Мастер-класс Портфолио обучающегося начальной школы


Гетто О.М.
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №48
Совсем недавно портфолио обучающегося начальной школы было чем-то неизведанным и непонятным. Но сейчас современная школа предлагает восполнить этот пробел и создать для ребенка уникальное досье, где собраны самые интересные материалы из жизни, подтверждения достижений и успехов в разных сферах. Именно портфолио является одним из инструментов, с помощью которых можно наглядно увидеть, как происходит развитие ребенка в личностном, спортивном или творческом планах. Самое главное – это определиться с целью составления сборника индивидуальных достижений ученика. Для того чтобы успешно реализоваться в современном мире, ребенок уже с ранних лет должен научиться определять правильную мотивацию, уметь ставить перед собой цели и прилагать усилия к их достижению. Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня самодисциплины и способности к самоанализу. Немаловажно уметь справляться с неудачами и торжествовать тогда, когда всё удачно сложилось. Определить внутренний потенциал и, самое главное, раскрыть его можно именно с помощью портфолио, где всё четко структурировано, начиная от успеваемости на каждом предмете и заканчивая спортивными достижениями и уличениями. Нередко собранный ещё в начале обучения материал способен повлиять не только на дальнейший профиль обучения, но и выбор профессии, т. е. портфолио призвано выявить сильные стороны обучающегося и стать направляющим вектором в плане дальнейшего личностного развития.
ЦЕЛЬ ПОРТФОЛИО:
- выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников школы.
ФИЛОСОФИЯ УЧЕБНОГО ПОРТФОЛИО ПРЕДПОЛАГАЕТ:
cмещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
интеграцию количественной и качественной оценок;
перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
ПОРТФОЛИО обучающегося начальной школы
Цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Основной смысл портфолио:
"Показать все, на что ты способен".
Девиз работы с портфолио ученика начальной школы
"Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Как правило, для создания портфолио требуется папка "на кольцах" (обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией. Желательно приобрести разно форматные файлы для хранения документов или работ формата А4, А5 и А3. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
"Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
Заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету
удачно написанные контрольные работы,
интересные проекты,
отзывы о прочитанных книгах, творческие работы
РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления
РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
В портфолио ученика начальной школы этот раздел включает положительную оценку педагогом его стараний. Считаю важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.
Памятка для педагогов по ведению портфолио
1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).
2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).
3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.
4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!
5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).
6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия обучающегося, которому принадлежит портфолио.
7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.
8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех обучающегося, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».
Только добровольность участия является гарантией того, что портфолио обучающегося начальной школы будет иметь индивидуальность и особую ценность в дальнейшем. Нередко принудительное ведение портфолио придает ему слишком формальный характер, который не дает раскрыть истинный творческий и личностный потенциал ребенка. В идеале работа над этим должна проводиться совместно с родителями, чтобы ребенок видел заинтересованность папы и мамы, почувствовал, что для родителей важен каждый его успех и новое достижение. Но помощь взрослых должна заключаться не в том, что делать портфолио вместо сына или дочери, а в побуждении ребенка проявить самостоятельность и инициативу.