Урок по ИЗО Городецкая роспись. Основные элементы росписи
Конспект урока по Городецкой росписи. (1 - 2 урок по теме).
Тема занятия: Основные элементы росписи.
Время работы: 90 минут.
Вид занятия: декоративное рисование.
Цели:
Образовательные:
знакомство с образцами декоративно-прикладного искусства;
знакомство с мастерами Городецкой росписи;
знакомство с особенностями Городецкой росписи;
изучение особенностей основных элементов росписи;
учить выполнению основных элементов росписи;
Воспитательные:
воспитывать любовь и интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству;
воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, бережливость при работе с материалами и инструментами;
воспитывать уважение к творчеству народных мастеров.
воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе;
Развивающие:
развивать познавательные потребности, интересы и способности;
развивать фантазию, и мышление учащихся;
развивать образное мышление и творческий подход к выполнению задания;
развивать умение доводить начатое дело до конца;
развивать эстетические качества личности: художественный вкус, чувство прекрасного.
Тип урока: комбинированный.
Форма работы: индивидуальная.
Оснащение:
Для учеников – альбом, графические материалы, акварель или гуашь; для учителя – альбом, графические материалы, акварель или гуашь.
Зрительный ряд: репродукции изделий декоративно-прикладного искусства; фотографии; сами изделия.
Методы обучения: объяснительно-иллюстрированный, словесный, практический.
Ход занятия:
Этапы занятия
Содержание
Примечание
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и целей занятия.
3. Изучение нового материала.
4. Анализ образца.
Перемена
5. Практическая работа.
6. Целевой обход учителя
Физкультминутка
7. Итог занятия.
- Приветствие;
- проверка организации рабочего места.
Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с Городецкой росписью, узнаем о её мастерах, её особенностях. Научимся выполнять основные элементы росписи.
Теоретические сведения.
Зарождение Городецкой росписи
На высоком берегу Волги, недалеко от Нижнего Новгорода, ныне Горького, стоит Городец, а рядом, чуть восточнее, находится Охлебаиха. Село Городец старинное, оно было основано еще в XII веке. («старинное село Городец, основанное еще в 1152 году Юрием Долгоруким»). [20, с. 64] Удобное местоположение на берегу Волги, среди глухих лесов, привлекло к нему население. Сюда бежали все, кто хотел укрыться от непосильных налогов, от помещичьего гнета. Среди беглецов было много искусных ремесленников.
Обработкой льна занимались женщины, которые пряли нити и ткали на продажу холсты. Женщина должна была иметь разнообразные орудия труда: трепала, мялки, вальки, ткацкие станы и уже знакомые нам донца, гребни и веретена. Так как всего этого требовалось очень много, разные села стали специализироваться на производстве какого-либо одного предмета.
В Охлебаихе стали делать донца. [10, с. 108].
По декоративному оформлению донца делятся на четыре группы: резные; резные с инкрустацией; инкрустированные с подкраской; живописные. Именно в такой последовательности развивался промысел в Городце. Один принцип украшения изделий сменялся другим. В самом начале зарождения промысла Городецкие донечники (так называли мастеров, изготавливающих донца прялок) покрывали изделия резьбой. Резчики Городца достигли большого мастерства в украшении донец. Их резьба отличалась лаконичностью форм орнамента, четкостью линий, своеобразной композицией. В реке Узоле крестьяне находили «топляк» - мореный дуб, приобретавший от долгого нахождения в воде не только красивый черный цвет, но и удивительную прочность. Именно эти свойства мореного дуба мастера-резчики стали использовать в своих работах, вставляя вырезанные фигурками темного цвета в сделанные заранее углубления в изделиях. Так, по мнению ученых, появилась в этих местах техника инкрустации.
В первой половине XIX века резьба по дереву была еще очень популярной, хотя и очень трудоемкой. К росписи перешли постепенно, подкрашивая в необходимых местах изделие с резьбой темной краской, которая как бы заменяла инкрустацию из мореного дуба. [20, с. 63].
3.2. Первые мастера Городецкой росписи
Охлебаиха – это маленькая, в десяток дворов, деревушка. Почти все жители в ней Мельниковы. Стоит деревня среди перелесков и полей, недалеко от Городца, на высоком холме, перерезанном оврагом, на берегу быстрой и извилистой речки Узолы. [10, с. 108].
Инкрустированные донца на Узоле иногда подкрашивали. А братья Мельниковы из Охлебаихи в середине прошлого века вообще соединили резьбу с самой настоящей росписью. Старший – Лазарь Васильевич Мельников первым стал помещать на донцах не условно-символические картинки, как это делали здесь раньше, а довольно жизненные жанровые сценки: охотников, укрощение коней, посещение невест.
Антон Васильевич Мельников начинал тоже с инкрустировано-раскрашенных донец, но потом совсем оставил резьбу и только расписывал их. Черная роза. Единственный черный цветок во всем русском народном искусстве. Первым его написал Антон Васильевич Мельников. [23, с. 113-114].
Всего росписью в конце прошлого века в Городецкой округе, по земской справке, занимались тридцать четыре семьи, в которых насчитывалось около семидесяти мастеров.
Гаврила Лаврентьевич Поляков писал многофигурные военные баталии, отражавшие события и героев русско-турецкой войны: «Сражение под Ординопольем (Адрианополем)», «Взятие Карса», генерала Скобелева. Эти донца помечены 1881 годом, а первое даже «апреля 10 дня».
А Василий Клементьевич Лебедев очень любил сказку про Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Изображал их скачущими на сером волке и добром коне, только наряжал обоих почему-то в костюмы своего времени.
А лучшие розы писал Александр Федорович Сундуков. Какой бы сюжет ни разрабатывал – гулянье, чаепитие, парочки, везде вплетал розы, и так много, что они у него становились главным: большие, причудливые, с бутоном в бутоне; алые, оранжевые, желтые, черные, голубые, а меж ними ветки папоротника вьются. [23, с. 119-120]
Игнатий Андреевич Мазин.
Кто были отец и мать Мазина, выяснить до сих пор на удалось. В одной книге говориться, что он родился в 1876 году в Городце, а в Курцево был отдан мальчиком на выучку к дяде. В другой, что был приемышем в семье Коноваловых, из которой тоже вышло много хороших художников.
Писал он очень быстро, начинал прямо кистью, безо всякого предварительного наброска. За день уйму всякой всячины накрасит
Лучшим мастером большинство считало вовсе не Мазина, а Игнатия Клементьевича Лебедева, хотя он много лет не жил в родном Коскове и не красил донец.
Он занимался обивкой саней, тарантасов и пролеток, которые изготовлялись в Городце в мастерских Муравьева, Лоцмановых и Сушина. Это производство было тоже одним из процветающих.
Федор Семенович Краснояров был чуть постарше Лебедева, родился в 1861 году. Писал же Федор Семенович, не соблюдая вообще никаких законов и приемов, даже здешних. Композиции строил как изорассказы: или из одной многофигурной сцены или из нескольких, ничем их не разделяя. Пропорции и перспектива отсутствуют полностью: человек на заднем плане зачастую в три раза больше, чем на переднем (понимай – он главнее!), все упрощено до предела и, на первый взгляд, кажется, что рисовал эти картинки наивный ребенок
Эти три художника и определяли накануне революции основные направления Городецкой живописи. Приложение №2.
Ярко-лирическое – Игнатий Андреевич Мазин.
Повествовательно-философское – Федор Семенович Краснояров.
Формально-холодноватое – Игнатий Клементьевич Лебедев.
Все остальные мастера шли следом.
В конце двадцатых годов спрос на прялки упал, в продаже появилась дешевая государственная мануфактура. Домашнее ткачество умирало.
3.3. Современные мастера Городецкой росписи
Одно время Городецкий промысел почти угас, но ныне снова возобновился. Это произошло в начале 50-х годов. В его возрождении главную роль сыграл потомственный мастер Аристарх Евстафьевич Коновалов. Он передавал своим ученикам опыт и умение старых мастеров, долгое время работал на должности главного художника фабрики «Городецкая роспись».
Традиции Городецкой росписи и резьбы, на которых зиждется этот промысел сегодня, хранит и развивает старейший мастер Тимофей Федорович Краснояров. Но «коронным номером» в репертуаре игрушечника Красноярова является, несомненно, игрушка с непривычным для уха, но очень удачным названием «Шла девица за водой».
Главная заслуга Т.Ф. Красноярова заключается в сохранении им замечательных традиций городецкого игрушечного промысла. Создаваемые им игрушки отличаются подлинной народностью, они выразительны по своей пластике. Роспись их, в свою очередь, заставляет вспомнить рисунки лучших образцов Городецких прялок, когда-то составляющих славу Заволжья. [24, с. 80-87].
3.4. Особенности Городецкой росписи
Городецкая роспись во многом условна, как условно все народное искусство. Композиции в большинстве случаев решены фронтально. Перспектива или отсутствует вовсе, или намечена минимальным количеством условных линий. Похожими линиями – оживками – переданы и все объемы. В общем, как везде в нашем народном искусстве, здесь тоже все держится прежде всего на цвете, на его декоративных отношениях.
Очень интересно решались фигуры людей на Городецких изделиях. Все лица писались однотипно: сначала наносился белый кружок, на котором быстрыми движениями кисти рисовались тонкие дуги-брови, черточки-глаза, дуги-губы.
В начале зарождения промысла изделия расписывали яичными, затем клеевыми красками. Масляная краска стала применяться позднее, только в начале XX века.[21, с. 63-64].
Современная Городецкая роспись выполняется на цветном или светлом естественного цвета древесины фоне. Характерные для нее мотивы – черные кони с всадником или без него, птицы типа павлинов, пышные розаны, яркие розетки, мелкие цветочки и ягодки с листочками. Кисть городецкие мастера держат так же, как в хохломском промысле.[3, с. 83-84].
На некоторых донцах вместе со сказочными героями и былинными богатырями мы видим солдатиковИзображение солдатиков на донцах появилось не случайно. Это было своеобразным откликом на события в стране. Победоносное окончание Отечественной войны 1812 года, заграничные походы русской армии, солдатами которой были крестьяне, принесли радость победы, обострили чувство гордости за свою страну, любви к родине.
Сложные сюжетные композиции городецкие мастера строили без предварительной разметки рисунка. Фигуры располагались симметрично относительно центра. Растительные гирлянды служили им обрамлением. Лучшие произведения Городецкой росписи отличаются затейливостью изображений, тонким чувством ритма и цвета, равновесием в распределении декоративных пятен. [3, с. 82].
В своих росписях городецкие умельцы используют яркие, звучные локальные тона оранжевого, красного, синего цвета. Листья в Городецких росписях по тональности обычно темнее листьев. [20, с. 46].
Посмотрите внимательно на элементы росписи, которые мы должны с вами выполнить сегодня на уроке. Обратите внимание на цвет, аккуратность, последовательность выполнения. Найдите эти элементы на изделиях мастеров.
На втором уроке будем заниматься практической работой, всем подготовить необходимые материалы и инструменты.
Все идут отдыхать.
Продолжаем заниматься изучением Городецкой росписи. Рассмотрев образцы, мы будем рисовать элементы.
Приступаем к работе.
Все элементы Городецкой росписи дети рисуют сразу кистью (кисть №1), без предварительной прорисовки карандашом.
Чтобы получить дугу красивой формы, её начинают аккуратно прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем к середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование элемента опять без нажима.
Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности.
Обходя рабочие места учащихся, учитель следит за правильностью выполнения задания, за правильной посадкой детей.
Во время практической части урока.
Все рисунки получились красивые, обратите внимание, что одинаковых нет, каждый выполнил элементы своеобразно. Сегодня мы научились выполнять основные элементы росписи, узнали много интересного из истории зарождения Городецкой росписи, её мастерах.
2 мин.
1 мин.
Демонстрация образцов и фотографий.
37 мин.
Просмотр презентации.
Все иллюстрации, фотографии, изделия рассматриваются, изучаются учащимися во время лекции.
Особенности Городецкой росписи изучаются по образцам.
5 мин.
Демонстрация образца.
40 мин.
Учитель демонстрирует выполнение наглядно, обращает внимание ребят на таблицу (Приложение № ) Демонстрация выполнения элементов росписи повторяется учителем неоднократно.
Во время практической работы учащихся.
Приложение №
5 мин.
Уборка рабочих мест.
Литература:
Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по программе В.С. Кузина / авт.-сост. Т.В. Андриенко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 122 с.
Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.С. Кузина / авт.-сост. С.Б. Дроздова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 127 с.
Ю. Г. Дорожин. Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. – 24 с.
Структура занятия.
1. Организационный момент. 2 мин.
2. Объявление темы и целей занятия. 1 мин.
3. Изучение нового материала. 37 мин.
4. Анализ образца. 5 мин.
5. Практическая работа. 40 мин.
6. Целевой обход учителя. Во время практической части.
7. Итог занятия. 5 мин.
Приложение № .
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места!
Шаг на месте – левой, правой,
1 и 2, 1 и 2!
Прямо спину все держите,
1, 2, 1, 2!
И под ноги не смотрите
1, 2, 1, 2!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
1, 2, 1, 2!
Опустили руки вниз,
И на место все садись!