Предметная неделя физики в школе «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»




Предметная неделя физики в школе
«СЧАСТЛИВЫЙ СЛучай
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из задач школы является повышение качества обучения. Для физики это необходимо особенно, так как специфика её требует чёткого понимания изучаемого и умение применять его на практике. Состояние физической подготовки учащихся характеризуется в первую очередь умением решать задачи (вычислительные, качественные, экспериментальные). Занимательные задачи развивают любознательность, сообразительность, интуицию, наблюдательность, настойчивость в преодолении трудностей. Использование игровой программы позволяет расширить рамки школьного учебника, узнать много нового, увлекательного, развивает интерес к изучаемому предмету.
Игра «Счастливый случай» проводится после изучения курса физики 7 класса с целью повторения и обобщения теоретических знаний и практических навыков. В ходе игры формируются обще учебные умения и навыки, развиваются коммуникативные свойства личности учащихся, воспитывается стремление к взаимопомощи. Игра развивает произвольное внимание, умение отстаивать свою точку зрения, коротко, чётко и быстро излагать свои мысли.
Цели:
- повышение качества знаний по физике;
- развитие интеллектуальных способностей учащихся;
- формирование умений решать физические задачи.
Задачи:
1.​  Сформировать познавательный интерес.
2.​ Развить мышление, внести вклад в формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления.
3.​ Расширить круг знаний по физике.
4.​ Воспитание убеждённости в необходимости познания законов природы, разумного использования научных достижений для дальнейшего развития человеческого общества.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ
В ходе игры соревнуются 2 команды (по 8 человек в каждой). Выбирается жюри. Соревнование состоит из 6 геймов.
Первый гейм «Дальше, дальше…» Участники команд отвечают на вопросы ведущего. Жюри учитывает быстроту и правильность ответа.
Второй гейм «Заморочки из бочки». Представители команд вынимают бочонок из мешка, называют номер, а ведущий задаёт вопрос данной команде. На одном бочонке изображена подкова. Участник, которому достался «счастливый» бочонок, получает очко.
Третий гейм «Ты - мне, я - тебе». Учащиеся задают по 3 вопроса команде соперника (домашнее задание).
Четвёртый гейм «Третий лишний». Исключить одно из понятий, объединив два других, с пояснением по какому признаку.
Пятый гейм: составь рассказ, 6 гейм :Темная лошадка и в процессе игры 2 паузы ( очки тоже за паузы засчитываются) .
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
I гейм «Дальше, дальше…»
Участники команд отвечают на вопросы ведущего. Жюри учитывает быстроту и правильность ответа.
Вопросы 1 команде:
1. Самопроизвольное перемешивание веществ вследствие беспорядочного движения частиц, из которых они состоят, называется…(диффузией).
2.​  То, из чего состоит физическое тело -…(вещество).
3.​  Частицы, из которых состоят молекулы -…(атомы).
4.​ Сохранение объема и формы – это свойство…(твердых тел).
5.​ Одним из основателей учения о молекулярном строении вещества был великий русский ученый…(М. В. Ломоносов).
6.​ При нагревании металлов, жидкостей, воздуха объем их…(увеличивается).
7.​ Азот, кислород, воздух – …(газы).
8.​ Парта, книга, камень - …(твердые тела).
9.​ Молекула воды, молекула льда, молекула пара - …(одинаковы).
10.​  Линию, которую описывает тело при своем движении, называют…(траекторией).
11.​  Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел, называют…(инерцией).
12.​  Сколько килограммов содержит 2,5 т? (2500 кг)
13.​  Чтобы определить плотность вещества, надо…(его массу разделить на объем).
14.​  Какая сила удерживает спутник на орбите? (сила тяжести).
15.​  По международному соглашению за единицу силы принят…(ньютон).
Вопросы 2 команде:
1.​ Вода, ртуть, спирт - …(жидкости).
2.​ Соль, алюминий, кислород - …(вещества).
3.​ Засолка огурцов в горячем рассоле протекает…(быстрее).
4.​ Легко сжимаются, занимают весь предоставленный им объем, это свойство…(газов).
5.​ Изменение положения тела относительно другого тела с течением времени, называют…(механическим движением).
6.​ Длину траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени, называют…(пройденным путем).
7.​ Сколько граммов содержат 0,025 кг? (25 г)
8.​ Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес, называется…(весом тела).
9.​  Камень падает на Землю вследствие того, что на него действует…(сила тяжести).
10.​  Какова сила тяжести, действующая на тело массой 50 кг? (490 Н).
11.​  При смазке трущихся поверхностей сила трения…(уменьшается).
12.​  Рассвет, снегопад, метель – это…(явления).
13.​  Можно ли заполнить сосуд газом на 50% его объема? (нет).
14.​  Летним вечером над болотом образовался туман. Какое это состояние воды? (газообразное).
15.​  Вещества состоят из отдельных мельчайших частиц. Это утверждал еще около 2500 лет назад древнегреческий ученый… (Демокрит).
Пауза: Определить цену деления измерительных приборов.
II гейм «Заморочки из бочки»
Представители команд вынимают бочонок из мешка, называют номер, а ведущий задает вопрос данной команде. Жюри оценивает ответы. На одном бочонке изображена подкова. Участник, которому достался «счастливый» бочонок, получает очко.
1.​ В старинной книге перед страницами с рисунками подклеены листы тонкой прозрачной бумаги. Почему на сторонах этой бумаги, соприкасающихся с рисунками, со временем появились отпечатки рисунка?
2.​ Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становится прозрачным?
3.​ Мяч, спокойно лежавший на столе вагона при равномерном движении поезда, покатился вперед по направлению движения поезда. Какое изменение произошло в движении поезда? (резко затормозил).
4.​ Почему на классной доске пишут мелом, а не куском белого мрамора? Что можно сказать о силах сцепления между молекулами каждого из этих тел?
5.​ С какой целью бумажные пакеты для молока или кефира пропитывают парафином?
6.​  Одинаковую ли массу имеют ведро с питьевой водой и такое же ведро, заполненное морской водой?
7.​ Почему жидкость можно переливать из сосуда в сосуд?
8.​ Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах на Земле?
9.​ Что называется равнодействующей силой?
10.​ Зачем в гололедицу тротуары посыпают песком?
11.​ Почему после дождя опасно съезжать на автомобиле по грунтовой дороге с уклоном вниз?
12.​ Зачем некоторые мастера смазывают мылом шуруп перед ввинчиванием его в скрепляемые детали?
III гейм «Ты – мне, я – тебе»
Учащиеся задают по 3 вопроса команде соперника (домашнее задание).
Пауза: Изобразить командам движение молекул в горячей и холодной воде. ( оценить по 5-бальной системе).
IV гейм «Третий лишний»
Исключить одно из понятий, объединив два других, с пояснением по какому признаку.
Задание 1 команде:
1.​ Масса, скорость, инерция
2.Килограмм, километр, секунда
3.​ +10С; -3,5С; +7,5С.
Задание 2 команде: Исключить одно из понятий, объединив два других, с пояснением по какому признаку
1.​ Время,объем,диффузия
2.​ Температура, динамометр, масса
3. км/ч; с ; м/с
5 Гейм: Составь рассказ
Составить рассказ о отрицательном проявлении силы трения(1 команда)и рассказ о отрицательной проявлении инерции(2 команда) .
6 гейм:
Темная лошадка(угадать предмет, находящийся в ящике).
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
Литература:
1.​ Демкович В. П. Сборник задач по физике. – М., 2000.
2.​  Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике для 7 – 9 кл.
3.​ Перышкин А. В. Сборник задач по физике 7 – 9 кл. - М., 2009.