Конструкт урока Расчеты по химическим уравнениям реакций химия 8 класс

Конструкт урока

Тема урока: Расчеты по химическим уравнениям реакций.
Цель урока: Организовать деятельность обучающихся для изучения и первичного закрепления навыков решения задач данной темы по алгоритму.
Задачи:
создать условия для развития навыков решения задач по уравнениям реакций, используя алгоритм;
закрепить навыки и умения расчетов по химическим формулам;
способствовать развитию умения анализировать, рассуждать.

8 класс
Учебник: О.С. Габриелян «Химия» 8 класс Дрофа 2004 г.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: карточки с алгоритмами решения задач и задачами для самостоятельного решения.
Предполагаемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ

Проявление инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Умение использовать алгоритм действий при самостоятельном решении проблем.
Формирование теоретического и практического умения
решать задачи по химическим уравнениям.



Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД

1
Организационный момент
1
Приветствие обучающихся, отметка в журнале отсутствующих
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку
Личностные:
самоорганизация

2
Актуализация знаний
5
Задает вопросы обучающимся по предыдущей теме
Вспоминают признаки протекания реакции, типы реакций, правила уравнивания частей реакции.
Предметные:
Закрепление предыдущей темы


3
Стадия вызова
3
Сообщение темы,
постановка проблемы
Высказывают свое мнение, записывают дату и тему
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

4
Изучение нового материала
15
Организует деятельность обучающихся по изучению темы, приглашая для работы у доски сначала сильного, затем среднего и слабого ученика.
Совместно выполняют решение задач по алгоритму.
Личностные: смыслообразование.
Регулятивные:
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

5
физпауза
1
Гимнастика для глаз
Повторяют действия за учителем
Регулятивные:
Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ действия учителя.

6
Закрепление
10
Организует самостоятельную работу по вариантам, осуществляет консультативную помощь, выборочный контроль.
Выполняют самостоятельно свой вариант
Познавательные: анализ, синтез, аналогия.
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.

7
Рефлексия
5
Организует беседу,
подводит итоги, диктует домашнее задание.
Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы учителя, записывают домашнее задание.
Личностные: адекватное понимание причин успеха(неудачи) в учебной деятельности.
Регулятивные: самооценка.
Коммуникативные: формирование, аргументация своего мнения.











ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тема: Расчеты по химическим уравнениям

Алгоритм решения задач по уравнению реакции
1. Прочтите текст задачи и запишите «Дано».
2. Составьте уравнение реакции.
3. Подчеркните формулы веществ, о которых идет речь в условии задачи: одной чертой - вещество, о котором в условии все известно, двумя чертами вещество, для которого требуется произвести вычисления.
4. Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить содержание чистого вещества.
5. Над подчеркнутыми веществами запишите исходные данные. Под подчеркнутыми формулами запишите количество моль вещества согласно коэффициентам уравнения.
6. Вычислите молярную массу и количество вещества, о котором в условии задачи все известно.
7. Составьте пропорцию и решите ее, вычислив количество вещества, определяемого по условию задачи.
8. Вычислите молярную массу определяемого вещества и массу по формуле т = М
· n.
9. Запишите ответ.

Задачи для групповой работы с эталонами решений
1. Вычислите массу оксида магния, который получится при взаимодействии магния массой 12 г с кислородом.
2. Вычислите объем водорода (н. у.), выделившегося при взаимодействии 4 г кальция с соляной кислотой.
3. Вычислите количество вещества и массу сульфида алюминия, полученного при взаимодействии 2,7 г алюминия с серой.
4. Какое количество вещества и какой объем водорода могут быть получены при разложении 0,5 моль воды? Уравнение реакции: Н2О Н2 + О2.

Задачи для самостоятельной работы
Вариант 1
1. Вычислите массу сульфида алюминия, полученного при взаимодействии 4 моль алюминия с серой.
2. Вычислите объем водорода (н. у.), выделившегося при взаимодействии 2,3 г натрия с соляной кислотой.
Вариант 2
1. Вычислите массу оксида меди, полученного при взаимодействии меди с кислородом количеством вещества 0,25 моль.
2. Вычислите массу воды, образовавшейся при взаимодействии кислорода массой 6,4 г с водородом.

Дополнительное задание
1. При разложении нитрата меди (II) образовалось 1,6 г оксида меди (II), 1,84 г оксида азота (IV) и 0,32 г кислорода. Какова масса разложившегося нитрата меди (II)?
2. При разложении 44,4 г малахита образовалось 32 г оксида меди, 3,6 г воды и углекислый газ. Какова масса выделившегося углекислого газа?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуализация знаний
1. Какое явление не является признаком химических превращений:
а) появление осадка;
в) изменение объема;
б) выделение газа;
г) появление запаха. 

2. 4Al + 3O2 = 2Al2O3
MgCO3= MgO + CO2
2HgO= 2Hg + O2
2Na + S=Na2S
Zn + Br2 = ZnBr2
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
Fe + CuSO4=FeSO4+Cu
Укажите цифрами:
а) уравнения реакций соединения
б) уравнения реакций замещения
в) уравнения реакций разложения 

3. Вспоминаем правила уравнивания частей реакции

Стадия вызова
Тема - Расчеты по химическим уравнениям реакций.
- На партах алгоритм решения задач. Как вы думаете, если мы решим несколько задач пользуясь этим алгоритмом, сможете ли вы сами решить подобную задачу? Давайте попробуем.
К доске для решения задач выходит сначала сильный ученик, затем средний и слабый.

Закрепление
Выполнение самостоятельной работы по вариантам.

Рефлексия
Оценивают свою деятельность на уроке.
Что нового изучили?
Какова была цель урока? Достигли ли её?
Какие возникали сложности при решении задач?
Что необходимо знать для успешного решения задач?
На что необходимо обратить внимание при решении задач?
Домашняя работа: § 28 упр. 4.





Литература
1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.
2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.
3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 - 9 классы.ВАКО, Москва,2006г.
4. Горковенко М.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г.
5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003.
6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000

15