Инновационные процессы в условиях модернизации дополнительного образования детей на занятиях английского языка
Котунова Ирина Павловна
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД « Дом детского творчества» г. Красный Кут
(слайд 1) «Инновационные процессы в условиях модернизации дополнительного образования детей на занятиях английского языка».
(слайд 2) В последнее время мы часто слышим и употребляем в своей профессиональной деятельности такое слово, как «инновация». Инновации стали сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем планшеты, компьютеры, проекторы, интерактивные доски и программы, всемирную паутину интернета в своей профессиональной и повседневной деятельности, не задумываясь, насколько на самом деле нам это необходимо, целесообразно. Мы стараемся своей педагогической деятельности «придать черты, свойственные новому времени»: переписываются учебно-методические комплекты, (сейчас их огромный выбор), внедряются новые формы и методы обучения, «в соответствии с современным техническим уровнем, требованиями, вкусами». И у меня как молодого педагога встает вопрос: Введение инноваций в образовательный процесс – дань моде или насущная необходимость?»
Предлагаемый Вашему вниманию доклад посвящен проблеме введения инноваций в образовательную практику педагога дополнительного образования. Это обусловило выбор темы доклада «Инновационные процессы в условиях модернизации дополнительного образования детей на занятиях английского языка», которая представляет для меня, молодого педагога, большой как теоретический так и практический интерес.
(слайд 3) Попытаюсь ответить на 2 вопроса.
1.Что же понимается под инновациями в педагогике?
2.Как внедрить инновации в образовательный процесс объединения «Веселый английский» Дома детского творчества г. Красный Кут.
Перехожу к рассмотрению первого вопроса.
Синтезируя наиболее признанные научно-педагогической общественностью трактовки термина «инновация», (СЛАЙД 4) мы определяем инновацию в образовании как введение нового в цели, содержание и организацию образовательного процесса с целью развития образования и оптимизации образовательной системы. (слайд 5) В отечественной практике автор более 300 печатных работ по вопросам педагогической инноватики Владимир Ильич Загвязинский рассматривает инновационный процесс в образовании как процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений. Татьяна Ивановна Шамова, российский учёный в области педагогики предложила следующее определение данного понятия: «Инновационный процесс отражает формирование и развитие содержания и организации нового».
(СЛАЙД 6) Развитие инновационных процессов в образовании на современном этапе является объективной закономерностью, что обусловлено:
- интенсивным развитием информационных технологий во всех сферах человеческого бытия;
- обновлением содержания философии современного образования;
- гуманистически ориентированным характером взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.
(СЛАЙД 7) За любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога. Педагог является ведущим субъектом в образовательном процессе, следовательно, его педагогическое творчество вносит большой вклад в совершенствование учебно-воспитательного процесса, его форм, методов обучения и воспитания.
Для педагогов, работающих в инновационном режиме, важное значение имеет изучение педагогического опыта как источника инновационной деятельности. Инновационная педагогическая деятельность основана на осмыслении практического педагогического опыта, это целенаправленная педагогическая деятельность, ориентированная на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высоких результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики.
Перехожу ко второму вопросу. (Слайд 8) На примере использования инноваций в практике объединения «Веселый английский» Дома детского творчества г. Красный Кут могу сказать, что мной выбрана методика интеграции традиционного обучения с обучением с помощью инновационных технологий. То есть, начиная с использования обычной меловой доски и настенных плакатов и любых других наглядных дидактических материалов, не относящихся к ИКТ, и заканчивая информационными технологиями (обучающие видеоматериалы на английском языке, песни, рифмовки, мультфильмы, фильмы о странах изучаемого языка). Технические средства обучения помогают мне повысить темп изложения материала в наиболее полном удовлетворении запросов и любознательности учащихся. Многочисленные исследования по всему миру показали, что ИКТ может улучшить результаты обучения учеников и качество преподавания учителей, в чем я убеждаюсь на собственной практике. Так использование мультимедийных средств обучения на моих занятиях позволяет познакомить с новым лексическим и грамматическим материалом, а так же проверить уровень обученности учащихся, внедрение проектной деятельности обеспечивает усвоение лингвострановедческого материала, внедрение технологических средств помогает развивать навыки аудирования и лексические навыки у всего коллектива учащихся, а их вовлечение в конкурсы и олимпиады по английскому языку в дистанционном режиме позволяет развивать навыки самостоятельного решения поставленных перед ними задач.
Я слежу и изучаю опыт других педагогов, методистов, в том числе и в дистанционном режиме. Являясь молодым педагогом и не имея еще достаточно своего опыта, благодаря многим вебинарам, в которых мне удалось поучаствовать, пополнилась моя собственная «педагогическая копилка».
Один из вебинаров, в котором я участвовала, был посвящен использованию новейших информационных технологий обучения на занятиях иностранного языка, провела его старший методист издательства «Учитель» (Куклева Наталья Николаевна), много из сказанного было уделено не просто перечислению технологических средств, а конкретным программам по созданию своих упражнений на английском языке, тестов, кроссвордов, викторин, также интерактивным программам как грамматического и лексического плана, так и общеразвивающего на английском языке.
Инновацией моего собственного педагогического опыта является целенаправленная деятельность по формированию ключевых компетенций у учащихся на занятиях английского языка средствами инновационных развивающих технологий. Моя задача как педагога (и я стараюсь эту задачу выполнять) – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
(СЛАЙД 9) На своих занятиях я стараюсь учащихся вовлекать в учебные проекты. Привлекаю ко всем творческим конкурсам учреждения, а не только на наших занятиях английского языка, в ходе которых они учатся создавать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. Например, под моим руководством с помощью программы Microsoft Publisher совместными усилиями мы создаем буклеты и брошюры на английском языке, что побуждает ребят к накоплению лексического запаса и использованию его в таких творческих заданиях.
В настоящее время на базе программной оболочки HOTPOTATOES я создаю программу для наших занятий с детьми, используя изучаемую лексику английского языка для возраста 6-7 лет, и добавляя грамматический и фонетический материал для возраста 8-10 лет. В конце каждого изучаемого тематического модуля это станет отличным подспорьем для проверки знаний.
(СЛАЙД 10) Таким образом, мы убедились, что инновации в педагогике направлены на обновление системы образования, а успешность внедрения и использования инноваций в образовательном процессе позволяет добиваться качественно новых результатов и становиться все более и более привлекательными и необходимыми для детей, родителей и общества.
Приведенные и проанализированные мной примеры введения инноваций в учебный процесс объединения «Веселый английский» свидетельствуют о том, что применение ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) на занятиях английским языком стали сильнейшей подмогой традиционным формам обучения.
Следовательно, введение инноваций в образовательный процесс – это не дань моде, не бизнес-идеи предприимчивых людей, а насущная необходимость, способствующая многогранному развитию нынешнего поколения.
(СЛАЙД 11) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!