Предметная неделя физики в школе «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»
Предметная неделя физики в школе
«СЧАСТЛИВЫЙ СЛучай
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из задач школы является повышение качества обучения. Для физики это необходимо особенно, так как специфика её требует чёткого понимания изучаемого и умение применять его на практике. Состояние физической подготовки учащихся характеризуется в первую очередь умением решать задачи (вычислительные, качественные, экспериментальные). Занимательные задачи развивают любознательность, сообразительность, интуицию, наблюдательность, настойчивость в преодолении трудностей. Использование игровой программы позволяет расширить рамки школьного учебника, узнать много нового, увлекательного, развивает интерес к изучаемому предмету.
Игра «Счастливый случай» проводится после изучения курса физики 7 класса с целью повторения и обобщения теоретических знаний и практических навыков. В ходе игры формируются обще учебные умения и навыки, развиваются коммуникативные свойства личности учащихся, воспитывается стремление к взаимопомощи. Игра развивает произвольное внимание, умение отстаивать свою точку зрения, коротко, чётко и быстро излагать свои мысли.
Цели:
- повышение качества знаний по физике;
- развитие интеллектуальных способностей учащихся;
- формирование умений решать физические задачи.
Задачи:
1. Сформировать познавательный интерес.
2. Развить мышление, внести вклад в формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления.
3. Расширить круг знаний по физике.
4. Воспитание убеждённости в необходимости познания законов природы, разумного использования научных достижений для дальнейшего развития человеческого общества.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ
В ходе игры соревнуются 2 команды (по 8 человек в каждой). Выбирается жюри. Соревнование состоит из 6 геймов.
Первый гейм «Дальше, дальше…» Участники команд отвечают на вопросы ведущего. Жюри учитывает быстроту и правильность ответа.
Второй гейм «Заморочки из бочки». Представители команд вынимают бочонок из мешка, называют номер, а ведущий задаёт вопрос данной команде. На одном бочонке изображена подкова. Участник, которому достался «счастливый» бочонок, получает очко.
Третий гейм «Ты - мне, я - тебе». Учащиеся задают по 3 вопроса команде соперника (домашнее задание).
Четвёртый гейм «Третий лишний». Исключить одно из понятий, объединив два других, с пояснением по какому признаку.
Пятый гейм: составь рассказ, 6 гейм :Темная лошадка и в процессе игры 2 паузы ( очки тоже за паузы засчитываются) .
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
I гейм «Дальше, дальше…»
Участники команд отвечают на вопросы ведущего. Жюри учитывает быстроту и правильность ответа.
Вопросы 1 команде:
1. Самопроизвольное перемешивание веществ вследствие беспорядочного движения частиц, из которых они состоят, называется…(диффузией).
2. То, из чего состоит физическое тело -…(вещество).
3. Частицы, из которых состоят молекулы -…(атомы).
4. Сохранение объема и формы – это свойство…(твердых тел).
5. Одним из основателей учения о молекулярном строении вещества был великий русский ученый…(М. В. Ломоносов).
6. При нагревании металлов, жидкостей, воздуха объем их…(увеличивается).
7. Азот, кислород, воздух – …(газы).
8. Парта, книга, камень - …(твердые тела).
9. Молекула воды, молекула льда, молекула пара - …(одинаковы).
10. Линию, которую описывает тело при своем движении, называют…(траекторией).
11. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел, называют…(инерцией).
12. Сколько килограммов содержит 2,5 т? (2500 кг)
13. Чтобы определить плотность вещества, надо…(его массу разделить на объем).
14. Какая сила удерживает спутник на орбите? (сила тяжести).
15. По международному соглашению за единицу силы принят…(ньютон).
Вопросы 2 команде:
1. Вода, ртуть, спирт - …(жидкости).
2. Соль, алюминий, кислород - …(вещества).
3. Засолка огурцов в горячем рассоле протекает…(быстрее).
4. Легко сжимаются, занимают весь предоставленный им объем, это свойство…(газов).
5. Изменение положения тела относительно другого тела с течением времени, называют…(механическим движением).
6. Длину траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени, называют…(пройденным путем).
7. Сколько граммов содержат 0,025 кг? (25 г)
8. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес, называется…(весом тела).
9. Камень падает на Землю вследствие того, что на него действует…(сила тяжести).
10. Какова сила тяжести, действующая на тело массой 50 кг? (490 Н).
11. При смазке трущихся поверхностей сила трения…(уменьшается).
12. Рассвет, снегопад, метель – это…(явления).
13. Можно ли заполнить сосуд газом на 50% его объема? (нет).
14. Летним вечером над болотом образовался туман. Какое это состояние воды? (газообразное).
15. Вещества состоят из отдельных мельчайших частиц. Это утверждал еще около 2500 лет назад древнегреческий ученый… (Демокрит).
Пауза: Определить цену деления измерительных приборов.
II гейм «Заморочки из бочки»
Представители команд вынимают бочонок из мешка, называют номер, а ведущий задает вопрос данной команде. Жюри оценивает ответы. На одном бочонке изображена подкова. Участник, которому достался «счастливый» бочонок, получает очко.
1. В старинной книге перед страницами с рисунками подклеены листы тонкой прозрачной бумаги. Почему на сторонах этой бумаги, соприкасающихся с рисунками, со временем появились отпечатки рисунка?
2. Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становится прозрачным?
3. Мяч, спокойно лежавший на столе вагона при равномерном движении поезда, покатился вперед по направлению движения поезда. Какое изменение произошло в движении поезда? (резко затормозил).
4. Почему на классной доске пишут мелом, а не куском белого мрамора? Что можно сказать о силах сцепления между молекулами каждого из этих тел?
5. С какой целью бумажные пакеты для молока или кефира пропитывают парафином?
6. Одинаковую ли массу имеют ведро с питьевой водой и такое же ведро, заполненное морской водой?
7. Почему жидкость можно переливать из сосуда в сосуд?
8. Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах на Земле?
9. Что называется равнодействующей силой?
10. Зачем в гололедицу тротуары посыпают песком?
11. Почему после дождя опасно съезжать на автомобиле по грунтовой дороге с уклоном вниз?
12. Зачем некоторые мастера смазывают мылом шуруп перед ввинчиванием его в скрепляемые детали?
III гейм «Ты – мне, я – тебе»
Учащиеся задают по 3 вопроса команде соперника (домашнее задание).
Пауза: Изобразить командам движение молекул в горячей и холодной воде. ( оценить по 5-бальной системе).
IV гейм «Третий лишний»
Исключить одно из понятий, объединив два других, с пояснением по какому признаку.
Задание 1 команде:
1. Масса, скорость, инерция
2.Килограмм, километр, секунда
3. +10С; -3,5С; +7,5С.
Задание 2 команде: Исключить одно из понятий, объединив два других, с пояснением по какому признаку
1. Время,объем,диффузия
2. Температура, динамометр, масса
3. км/ч; с ; м/с
5 Гейм: Составь рассказ
Составить рассказ о отрицательном проявлении силы трения(1 команда)и рассказ о отрицательной проявлении инерции(2 команда) .
6 гейм:
Темная лошадка(угадать предмет, находящийся в ящике).
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
Литература:
1. Демкович В. П. Сборник задач по физике. – М., 2000.
2. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике для 7 – 9 кл.
3. Перышкин А. В. Сборник задач по физике 7 – 9 кл. - М., 2009.