Совместный проект Сказка ложь, да в ней намек-добрым молодцам урок 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Города Иркутска детский сад № 41
Совместный исследовательский проект               
«Сказка- ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок».
Актуальность.
Одной из важнейших задач в качественной подготовке ребёнка к школе является формирование связной речи. Основополагающее звено в развитии связной речи - воображение. Чтобы связно рассказать о чём-либо, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения. Одной из форм развития связной речи является сочинение сказок, рассказов, историй детьми
 Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.
Вы пробовали с детьми сочинять сказки?  Сочинение сказок развивает не только фантазию, но и речь, мышление, воображение ребенка, помогает в творческой форме закрепить имеющиеся у ребенка знания, готовит к успешному школьному обучению, сплачивает семью и доставляет массу положительных эмоций, формирует  у ребенка чувство своей успешности.Цель работы:
Подвести дошкольников посредством игры к самостоятельному словесному творчеству и сочинению собственных сказок; развивать креативность и самостоятельность в процессе составления текстов сказочного содержания.
Задачи:
Помочь сформировать умение самостоятельно придумывать событие, явление, определять его место и время прохождения.
Подвести к коллективному сочинению сказки на предложенную тему.
Развивать связную речь детей, работать над ее выразительностью.
Способствовать развитию  словаря,  формированию  грамматического строя речи.
Развивать интерес к творчеству,  творческие  способности,  желание  фантазировать.
Способствовать совершенствованию воспитательного процесса в сфере нравственного, эмоционального, эстетического развития.
  Гипотеза:
 Сказки живут с древних времен, сказки бывают народные и авторские, сказку можно сочинить самому.
 Вид проекта:
 Творческо – исследовательский. 
 Продолжительность проекта:
 1 год
 Участники проекта: 
 Педагоги, дети старшего и младшего дошкольного возраста, родители,  сказочный персонаж цыпленок Зося. 
Обеспечение: 
Сборники русских народных сказок, авторских сказок, иллюстрации к сказкам, литература, репродукции картин, рисунков, фотографии, аудиозаписи классической музыки композитора Н. Римского-Корсакова, К. Сен-Санса, А. Грибоедова; методическая литература, сказочный герой цыпленок Зося.
ТСО:
Компьютер, ноутбук, музыкальный центр, видеопроектор, телевизор
Формы реализации проекта:
Изготовление настольного кукольного театра.
Наблюдения в природе, исследовательская деятельность.
Речевые игры.
Информационно-познавательные беседы.
Художественно-речевая         деятельность         детей         (составление       описательных рассказов, сочинение историй, сказок, загадок).
Изодеятельность, ручной труд, моделирование.
Театрализация сказок собственного сочинения.
Конкурс стихотворений о сказках.
Экскурсия в городскую библиотеку.
Оформление выставок «По дорогам сказок»
Открытое занятие «Люблю я русские сказки»
Развлечение «Что за прелесть эти сказки! »
Сотворчество детей и родителей по сочинению и оформлению сказки.
Предполагаемый результат:
      Развитие интереса к русской литературе.
      Развитие творческих способностей детей.
      Развитие связной речи детей, обогащение словаря.
      Создание     условий,     помогающих     детям     овладеть
      творческой, продуктивной, речевой деятельностью.
      Интеграция речевого развития с другими видами деятельности.
      Совершенствование   работы       с    семьей,    создание   условий    для  
·   дополнительного общения детей и родителей и педагогов.
Предварительная работа:
Знакомство  маленького  цыпленка Зоси с детским садом, ребятами. Дети рассказывают и показывают, где они играют, занимаются, что умеют, приглашают его на прогулку.
Знакомство с различными видами сказок (русские народные, литературные, авторские), беседа о прочитанном.
Рассматривание картин и репродукций В.М. Васнецова.
Анализ композиции сказок (зачин, завязка, кульминация, развязка). Беседы с детьми на темы: “Как начинаются русские сказки”, “Что такое зачин”, “Особенности сказок ”.
Определение различий между сказкой и рассказом. Беседа “Чем отличаются сказка и рассказ”, дидактические игры “Кто больше волшебных предметов назовет”, “Вспомни героев русских сказок”, “Назови героев авторских сказок ”.
Выделение и освоение логики и последовательности развития событий в сказке. Дидактические игры “Построй логическую цепочку”, “Что за чем”, “Из какой это сказки?”, использование карточек-схем для построения сюжета сказки.
Объяснение слов и выражений: лубяная избушка, гусли, лапти, долго ли- коротко ли, ярмолка, ендова и т. д.
Работа с родителями:
Консультации для родителей: “Почитай мне сказку, мама, или с какими сказками лучше дружить дошколятам”, “Книжная полка”, “Сказка – ложь, да в ней намек”, “Сочиняем сказки с детьми”.
Посещение родителями открытых занятий по развитию речевого творчества детей.
Сочинение сказок с детьми дома.
Работа с детьми:
Досуговое мероприятие «В гости к героям любимых сказок», в рамках года литературы.
Придумывание эпитетов. Дети придумывают эпитеты, характеризующие тот или иной персонаж сказки. Для этого нужно вспомнить и сказать, какой он, найти самые точные и выразительные слова. Дидактические игры и упражнения: “Подбери словечко”, “Как еще можно сказать о герое?”.
Придумывание сравнений. Выполнение этого задания помогает развивать ассоциативные связи. Дидактические игры и упражнения: “На что похоже?”, “Придумай и скажи”.
Прием словоизменений. Этот прием помогает детям почувствовать разницу в оттенках слов. Дидактические игры: “Измени слово”, “Цепочка слов”.
Придумывание синонимов и антонимов к словам. Дидактические игры “Скажи наоборот”, “Подбери похожее слово”.
Сочинение сказочных историй с заранее обусловленным началом. Дидактическое упражнение “Продолжи историю”.
Сочинение сказочных историй по картинкам, по сериям картинок.
Коллективное составление сказок по картинкам, по сериям картинок. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображенные на картине, третий – последующие действия, поступки героев, чем закончились их приключения.
Сочинение историй по методу “бином фантазии” (интересная история, в которой увязываются два случайно выбранных и разных по смыслу понятия или герои различных сказок). Необходимость придумать 
необычную занимательную историю значительно повышает творческую речевую активность детей.
Сочинение историй по методу “сказка-калька” (по схеме известной сказки создается новая, похожая по смыслу, но с другими персонажами, действиями, деталями). Это не копирование известной сказки, а лишь заимствование ее принципа, развитие самостоятельного сюжета.
Придумывание собственных сказок.
Создание самодельной книги. В нее записываются сочиненные детьми истории. Ребята самостоятельно и с помощью родителей иллюстрируют их содержание. Дети проявляют выдумку, фантазию при оформлении обложки, иллюстраций к сказке.
Продукт проектной деятельности: 
Подтверждение гипотезы: Сказки живут с древних времен, сказки бывают народные и авторские, сказку можно сочинить самому.
Рисунки, поделки, аппликации по сказкам.
Изготовление волшебной книги сказок собственного сочинения 
         «Приключения цыпленка Зоси»
Презентация «Как мы сочиняли сказку»
15