Статья Метод проектов в обучении иностранному языку


Метод проектов в обучении иностранному языку
В настоящее время метод проектов имеет широкое распространение в обучении иностранному языку. Благодаря проектной методике в технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность и изобретательность студентов, а преподаватель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя и координатора. Целью метода проектов является устранение зависимости студента от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни.
В основе любого проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, студентам требуется не только знание языка, но и владение определенными умениями, например: работать с информацией, разнообразным справочным материалом; находить несколько вариантов решения проблемы, прогнозировать последствия того или иного решения проблемы, вести дискуссию, слушать и слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения и т.п.
Метод проектов применяется мною более десяти лет. Начав работать со студентами колледжа, я почувствовала, что отработанный по темам языковой материал как бы «повисает в воздухе» и требует какого-то дополнительного выхода. В поисках путей наиболее эффективного использования полученных знаний и умений я пришла к методу проектов. Планирование работы начинается с отбора страноведческого и языкового материала. Каждый проект соотносится с определенной темой устной речи. Для организации проектной работы отбирается только тот материал, который вызывает интерес у студентов. К таким проблемам можно отнести следующие: исследование истории возникновения различных праздников страны изучаемого языка, проблема свободного времени молодежи, проблема взаимоотношений между поколениями и т. п. Решаемая проблема должна иметь практическую, теоретическую и познавательную значимость.
Например, при подготовке проекта « Система образования России и страны изучаемого языка» обсуждается проблема: какая система эффективнее? Что положительного можно взять в системе образования России и Великобритании или Германии, чтобы построить школу будущего? Какой вы эту школу представляете?
В проектах доминирует творчески-информационная направленность, так как они имеют целью сбор информации по какой-либо проблеме, затем ознакомление с этой информацией, облекаемой в определенную форму-газету, коллаж, реферат, альбом и т.п. Подготовка и защита проектов проводится на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации языкового материала на репродуктивном уровне.
Вместе со студентами было разработано несколько проектов. Например, изучение разговорной темы «Взаимоотношения в семье» мы завершили проектом «Мое генеалогическое дерево», поскольку большинство студентов предпочли работать индивидуально по этой теме. Экспертная группа из нескольких человек готовила вопросы участникам проекта. При подведении итогов члены экспертной группы вручили каждому участнику памятные дипломы с надписью: «Самая большая семья», «Самая спортивная семья», «Самая веселая семья», прокомментировав свое решение.
Работая над темой «Страна изучаемого языка», студенты выполняли проектное задание « Выдающиеся люди Великобритании». Им была предложена следующая проблемная ситуация: если бы вы составляли некое справочное пособие о выдающихся людях Великобритании, то о ком вы написали бы в первую очередь? Кто, на ваш взгляд, внес значительный вклад в развитие мирового искусства и культуры? Каждый студент выбрал одного представителя искусства и культуры Англии, готовил сообщение о нем и оформлял материал для совместного альбома «Выдающиеся люди Великобритании», который теперь можно использовать в работе и в других группах.
Изучая тему «Города Великобритании», студенты разрабатывали маршрут экскурсии по стране (проект «Путешествие по городам Англии»). Каждая группа, состоящая из трех человек, представляла один город, рассказывала о его истории, достопримечательностях и известных людях, родившихся в этом городе. Таким образом, был представлен один туристический маршрут по Великобритании, включивший в себя пять самых интересных для группы городов таких, как Кентербери, Кембридж, Оксфорд, Лондон, Ливерпуль.
В рамках работы над темой «Традиции и обычаи страны изучаемого языка» студенты проводили сравнительный анализ истории и традиций различных праздников двух стран. Результаты своей исследовательской работы по теме «Праздники России и Англии/Германии» студенты представили в презентациях об этих праздниках. Они выявили общее и различия в традициях Рождества, Нового года, Пасхи и других праздников.
Работа над данными проектами позволяет сделать вывод о том, что если целенаправленно и систематически использовать их в работе при обучении иностранным языкам, то эффективность будет высоким. Например, увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, работы со словарем и другими справочными материалами. Совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор студентов, развиваются коммуникативные навыки. Метод проектов дает большие возможности для активной устной практики студентов. Наличие элементов поисковой деятельности создает условия для их билингвального и бикультурного развития. Кроме того, процесс работы над проектом развивает интерес к иностранному языку как к предмету.
Следует отметить, что работа по методу проектов наряду с многочисленными преимуществами имеет и определенные трудности. К этим трудностям можно отнести недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах, нехватку времени (по учебному плану на изучаемые темы отводится в среднем 10 уроков), недостаточную подготовленность студентов к проектным формам работы и сложность вовлечения слабых студентов в данную работу. Но чем вдумчивей преподаватель готовится к занятию, прогнозируя возможные речевые и языковые действия студентов, планируя уровень опор, необходимых для каждой группы или студентов в отдельности, тем продуктивнее проходит занятие.
Не нужно слишком часто обращаться к проектам, так как это ведет к быстрому утомлению студентов и нежеланию принимать активное участие в них. Целесообразно включать студентов в проектную работу 1-2 раза в учебный семестр. При соблюдении данных рекомендаций и умелом сочетании с другими методами проектная методика оказывает положительное обучающее воздействие на студентов и способствует их всестороннему развитию.
Таким образом, использование метода проектов дает возможность студентам больше работать самостоятельно и на занятиях, и во внеурочное время, развивать их творческие способности, проверять и проявлять себя в лидерстве. Благодаря данному методу можно решить такие задачи, как преодоление инертности студентов на занятиях, боязни говорить и писать на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. У них появляется личная ответственность за свои знания и умения и возможность включить их в реальную деятельность.