Предметная неделя по русскому языку 4 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №58 КАМЫШЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ПРЕДМЕТНАЯ ВИКТОРИНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«НАШ ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРЕКРАСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
4 КЛАСС
Учитель начальных классов:
Елеусизова Алмагуль ДосымонаКамышлов, 2015
Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык»
На доске – эпиграф
“Учите русский язык –
Годы к ряду,
С душой,
Усердием,
С умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом”
(Сабир Абдулла)
Цель:
- прививать любовь к родному языку;
- закреплять знания и умения, полученные на уроках;
- воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;
- развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;
- расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.
Задачи:
- формирование интереса к нему как к учебному предмету,
- повышение общей языковой культуры
Оборудование:
- высказывания писателей о русском языке;
- плакат с ребусами;
- карточки с заданиями.
Ход викторины
1. Вводный этап
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей викторины. Сегодня у нас викторина по русскому языку. Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Наша викторина посвящена русскому языку. Участвуют две команды (4А и 4Б классы). Я буду задавать вопросы. Баллы будем писать на доске, затем в конце мероприятия подсчитаем. У кого будет больше баллов, та команда победила.
2. Представление команд
- название
- девиз
- капитан
3. Разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)
1. На обсуждение вопроса даётся время.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.
Вопросы:
Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)
Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)
Сколько гласных букв? (10)
Первый звук в слове Яблоко? (й)
Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)
6) Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)
4. Конкурс «Весёлая грамматика»
1) Найдите и выпишите слова, которые перемешались.
ё сто ки зал ро ас ро ражи т го
ра д бо та(ёжики, стол, роза, город, астра, работа)
2) В этом квадрате с буквами спрятались 14 названий сладостей. Слова можно искать по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – торт – мы за тебя уже нашли.
Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 4 класса
1. Плюшка
2. Мармелад
3. Конфета
4. Джем
5. Мёд
6. Варенье
7. Пастила
8. Леденец
9. Зефир
10. Кекс
11. Торт
12. Изюм
13. Вафли
14. Шоколад.
Игра «Вертолина» (для болельщиков)
Сейчас, уважаемые болельщики, вы можете помочь своей команде заработать дополнительные баллы. Для этого вам нужно выполнить задания. На листе вы видите 6 букв Д О К О С А. Сколько различных слов - имён существительных - сумеете прочитать, столько баллов вы подарите своей команде.
Читать разрешается в разных направлениях; буквы читать подряд.
(сад, сок, осадок, оса, док, коса, садок, ода, ад, око, код)5. Игра «Найди лишнее»
1 ком. Будьте внимательнее! Есть лишние слова. Объясните, почему одно слово является «лишним»
Земля, серая, жёлтая, зелёная
Увидеть, покрасить, краска, добежать
2 ком. Будьте внимательнее! Есть лишние слова. Объясните, почему одно слово является «лишним»
Белый, белизна, белеет, белка
Вкусный, интересный, искусный, грустный
Игра с болельщиками «Доскажи словечко».
1. Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал ... (конем)
2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, ... (карандаш)
3. Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная ... (картошка)
4. Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть, без хруста,
Если я ... (капуста)
5. Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед.
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? ... (коньки)
6. По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет
А прохожие глядят во все глаза
Очень длинная у девочки ... (коса)
7. В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется ... (медведь)
8. В черном поле заяц белый.
Прыгал, прыгал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто ж этот заяц ... (мел)
9. В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка)
10. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь
Этот зверь лесной ... (медведь)
6. Конкурс «Половинки»
Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Труд человека кормит, а лень портит.
Игра с болельщиками
О каких знаках препинания идет речь?
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала.
(Восклицательный знак)
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу.
(Вопросительный знак)
Известно миру с давних пор,
Что знак я немаловажный
И не окончен разговор:
И начинает думать каждый.
(Многоточие)
Он очень вежлив:
Не любит споров он и драк.
Он всем старается помочь,
Он в слове, "мать" и в слове "дочь"
И в тихом лунном слове "ночь"
Чтоб никого не огорчать,
Он все старается смягчить.
(мягкий знак)
8. Конкурс «Отгадай ребусы»
9. Заключение
Подсчитаем баллы.
10. Итоги. Награждение команд.
Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.
Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.
Подведение итогов. Награждение команд.
Используемая литература:
1. Я иду на урок в начальную школу (внеклассная работа, олимпиады и интеллектуальные игры)
2. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина «Группа продлённого дня» 3-4 классы
3. Аверьянова И. В., Лапшина Н.Н. «Предметные недели и праздники. Внеклассная работа в начальной школе»
4. «Пословицы и поговорки в коррекционной работе с младшими школьниками» Оглоблина И. Ю., канд. пед. наук, учитель-дефектолог, Республика Беларусь