Проект по теме: Преемственность в работе детского сада и начальной школы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Бэлэкэч»»
по Бавлинскому району РТ г. Бавлы
Проект по теме:
«Преемственность в работе детского сада и начальной школы»
Подготовила: Яруллина Э. С.
г. Бавлы
2015-2016 гг.
Проект «Преемственность в работе детского сада и начальной школы».
Актуальность
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – единение усилий работников детского сада и начальной школы. Одна из проблем подготовки детей, посещающих ДОУ, к школе состоит в том, что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития.
В результате показатель развития в разных программах не соотносятся друг с другом. Вместе с тем при поступлении в школу, ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Кроме того, ребенок лишается возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период. В школах нет возможности осуществлять индивидуальную программу обучения и коррекции ребенка с особенностями психического и физического здоровья.
Проблема: недостаточно разработана система преемственности детского сада и школы.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Тип проекта
По срокам реализации: долгосрочный.
По целевой установке: образовательный.
Участники проекта:
- дети подготовительной к школе группы;
- выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы) ;- педагоги и специалисты ДОУ;
- учителя начальной школы;
- родители.
Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
-согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса;
-обеспечить психолого-педагогические условия, направленные на сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;
-создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бес стрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной;
-выработать единую стратегию в работе с родителями;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
Этапы реализации проекта
1 этап
Создание развивающей среды в группах:
- «Уголок школьника»;
- уголок «Читаем сами»;
- уголки для игр «в школу»;
- картотека разнообразных игр;
- условия для социализации ребенка: обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях (профессия, возраст, пол) ;- игровая площадка для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении.
- применение сюжетно-ролевой игры «Школа» в режимных моментах
2 этап
Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе.
- Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а также показать школьную жизнь с интересной стороны. - В апреле-месяце в школе проводится «День открытых дверей».
- Проведение мониторинга «Психологическая готовность к школе»
- Экскурсии в школу – важный компонент мотивационной готовности к школе. (Дети подготовительных групп знакомятся со школьными кабинетами, с работниками школы. Эти экскурсии носят познавательный характер, способствуют воспитанию у детей чувства патриотизма).- Знакомство родителей с учителями начальной школы.
3 этап
Встречи с выпускниками и учителями:
-выступление выпускников детского сада на школьных родительских собраниях для будущих первоклассников «Скоро в школу мы пойдём»;
-проведение выпускного утренника в детском саду;
-составление плана совместной работы ДОУ и школы на следующий учебный год.
План работы по реализации проекта
№
Мероприятие Сроки Участники
1 Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы
Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка». сентябрь-октябрь
завуч начальных классов, старший воспитатель
2 Проведение праздника «День Знаний» 1 неделя сентября воспитатели
3 Оформление уголков в группе для игры «Школа» дети и родители сентябрь воспитатели
4 Подборка книг о школе.
Оформление уголков книг «Читаем сами» дети и родители воспитанников.
октябрь воспитатели
5 Организация выставки методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе».
октябрь
педагоги,
воспитатели
6 Диагностика готовности детей подготовительной группы к школе дети подготовительной к школе группы
октябрь
психолог
воспитатели
7
8 Педагогический совет о « Предварительной диагностики к школе детей подготовительной группы»
1.Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме «Подготовка детей к школе». 2.Подготовка к новому году и выпускному. октябрь
октябрь,
декабрь старший воспитатель
психолог
воспитатели
9 Праздник «Золотая осень» учащиеся начальных классов и дети подготовительной к школе группы.
ноябрь Муз. работник
воспитатели родители
10 Беседы «Если ты останешься дома один» (основы безопасности). «Зачем учиться в школе? ». Непосредственно образовательная деятельность.
Беседы о школе. Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную тематику. Экскурсии в школу, в школьный музей, библиотеку. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений.
Ознакомление с пословицами и поговорками.
Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. Словесные и дидактические игры на школьную тематику.
Сюжетно-ролевая игра «Школа». в течение года.
дети и воспитатели подготовительной к школе группы
11 «Новогоднее чудо» (выставка рисунков и поделок ручного труда)
декабрь воспитанники детского сада воспитатели
12 Консультация: «Скоро в школу» родители подготовительной группы
декабрь воспитатели
13 Экскурсия детей подготовительной группы в школу №7 январь Дети,завуч начальных классов, воспитатели
14 Выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе» январь дети подготовительной группы
15 Познавательный досуг с элементами театра «Дорожная азбука» (изучение правил дорожного движения) Январь-февраль дети подготовительной к школе группы
воспитатели музык. работник
16 Физкультурный праздник «Юные олимпийцы». февраль дети подготовительной группы и родители
17 Организовывать консультации для родителей по следующим темам: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника». Памятки для родителей «Как развить у ребенка любовь к чтению», «Игра – это серьезно», «Воспитание добротой В течение года старший воспитатель
психолог
воспитатели
18 Совместная выставка творческих работ «Моя мама лучше всех», «Моя будущая школа». март Дети, воспитатели
19 Как хорошо, что есть семья!(Семейный праздник для детей подготовительной группы и их родителей). март Дети, воспитатели родители
20 Семинар-практикум «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и образовательной деятельности в детском саду». Апрель-май Педагоги школы и ДОУ
21 Мониторинг готовности детей к школьному обучению дети подготовительных к школе групп Апрель психолог
воспитатели
22 Фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники»; альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики; иллюстрации «Все о школе». Апрель-май дети, родители, педагоги детского сада
23 - Консультация для родителей «Скоро в школу». -Анкетирование родителей. апрель педагоги ДОУ
24 День открытых дверей в школе. Показ занятий для учителей начальных классов. Апрель-май старший воспитатель
психолог, воспитатели
25 Выступление учителей начальной школы на родительском собрании «Готовимся к школе». май Учителя нач.школы, психолог.
26 Выпускной утренник «Путешествие по стране Детства». май дети, родители, педагоги детского сада
Результаты проекта:
• у детей, родителей, выпускников появится интерес к сотрудничеству, партнерству;
• дети научатся выражать свои чувства и понимать чувства других;
• они станут более уверенными в себе, научатся преодолевать робость, сопереживать;
• адаптационный период у первоклассников будет более благоприятной;
• у учителя начальной школы появятся мотивация к взаимодействию с ДОУ.
речь детей станет связной, выразительной, расшириться их словарный запас;
Литература:
1. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; Доскин В. А. под ред. В. А. Доскина. – М. : Просвещение, 2007.
2. «Поговорим о преемственности», Р. Стеркина, «Обруч», №1, 1997г
3. «Преемственность: так в чем проблема? », Е. Сербина, «Обруч», №1, 1997г
4. «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка», - О. П. Миронова, «Управление дошкольным образовательным учреждением» №2, 2003г.
5. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М. : ТЦ Сфера, 2006.