Конспект урока Жизненный подвиг А.Н. Радищева. Обзор содержания «Путешествия из Петербурга в Москву»


Тема: Жизненный подвиг А.Н. Радищева. Обзор содержания «Путешествия из Петербурга в Москву»
Цели образовательная: дать представление о Радищеве как о высоконравственной личности, подвести к выводу, в чем заключается жизненный подвиг Радищева;
развивающая : определить идейное содержание книги в целом и отдельных глав; воспитательная: воспитывать у обучающихся стремление занять в обществе активную жизненную позицию. Планируемый результат деятельности: формирование второго уровня результатов - позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реалии в целом,приобретение обучающимися новых знаний о гражданской позиции А.Н. Радищева; умение сопоставлять с современностью. Планируемый эффект деятельности: приобретённые знания, пережитые чувства должны помочь формированию компетентности, идентичности.
Оформление:
1.Стенд «Радищев - рабства враг»
2. Выставка книг.
3.Зажжённые свечи.
4.Указатели с названиями станций.
5.Литературоведческий словарь.
На доске: Жизненный подвиг Радищева.
Бунтовщик хуже Пугачева
Екатерина Вторая.
Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями
человечества уязвлена стала
А. Радищев.
№1.Оргмомент.
№2.Вступительное слово учителя.
Весной 1790 года на Грязной улице Петербурга в типографии, неподвластной цензуре, были набраны и отпечатаны последние страницы «Путешествия из Петербурга в Москву» - Александр Радищев завершил свой труд.
Та далекая весна была еще предвестием Великой французской революции. Впереди было взятие Бастилии, когда впервые грозно прозвучали слова песни времен французской революции «ПОЙДЕТ!», звавшие вздернуть аристократов на фонари, и казнь Людовика16, и якобинский террор, ужаснувший современников, и крах якобинской диктатуры.
Радищев – один из немногих не только в России, но и в Западной Европе, кто обладал знанием, способным и предсказать, и объяснить финал трагедии, венчавшей исход «безумного и мудрого» столетия.
Но самое главное и сегодня поражающее - это мысли Радищева о революции российской. Ему уже тогда, на закате 18 столетия, многое виделось с той пронзительной ясностью, которую мы стали обретать недавно.
Как же драгоценно должно быть для нас это радищевское знание! Пора, пора признать нашу вину перед Радищевым, вину непонимания, незаинтересованности, беспамятности!
Давайте же по русскому обычаю зажжем свечи - символ жизни - ( и в прямом, и в переносном смысле) в знак нашего уважения и памяти о том человеке, который был самым смелым мыслителем 18 века, не мирившимся с социальным злом, безразличием, ограниченностью духа и мысли, летел в своих мечтах к тому обществу, которое пытался разглядеть в своих мечтах сквозь завесу времени.
Но книга Радищева, законченная за год до начала французской революции, органически выросла на русской почве, была кровно связана с русской действительностью последней трети 18 века.
Поэтому нам необходимо знать, какой была Россия последней трети 18века.
Выступление обучающегося. Учитель. Да, в период царствования Екатерины Второй в связи с ростом производительных сил, развитием новых, капиталистических отношений, в стране резко обостряются социальные противоречия. Все более жестким становится крепостнический гнет.
В своей внутренней политике Екатерина Вторая отстаивала прежде всего интересы дворянства, затем купечества. А крестьянин, как писал А. Радищев, « в законе мертв».
Наиболее крупной российской помещицей была сама императрица. То там, то здесь вспыхивали восстания. Волнения подавлялись.
Обличение крепостного произвола, сочувствие угнетенному крестьянству – ведущая тема литературы 18 века.
Радищев направил свои смелые удары именно на « основу»,на «принцип зла», т. е. на всю систему крепостничества и царизма.
ВОПРОСЫ.
№1. Как складывалась жизнь этого удивительного, выдающегося человека?
№2. Под чьим влиянием сформировались такие взгляды?
Выступления обучающихся.
Учитель. Действительно, все передовые люди горячо любили свою родину, но только в сознании Радищева идея патриотизма наполнилась революционным содержанием.
Подлинным патриотом Радищев признает только того, кто отдает все свои силы на благо народа, кто «не страшится пожертвовать жизнью», кто способен на героический поступок.
.И слова Радищева подтверждены всей его дальнейшей жизнью. А основным его делом и воистину подвигом всей жизни стало создание книги «Путешествие из Петербурга в Москву», которую он адресовал читателю и другу Алексею Кутузову, способному, как и он сам ,пройти трудным путем исканий, не устрашиться жесткой, неотступной прямоты коренных вопросов бытия и – самое главное!- нашедшему в себе силы устоять перед искушением примиряющей простоты и ясности.
Об истории «сожженной книги» расскажет…подготовленный ученик…
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧ-СЯ.
УЧИТЕЛЬ. Ничто: арест, угроза смертной казни, ссылка в Сибирь – не сломило революционного духа Радищева. Верность своим убеждениям он подтвердил в стихотворении:
Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? –
Я тот же, что и был и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!..
«Путешествие из Петербурга в Москву» - очень сложная книга. И не только потому, что, по признанию самого Радищева, написана тяжелым языком. Сложность - в столкновении в ней противоположных идей: революционных и революции чуждых, отрицающих ее , предостерегающих от нее. И противоречия представлены откровенно.
Сегодня пришло время понять Радищева. Он сомневался в необходимости революции, и его тревога была не напрасной.
Если мы сумеем понять, что мысли, тревоги, сомнения, надежды созвучны нашим собственным, то поймем и то, что книга его современна, созвучна нашему времени.
Итак, будем читать – решимся на путешествие с Радищевым, вместе с ним отправимся в дорогу навстречу российским далям, по путям и перепутьям духовной жизни россиян конца 18 века.
А кто- то из вас поможет нам определить путь следования от станции к станции в хронологической последовательности, так и проверим, как вы поняли композицию этого произведения.
Вызванный ученик прикрепляет указатели с названиями станций в порядке следования, затем сверяет с картой - схемой.
УЧИТЕЛЬ. В самом начале пути звучит голос путешественника, неотделимый от авторского голоса. Безымянный главный герой книги предстает как человек, свято верящий в идею Просвещения – в то, что жизнь можно изменить, «уповал на мудрые законы».
Зачитать отрывок «…лошади меня мчат…»
Сколько русских писателей будут отдаваться «вослед Радищеву» власти дороги, русского пути, русской думы…
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ с анализом глав – станций в соответствии с картой – схемой. Рефлексия.
УЧИТЕЛЬ. Вот и заканчивается наше путешествие. Давайте подведем итог, коллективно решим, удалось ли оно, сумели ли вы определить, какие главные вопросы рассматривает Радищев.
№1.Положение крестьян.
№2.Обличение самодержавия.
№3.Призыв к революции.
№4. Предостережение.
ВОПРОСЫ.
№1. Какова идея прочитанных вами глав?
№2.В чем заключается гражданский подвиг А. Н. Радищева?
УЧИТЕЛЬ. Екатерина Вторая ошиблась, назвав Радищева бунтовщиком хуже Пугачева. Он был не бунтовщиком – революционером.
В неотвратимости кровавого крушения основанной на угнетении и эксплуатации российской государственности он не сомневался. Но его настораживала обратимость социальных процессов.
Почему «вольность» способна превращаться в рабство? Не случится ли такое в России? Не грядет ли вслед за победившей революцией, обретенной свободой пора нового угнетения, нового попрания свобод и прав человека?! Не породит ли пролитая кровь – новую кровь, новое насилие – и так без конца?!..
Тревога была не напрасной. Сегодня мы это понимаем.
Разве не напоминает созданный им мир, раздираемый противоречиями, сомнениями, болью и надеждой, то, что происходит с нами сегодня? Кто только ни стонет, ни кричит, ни проклинает, ни призывает то к решительным действиям, то к сдержанности: и пахарь, и обреченная на нищету крестьянская семья, и воин, в бою лишившийся зрения и принужденный нищенствовать…
Разве не подобное «разноголосие» слышно и теперь в нашей жизни?!
А ведь Радищев объясняет: главное условие всеобщего процветания – СВОБОДА, которую недопустимо ограничивать. Но свобода неизбежно сопряжена с великими трудностями.
Понять бы нам Радищева в том, что революция - великая неизбежность, закономерность русской истории, « лик ее страшен», принесет она не мгновенно утверждающуюся благодать. И для народа путь один – не дать заглушить ростки свободы духа. В этом – надежда.
ОБРАЩЕНИЕ К ВЫСТАВКЕ КНИГ.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ.
И еще очень важную мысль я должна озвучить. Радищев материально не нуждался. Но в нем очень сильно было развито чувство сострадания, чужую боль он ощущал как собственную, поэтому и жизнь свою он построил так. Мне хочется, чтобы этому вы постарались научиться у Радищева. Я не призываю вас всех стать революционерами, но помочь человеку, даже если он вас об этом не просит, поддержать его в нужный момент – это должно стать для вас программой – минимум.
ПИСЬМЕННЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС /ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ / №1.Актуально ли произведение А.Н. Радищева?
№2 .В чем заключается жизненный подвиг Радищева?