Научная статья СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИКИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ АСПЕКТОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕЛЬСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. И.В. Ладенкова
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИКИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ АСПЕКТОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕЛЬСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.
И.В. Ладенкова
По степени сложности среди школьных предметов физика занимает одно из ведущих мест, так как требует напряженной умственной деятельности учащихся. Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса. В школе физика рассматривается как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитывающую функции. Этот предмет необходим всем, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, дающий возможность развивать мышление, формировать мировоззрение, раскрывать целостную картину мира через основные законы и принципы природы, воспитывать эстетическое чувство и духовность. Поэтому необходимо правильно организовывать урок физики с точки зрения здоровьесбережения учащихся. Эта проблема достаточно актуальна в настоящее время, так как с учетом медицинской статистики, общее число абсолютно здоровых детей в школах резко снижается. «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках образовательного цикла позволяет осуществлять профилактику основных заболеваний, пропаганду здорового образа жизни, способствует формированию основных навыков по сохранению здоровья человека с использованием основных законов природы и достижений науки и техники»1. Попытаемся проанализировать современный урок физики с точки зрения соблюдения здоровьесберегающих аспектов и возможностей, имеющихся в типичной сельской средней школе.
1. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п.
Уборка в классе осуществляется один раз в день после уроков, техническим персоналом. Дети к уборке не допускаются, так как рабочие столы имеют подключение к электрической сети. Проветривание осуществляется учителем после каждого урока. Имеются над доской софиты, проверка норм освещённости класса проводится сотрудниками ТО Роспотребнадзора не реже одного раза в год.
2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем, средняя продолжительность и частота чередования. При подготовке к уроку особое внимание уделяю распределению видов деятельности, к которым отношу: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. За урок должно быть использовано 4-7 видов, которые чередуются через 7-10 минут. С приходом новых компьютерных технологий появились новые виды учебной деятельности: использование сети Интернет для самостоятельного поиска информации на заданную тему (выполнение компетентносто-ориентированных заданий); организация виртуальных лабораторных работ, что позволяет решить проблемы с нехваткой соответствующего физического оборудования; проведение уроков с использованием презентаций; компьютерное тестирование; уроки - конференции с использованием мульти-медийного оборудования и другие.
3. Использование технологий, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. Технология личностно-ориентированного обучения при обучении физике предполагает развитие личностных качеств учащихся, создаёт оптимальные условия для самовыражения учащихся. Технология дифференцированного обучения позволяет осуществлять учет особенностей аудитории (создание профильных классов), создаёт условия для самовыражения учащихся, даёт возможность мне, как учителю подбирать приёмы, влияющие на появление и сохранение интереса к учебному материалу по физике. «Технология проблемного обучения предполагает постановку развивающей цели, формирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а так же поиск вариантов решения»2. Технология эффективной речевой деятельности способствует управлению речью. Ученики приучаются говорить грамотным физическим языком, формулировать грамотно физические законы и опыты. Это является одним из успехов в освоении физики. Технология диалогового обучения создаёт условия для самовыражения учащихся. Внедрение на уроках метода проектов, дифференцированного подхода к учащимся способствует минимальным затратам и физическим нагрузкам, что является формой обеспечения здоровьесбережения. На своих уроках я пытаюсь максимально использовать игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков: урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие, при этом учащиеся используют качественные, современные, безопасные приборы и соблюдают правила безопасности при выполнении практических задач и лабораторных работ.
4. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. Хочу отметить, что использование мультимедийного оборудования во время урока имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Несколько лет назад, когда в школах только появлялись интерактивные средства обучения, такие уроки приветствовались. Дети, сами того не замечая, стали бездумными потребителями информации, что привело к снижению познавательной активности, а особенно поисковой деятельности как на уроках так и при подготовке домашних заданий. Надо также учесть, что дома многие дети часами просиживают у экранов телевизоров и компьютеров, чем действительно реально подрывают свое здоровье. В свете этого стараюсь использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач, но при этом рационально использовать на уроках словесную подачу материала и его мультимедийное воспроизведение.
5. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Учителям необходимо помнить, что нарушения осанки формируются как раз в школе. Степень естественности позы школьников на уроке должна служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они постоянно находятся в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Поэтому главным для себя определяю, что психофизический комфорт учеников на уроке это важнейшее условие предупреждения их утомления.
6. Физкультминутки и физкульт-паузы. На уроках физики физкультминутки и физкульт-паузы являются обязательной составной частью. Физкультурные минутки препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки. Физкультминутки провожу в классе сама или с помощью подготовленного ученика. Провожу их в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание. Чаще всего физкультминутки проводятся на 15-25 минуте урока. Учащимися выполняется 4-5 упражнений, повторяемых по 5-6 раз. В комплекс подбираю простые, доступные упражнения, с учётом возраста, не требующие сложной координации движений. Например, потягивания, прогибания, полунаклоны, различные движения рук. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения органически вплетаются в канву урока. Следует учитывать эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
7. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. При планировании учебного материала включаю в программу "Уроки здоровья" по предмету, проводимые в конце изучения темы, как уроки повторения, уроки обобщения («Механическое движение и человеческий организм», «Электричество и человек», "Здоровье и радиация", «Зрение человека» и др.) Также это могут быть уроки, в которых включены элементы здоровьесбережения: дата урока связана с событием, имеющим отношение к здоровью; эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала; обучение учащихся новым упражнениям на снятие стресса, утомления, по развитию внимания, памяти, логического мышления; тренировочные упражнения, связанные с темой здоровья;
8. Благоприятный психологический климат на уроке. Создание благоприятного психологического климата на уроке является одним из важнейших аспектов современного урока. При этом с одной стороны решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым располагает педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению.
Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка.
Информационные ресурсы:
Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
http://1sentember.ru
http://www.pedsovet.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие бразовательные технологии.
13PAGE 15
13PAGE 14615
15