территорий.
Стили цветочно-декоративного оформления, их создание
В цветочно-декоративном оформлении существует два стиля.(регулярный и пейзажный)
Для регулярного (геометрического) стиля характерны прямые линии и простейшие геометрические фигуры в виде круга, эллипса, прямоугольника или звезды. Регулярный стиль придает парадность и строгость планировке, применяется для оформления центрального партерного цветника.
Партер располагается в парадной части территории на плоском участке и представляет собой сочетание в строгом геометрическом рисунке регулярно подстригаемого газона, цветников из ковровых растений, водных устройств в виде фонтанов, элементов малой архитектуры вазонов, ваз, скульптур. Для усиления орнамента (рисунка) партера используются инертные материалы в виде песка, толченого кирпича. Партеры создаются из особо декоративных многолетников и летников разных видов. Особенно эффектно смотрятся сочетание нескольких сортов одного вида, например тюльпанов, бегонии, нарциссов.
Второй стиль ландшафтный или пейзажный подражает естественной природе. Для этого стиля характерны плавные линии, производящие впечатление естественного пейзажа. Цветники этого типа также называются крестьянскими.
Обычно для создания партера используют однолетние ковровые растения, а для ландшафтного стиля многолетники.
В современном декоративном оформлении используются одновременно два стиля, но для оформления дачных и приусадебных участков предпочтением пользуется пейзажный стиль.
Запись в тетради метод «Кластер»
Приложение 3-2
(слайд 15-19)
Основные элементы цветочно-декоративного оформления.
Клумба небольшой участок различной формы, имеющий плоскую или приподнятую к центру поверхность.
Клумбы оформляют однолетними или многолетними растениями. Однолетники можно выращивать с заменой в течение одного сезона отцветшие на цветущие, или без замены. Основная особенность клумбы это одновременное цветение всех посаженных на ней цветов.
Арабески это небольшие фигурные клумбы, по внешнему виду напоминающие листья, цветы, гирлянды, завитки. В композиции арабесок часто используются национальные мотивы. Арабески создают на боковых частях
«партера» и в углах газона.
Рабатка это цветочная поло (цветочная грядка) шириной 1-3 м и произвольной длины. Рабатка представляет собой длинную клумбу. Рабатки, как элемент цветочного оформления используются в парках на больших площадях газонов и обычно создаются из однолетников.
Бордюр это узкие полосы с одн -, дву - и многорядными посадками цветочных культур. Обычно бордюр высаживается вдоль дорожек. Бордюр составляют таким образом, чтобы он создавал изящную окантовку для задуманной композиции. С этой целью используют компактные низкие растения, образующие в рядовой посадке четкую прямую линию. Для бордюра используют низкие или стелющиеся многолетники и однолетники.
Альпийская горка (рокарий) цветник пейзажного стиля, представляет собой фрагмент горного пейзажа. Для создания альпийской горки выбирают естественную или искусственно созданную возвышенность. На ней размещают камни в виде ступенчатого горного склона, между ними выращивают декоративные растения
Дорожки
Дорожки являются жизненно важным элементом всей композиции сада и придают ему индивидуальность. Предлагаемые типы покрытий: плиточный, каменный, блочный, бетонный, деревянный, травяной и т.п.
Скульптура – одиночные
Инсталляция – группа скульптур
Физминутка (слайд 20)
Приложение 3-3
(слайд 21-22)
Сад в Ясной Поляне
Чтобы сравнить ассортимент декоративных растений открытого и закрытого грунта времен жизни и хозяйственной деятельности Льва Николаевича Толстого и современного музея-усадьбы, сотрудники музея обращались ко многим документальным материалам, к дневникам Софьи Андреевны Толстой, к книгам И. В. Толстого и Т. А. Кузминской. В этих литературных источниках, к сожалению, латинские названия растений не приведены. Часто и русские названия даются недостаточно
точно. По этой и ряду других причин мемориальные цветники в музее-усадьбе
соответствуют паспорту 1910 г. в основном только по форме
Цветники-овалы и парадная клумба у дома Толстого, по воспоминаниям садовника А.Д. Соанса, были сделаны по типу «английских» клумб: в центре высокие растения, затем – средние, а по краю бордюр. Три овальные клумбы имели вид больших корзин с цветами, обрамленных ореховыми дужками. Этот стиль сохраняется до сих пор. «Вдоль террасы, где рос дикий виноград, ничего не сажалось Круглая клумба посередине лужайки была с розами», – писал Х.Н. Абрикосов, родственник Толстых, подолгу живший в Ясной Поляне.
В списке декоративных растений, которые росли при Л.Н. Толстом, 46 наименований. В нем представлен классический репертуар того времени, с преобладанием летников: гелиотроп, левкой, лобелия, львиный зев, пеларгония, петуния, резеда, табак душистый. Из многолетников –георгины, ирисы, пионы, полынь, монарда, рудбекия, хосты, много луковичных, девичий виноград, розы, сирень.
В настоящее время в усадьбе выращивается 103 вида. Список увеличился за счет алиссума, клещевины, сальвии, астильбы, бруннеры, энотеры, эхинацеи, луковичных, гортензии, спиреи, лапчатки, форзиции и других. Мы больше не сажаем кукурузу краснолистную (Zea) из-за того, что вышла из моды и практически не используется, и коноплю (Cannabis), декоративная и хозяйственная ценность которой в наше время несопоставима с угрозой, которую она несет как сырье для приготовления наркотиков.
В воспоминаниях указывалось, что в доме было много комнатных цветов, однако конкретные названия не упоминаются.
Благодаря преобладанию летников, клумбы выглядели ярко в течение всего лета, с июня по сентябрь. Любимые цветы, которые часто стояли на столе Льва Николаевича, – резеда и душистый горошек.
Софья Андреевна пишет в письме в 1879 году: «Еще у меня появилась страсть к цветникам. Мы все занимаемся устройством цветников, копаемся в земле лопатами, всякий устраивает свою клумбу. И то, что и мать, и гувернер заняты были цветами, делало это занятие и для детей интересным, и как будто важным». Софья Андреевна сама занималась приобретением семян. «Просмотрела каталог семян и кое-что записала». «Я насеяла множество цветов: левкой, вербены, флокс, астры и другие цветы. Все это у меня прекрасно взошло, и я с любовью пересаживала маленькие двулистные растеньица рядышком, в другие ящики». Лев Николаевич тоже помогал ей.
Свою любовь к цветам Софья Андреевна пронесла через всю жизнь. Илья Толстой (внук) в 1914 г. пишет: «Бабушка всегда была чем-нибудь занята, маленькая Таня любила ей помогать: летом пропалывать и поливать цветы на клумбах и рабатках перед домом, выкашивали крапиву, осенью сгребали сухие листья в кучи». Сейчас, как и прежде, «перед нами большая клумба с южной стороны дома с яркими осенними цветами, вдоль дома во всю длину рабатка, цветущие розы Справа кусты сирени и жимолость» (И. Толстой, «Свет «Ясной Поляны»).
В современный ассортимент клумбовых растений по возможности включены виды, исконно встречавшиеся в старинных барских усадьбах, в том числе и в Ясной Поляне. К Рождеству в семье Толстых традиционно выгоняли гиацинты. Мы стараемся, чтобы и сейчас на Рождественской неделе они так же радовали гостей дома Толстого.
Софья Андреевна очень любила левкой за тонкое благоухание и нежность цветков. Сегодня мы высаживаем на овальных клумбах современные махровые гибриды левкоя, которые привлекают взоры посетителей музея. А гелиотроп, посаженный вдоль залитой солнцем стены дома, радует нас с июля до глубокой осени сапфировыми соцветиями с изысканным ароматом.
Каждый год усадьбу украшают нежные граммофоны петунии, строгие кожистые листья канн, торжественные статные георгины, осенние хризантемы. Даже редко встречающиеся вербена, пиретрум, полынь нашли свое место на клумбах Ясной Поляны. Неизменной осталась кривая дорожка вдоль липовой аллеи, ведущая в парк «Клины», окаймленная разноцветными душистыми флоксами. Ранней весной партер устилает ковер одичавшей голубой пролески. В мае по всей территории выглядывают из сочной зелени звездочки нарциссов, яркие тюльпаны и нежные гиацинты. В тени аллеи у голубого павильона разрослась красавица хоста. Повсюду разбросаны цветущие кустарники: белоснежный садовый жасмин, лиловая и белая сирень, нежный розовый шиповник, придающие усадьбе уют и патриархальность.
Таким образом, и сегодня в Ясной Поляне прекрасные украшения нашей жизни – цветы – поддерживают связь времен, сохраняя дух усадьбы Л. Н. Толстого.
Приложение 5-1
(слайд 23)
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню
кузнечика, журчание весеннего ручья и звон
серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок
и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и
торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает
сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский.
Приложение 5-2
(слайд 26-28)
Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая, самая прекрасная это – Земля. Это о ней так тепло, так проникновенно сказала поэтесса Э.Огнецвет:
Она нам не желает ничего,
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного:
Чтоб люди были к ней добры.
Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушил развитие в природе, настолько изменил свою окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы
о выживании самого человека.
До тех пор, пока человек не поймет, что он не царь природы, а всего лишь её часть, и что природа жила без Homo sapiens и будет жить, решить нависшую угрозу просто невозможно.
И мы решили помочь нашей природе. Бытовым отходам дать вторую жизнь, и заодно оформить наш пришкольный участок. мы хотим поделиться с вами тем,, что сделали у себя в школе, показать над чем работаем, о чем мечтаем.
Пришкольный участок – это тот уголок земли, который полностью создается своими руками, руками детей. Лучший способ украсить участок так, чтобы от весны и до глубокой осени получать наслаждение от созерцания чудесного ландшафта и отдыхать душой в окружении ароматного разноцветья, - это высадить цветы. Из них можно соткать яркие весенние ковры, раскрасить красками летние клумбы и бордюры, засеять альпийские горы.
Приложение 5-3
Для того чтобы правильно выбрать растения для оформления приусадебного участка, составляют план, эскиз размещения цветочно-декоративных культур с учетом освещенности, требований к почве, периода и продолжительности цветения, высоты и окраски цветов. Цветы следует подобрать так, чтобы цветение не прекращалось с ранней весны до поздней осени.
При этом надо помнить о необходимости менять места посадок цветов. Все элементы цветника стараются расположить так, чтобы эффектно смотрелись все насаждения. Обычно цветник разбивают на зеленой лужайке газоне, который создает фон для клумб и других цветочных посадок.
(слайд 24-25)
Ребята, а теперь предлагаю вам поработать дизайнерами. У одной группы на столе имеются карандаши, бумага, трафареты, клей. У другой группы имеются пенопласт, деревья, кусты, цветы, клумбы в уменьшенном виде. Создаем ландшафтные: эскиз-аппликация, макет - ландшафтного дизайна.
В своих работах используйте полученные новые знания (Стиль и элементы цветочно-декоративного оформления).
Приложение 6
(слайд 26-27)
Работа по карточкам
Стиль цветочно-декоративного оформления
Стиль цветочно-декоративного оформления
Элемент цветочно-декоративного оформления
Элемент цветочно-декоративного оформления
Элемент цветочно-декоративного оформления
Элемент цветочно-декоративного оформления
Элемент цветочно-декоративного оформления
Элемент цветочно-декоративного оформления
Элемент цветочно-декоративного оформления
Элемент цветочно-декоративного оформления
Элемент цветочно-декоративного оформления
Приложение 7
(слайд 28-31)
Подведем итог урока.
Разбор эскизов: самоанализ, оценка работ товарищами. Итоговая оценка.
-Что нового вы сегодня открыли для себя.
-Пригодятся ли вам полученные знания?
-Достигли цели?
А теперь ответим на вопрос, который был поставлен в начале урока:
- Как вы считаете, что ответил мудрец?
- Мудрец, подумав, ответил:
«Всё в ваших руках».
Спасибо всем за работу на уроке!
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
13PAGE 14615
Рисунок 1Рисунок 31Рисунок 13Рисунок 10Рисунок 7Рисунок 28Рисунок 25Рисунок 40Рисунок 19Заголовок 1/ђЗаголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 915