Исследовательский проект к презентации Сказка ложь — да в ней намек
ВВЕДЕНИЕ
Мне веет светлым вдохновеньем
Веселой зеленью долин .Ключей задумчивым журчаньем
От русских сказок и былин.
Меня зовут Гурмикова Сатаней , я учусь в 0 «а» классе
Прекрасен сказок мир воздушный,
К нему с младенчества привык;
Мне мил и дорог простодушный
Животворящий их язык.
А меня зовут Хаджимустафова Милена , я тоже учусь в 0»а» классе.
Когда мы ходили в детский сад, то нас учили понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», но мы не всегда поступали правильно, часто делали так, как нам хотелось. Теперь мы пришли в школу и учимся отличать зло от добра.
Сказки любят взрослые и дети.
Их читают всюду на планете.
Сказки уважают, обожают.
Ведь всегда добро в них побеждает.
Меня зовут Асланукова Малика , я учусь в 0 «а» классе.
А меня зовут Нахушева Милана , я тоже учусь в дошкольной группе.
Все ребята нашего класса любят сказки. Раньше нам их читали родители и бабушки, а сейчас мы научились читать и сами можем знакомиться с народной мудростью.
Древние традиции нашего народа заложены в русских народных сказках. Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.
Когда мы пришли в школу, многие из моих одноклассников не умели выполнять правила поведения и уважительно относиться к старшим. Но, когда учитель задавал вопрос, все правильно отвечали по поводу правил поведения и хороших манер.
Получается, что ответы все давали верные, а поступали не всегда правильно. Когда мы обсуждали сказку, всем было интересно работать . Мы вместе решили продолжить эту работу и обратиться к сказкам, изучить их.
Область исследования: литература.
Предмет исследования: русские народные сказки.
Гипотеза.
Я предположила ,что взрослые часто просят нас соблюдать правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу. Особенно их огорчает то, как мы ведём себя по отношению к своим родителям, бабушкам, дедушкам, учителям.
А ведь эти люди о нас заботятся и стараются дать всё самое лучшее, а русские народные сказки могут научить меня и моих одноклассников добропорядочности. Если мы осознанно будем читать сказки, то воспитаем в себе такие человеческие качества, как «уважение», «дружба, «взаимопомощь».
Цель.
Целью нашего проекта была: проследить, как русский народ через сказки учил детей относиться к старшим .С какой целью создавались сказки? Чему учат нас сказки?
Задачи.
Для исследования мы решили перечитать сказки , собрать информацию о них, и поставили перед собой следующие задачи:
-изучить русские народные сказки;
-выявить ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того, что не выполняли правил поведения хорошего тона;
-проследить, какими приёмами пользовались составители сказок для того, чтобы научить героев уважительному отношению к старшим;
-привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.
Мы провёли практическое исследование на основе русских народных сказок.
Практическая часть.
В ходе исследования мы работали над русскими народными сказками и вот что мы выяснили. В русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочка не послушала, что ей наказывали отец с матерью, и её братец попал в беду. Но девочка не растерялась и побежала искать братца. По дороге она встречает яблоню, печку, речку с кисельными берегами.
Когда девочка обращалась к этим персонажам без уважения, никто не хотел ей помочь. А когда она стала обращаться ласково и уважительно: печка – матушка, речка –матушка, все девочке помогли. Родителей девочка называет батюшка и матушка. Даже к злой бабе-Яге обращается вежливо. В этой сказке девочке помогли упорство, трудолюбие и вежливость.
Попала в опасность и Машенька из сказки «Маша и медведь», когда не послушала старших и отстала от подружек. В этой сказке Машенька тоже очень ласково и вежливо называет своих родных бабушкой и дедушкой. Девочке помогли выбраться из сложной ситуации смекалка и трудолюбие.
В сказке «Кашица из топора» солдат обращается к старой женщине «Здравствуй, божья старушка!» Хоть старуха и была вредная, но солдат не грубил ей, потому, что она была старше его и заслуживала уважения. В итоге, своей вежливостью и терпеливостью солдат добился желаемого.
В сказке «Морозко» девушка, которая была терпелива и вежлива с Морозко» и получила в награду соболью шубу, золото, серебро и короб с богатыми подарками. Мачехина то дочка за свою грубость, жадность и обжорство была наказана. Здесь мы видим как награждалось в сказках кротость и уважительное отношение в любой, даже самой тяжёлой, ситуации.
В сказке »Колобок» колобок сбежал от бабы и деда .Он не знал, что его ждут большие опасности. Непослушание колобка привело его к гибели. Его съела хитрая лиса.
Анкетирование
После чтения сказок была проведена анкетирование среди учащихся нашей школы, для того чтобы ответить на вопрос: »Чему учат нас сказки?» По итогам анкет выявили, что…
Сказка - это выдуманная история, которая чему-то учит;
Это мир, где много чудес и добра, где кто-то друг другу помогает.
У каждого ученика нашего класса есть своя любимая сказка.
Учат нас любить и уважать родителей .Учат быть добрым, справедливым, сильным и смелым.
А еще любая сказка учит нас жить.
Заключение.
В результатеисследования мы выяснили:
-в большинстве русских народных сказок встречаются ситуации, из которых добрые молодцы, то есть мы – читатели можем получить урок;
-в русских народных сказках непослушание родителям или взрослым наказывалось, а терпение и послушность вознаграждались;
-герой получал помощь только тогда, когда он вежливо обращался за ней, и многим героям пришлось проходить целые испытания чтобы понять это;
-обращение к родителям и старшим людям было уважительным и ласковым: батюшка, матушка, бабушка, дедушка, к родным – сестрица, братец;
-главным в сказках был труд, с помощью которого герои выходили из сложных ситуаций.
А.С.Пушкин писал:»Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».Этот «намек»- есть правда сказки и правда мыслей и чувств человека .
В сказках мудрость народа: »Не рой другому яму, сам в нее попадешь», «За добро добром платят»,»Жизнь дана на добрые дела».
Вывод.
В ходе работы со сказками мы пришли к выводу:
о том, что такие качества людей как уважение, дружба, взаимопомощь присущи героям практически во всех сказках, так как ценились русским народам.
Всё-таки наше предположение подтвердилось: взрослые не зря беспокоятся о нас и не разрешают нам грубить, вредничать и лениться.
Они хотят научить нас уму-разуму. Ведь тот, кто в детстве не научится, потом намучится. А сказки, написанные много-много лет назад, помогают нам это понять.
В классе я познакомила ребят со своим исследованием и продолжаю изучать русские народные сказки.
Спасибо за внимание.
Литература.
1. Русские народные сказки / Сост., вступ. и прим. В.П. Аникина. – М.: Правда 1985. – 576 с.
2. Интерактивный ресурс. Словарь Википедия. http://ru.wikipedia
3. Интерактивный ресурс. Русские писатели и поэты. Словарь литературоведческих терминов. http://writerstob.narod.http://www.deti-66.ru/Детский исследовательский проект
4.Русские народные сказки:»Гуси-лебеди»,»Колобок»,»Маша и медведь»,»Каша из топора»,»Морозко», «Финист-Ясный сокол».
5.Русские народные сказки \ под ред.О .Ф.Трифоновой—М:АСТ-АСТРЕЛЬ,2002.