Конспект урока по русскому языку в 9 классе Тема урока: «Предложение-период»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Оренбургской области
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
Тема урока: «Предложение-период»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Крутоголова Людмила Николаевна
Соболево
2014
Конспект урока по русскому языку в 9классе
с использованием технологии «Развитие критического
мышления через чтение и письмо»
Крутоголова Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Тема урока: «Предложение-период».
Цели урока:
Выявить особенности предложения-периода как особого вида сложного предложения.
Формировать умение самостоятельно мыслить, анализировать текст, делать выводы.
Развивать творческие способности учащихся.
Воспитывать любовь к русскому слову.
Тип урока: урок-исследование.
Технологическая карта урока
I. Стадия вызова
II.Стадия осмысления
III. Стадия рефлексии
Обобщение имеющихся знаний.
Работа по теме урока.
Заполнение таблицы
Анализ предложения-периода
I.Стадия вызова
Обобщение имеющихся знаний.
Подготовка к ГИА. Работа с карточкой.
Карточка №1.
Определить количество звуков и букв в словах:
прячется (8букв,7звуков), желтеющая(9 букв,11звуков), погружая (8 букв,9 звуков), счастье(7 букв, 6звуков), тенью(5 букв, 5 звуков).
Карточка №2.
Найти лишнее в каждой группе слов
Эпитет, метонимия, анафора.
Олицетворение, инверсия, параллелизм.
(Эпитет, метонимия, олицетворение это тропы.
Анафора, инверсия, параллелизм – это фигуры речи)
Кластер «Виды сложных предложений» (устный ответ с приведением примеров)
Практическая работа – определение вида сложных предложений.
(В тетради составляются схемы и указывается вид сложного предложения)
Нет, вам наскучили нивы бесплодные
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый
4. Не многие вернулись с поля с поля,
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!
Самопроверка по написанным на доске схемам (с обратной стороны)
Схемы предложений
[ ], [ ] Бессоюзное сложное предложение
[ ], и [ ]. Сложносочинённое предложение
[ ], ( что ) Сложноподчинённое предложение
[ ], ( когда ), [ ]! Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью
Дополнительные вопросы:
- Кто является автором данных строк? (М.Ю.Лермонтов)
- О каком историческом событии идет речь в последних двух отрывках? ( О Бородинском сражении 1812 года)
- Что вы знаете о этом событии? (В 2012году отмечается 200-летие Бородинского сражения).
II.Стадия осмысления.
Работа по теме урока.
1. Заполнение таблицы.
Работа в парах ( В графу «Знаю» внести известные по теме сведения , в графу «Хочу знать» - цели, спорные вопросы).
Пример таблицы
Знаю
Хочу знать
Узнал
Сложносочинённое предложение (ССП)
Сложноподчинённое предложение (СПП)
Бессоюзное предложение (БСП)
Сложное предложение с разными видами связи.
Что такое период?
Как отличить его от других видов сложных предложений?
Какую роль играет период в речи?
Период – законченное в смысловом и интонационном отношении развернутое по содержанию сложное предложение.
Период строится по принципу кругообразно-замыкающихся частей.
Интонационно распадается на две части.
Широко используется в художественной литературе.
Чтение и анализ предложения – упражнение 244
В чем особенность построения данного предложения?
(Пример ответа учащихся: «Очень распространённое предложение»).
2. Самостоятельное чтение теоретического материала учебника под рубрикой «Возьмите на заметку» Стр.156.
3. Коллективное обсуждение, заполнение третьей графы таблицы «Узнал».
III.Стадия рефлексии
1. Отработка умения читать периоды, соблюдая нужную интонацию.
Выразительное чтение стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» - упражнение 245 (отработка умения читать периоды, соблюдая нужную интонацию)
2.Сообщение учащегося об истории создания этого стихотворения.
(За распространение стихотворения «Смерть Поэта» Лермонтов был арестован и содержался в здании Главного штаба. По воспоминаниям Шан-Гирея, к поэту «пускали только камердинера, приносившего обед; Мишель велел завертывать хлеб в серую бумагу, и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько пьес, а именно: «Когда волнуется желтеющая нива»
Лермонтов не стремился воссоздать конкретную картину природы, просто в его памяти возникли дорогие ему пейзажи).
Объяснительный диктант (упр.245)
Задание: записать, указать части предложения в составе сложного, подчеркнуть грамматические основы.
Дополнительные задания.
Лексическая работа.
- Объяснить лексическое значение слов сага, чело.
(Сага – поэтическое сказание, легенда; чело – лоб (трад.-поэт)
- Назвать слова, употребленные в переносном значении. (Волнуется нива, лес шумит, прячется слива и др.)
Как называется такой литературный прием? (Олицетворение, метафора)
Для чего автор использует этот прием? (С целью оживления природы, создания образной картины).
3.Подведение итогов работы – синквейн.
Пример синквейна.
Предложение
Сложное, распространённое
Обозначать, характеризовать, придавать
Обеспечивает художественную выразительность
Период
Домашнее задание: упражнение 246, подобрать примеры периодов из художественной или публицистической литературы.
Приложение
Карточка №1.
Определить количество звуков и букв в словах:
Прячется, желтеющая, погружая, счастье, тенью.
Карточка №2.
Найти лишнее в каждой группе слов
Эпитет, метонимия, анафора.
Олицетворение, инверсия, параллелизм.
Список использованной литературы.
Русский язык 9класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта Москва, 2001
С.В.Столбунова. Как построить нетрадиционный урок русского языка. Лекция 3.Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык» №19 2005
И.Е.Каплан. Анализ произведений русской классики. Книга для учителя, старшеклассника, абитуриента. Москва, 1997
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. Москва, 1972