Статья из опыта работы Проектный метод обучения на уроках математики


Понаморенко Л.И.
Проектный метод обучения на уроках математики
В связи с изменениями, происходящими сегодня в образовании и требованиями предъявляемыми федеральным государственным образовательным стандартом, школы переходят к системно -деятельностному подходу в процессе обучения, связанному с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.
Одним из наиболее эффективных способов развития школьника в рамках системно-деятельностного подхода является использование в образовательном процессе активных методов обучения, направленных не на изложение учителем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение ими учащимися в процессе активной познавательной деятельности.
Современный успешный человек обязан уметь организовывать свою жизнь (составлять проект): определять дальнюю и ближайшую перспективы, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать алгоритм деятельности, анализировать и оценивать полученные результаты. Большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве- люди, обладают проектным типом мышления. Поэтому на уроках необходимо находить место для развития проектного мышления. Метод проектов, успешно применяемый на современных уроках обучения математики позволяет в полной мере реализовать принципы системно-деятельностного подхода.
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. [1]
Цель проектной деятельности - понимание и применение учениками знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении математики.
Выполнять школьный проект, это значит:
уметь работать с другими;
принимать продуманные решения;
проявлять инициативу;
решать комплексные проблемы.
Проект должен быть ориентирован на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и математических способностей, волевых качеств, творческого мышления в процессе создания нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.
Работа над проектом позволяет перевести взаимоотношения учителя и учеников в новую образовательную парадигму. Учитель становиться партнером и консультантом, а не только источником новой информации, и за счет расширения деятельности учащихся и затрагивания их эмоциональной сферы, изменяется психологический климат уроков математики, возникает и развивается интерес к исследуемой проблеме.
Выполнение проекта позволяет стимулировать интерес учащихся к определенным темам через постановку проблемы, которая решается в процессе исследовательской деятельности и применения на практике полученных знаний и умений. Участие в образовательных проектах, дает возможность каждому ученику раскрыть свой потенциал, приобрести навыки учебно-исследовательской работы, расширить свои знания по математике, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ.
Структура проектной деятельности на уроках матеатики:
Подготовительный этап:
1 постановка проблемного вопроса по обсуждаемой теме;
2 выдвижение гипотез, определение целей и задач;
3 формирование исследовательских групп;
4 установление сроков исполнения проекта;
5 подготовка материалов по сопровождению и поддержке проектной деятельности.
Основной этап:
1 формулирование темы исследования;
2 составление плана;
3 работа с источниками знаний;
4 практическая работа по выполнению заданий;
Заключительный этап:
1 оформление проекта в виде презентации, реферата, буклета и т.п.;
2 обоснование решений с практически значимыми результатами;
3 защита проекта;
4 анализ полученных результатов и оценка проекта;
5 рефлексия проделанной работы и подведение итогов.
Целесообразно организовывать проекты различных уровней сложности.
Это могут быть мини-проекты в рамках одного урока, затрагивающие один вопрос (Решение задачи разными способами и выбор наиболее рационального; изучение свойств геометрических фигур; самостоятельный вывод теоремы; вывод формулы).
Краткосрочные проекты –до четырех уроков, позволяющие изучить комплексно вопрос, изучить литературу, подготовить презентацию проекта (Теорема Пифагора, история возникновения, различные способы доказательства; правильные многоугольники; задачи на построение; изучение биографии ученых-математиков и т.п.)
Недельные проекты – по аналогии с краткосрочными проектами, но более длительные, могут включать в себя внеклассное мероприятие, выезд за пределы школы для более глубокого изучения вопроса.
Долгосрочные проекты – проекты, растянутые по времени, требующие длительного изучения, подготовки обширной презентации, глубоких исследований. Часто долгосрочные проекты применяются во внеурочной деятельности, на кружках, факультативах, либо носят циклический, преемственный характер (учитель возвращается к этой теме каждый год, по мере получения учащимися новых навыков). Например, проект «Проценты в нашей жизни», посвященный обобщению и углублению знаний по теме «Проценты», необходимых учащимся в жизни, включающий в себя проведение социологических опросов, изучения динамики различных процессов, решение задач с практическим содержанием, а именно таких задач, которые связаны с применением процентных вычислений в исследовательской деятельности человека. Также в качестве долгосрочного можно рассмотреть проект «Ремонт квартиры», начать с учащимися 5 класса, после изучения площадей прямоугольника и квадрата, а продолжить его можно с учащимися старших классов, которые уже изучают геометрию.
Помимо полноценных проектов, на уроки математики дают возможности для постоянного использования элементов проектной деятельности: на уроках ученики выполняют практикумы, по результатам экспериментальной работы формулируют гипотезы и на их основе получают результаты. Важно отметить, что учитель показывает лишь общие подходы к постановке задач исследования
Рассмотрим путь изучения и исследования математических задач в режиме проектной деятельности. Можно предложить учащимся:
1. Придумать (или подобрать) и решить математическую задачу по рассматриваемой теме несколькими способами; проанализировать решения и сделать вывод о рациональности того или иного способа.
2. Составить и решить задачу с меняющимся содержанием условия или с несформулированным вопросом; проанализировать, как изменится решение при изменении части условия или вопроса.
3. Сформулировать задачу в общем виде, при ее решении выделить и решить серию более мелких задач. [2].
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Это может быть решение задачи наилучшим способом, доказательство факта или теоремы, изучение современного состояния знаний по актуальному вопросу. Можно подобрать вопросы для изучения требующие для своего решения комплексного подхода и обращения к различным наукам (физики, биологии, социологии, и т.п.). 
При выполнении проекта ученик должен провести значительную научно-исследовательскую работу, обработать большое количество источников информации, что способствует повышению учебной мотивации и накоплению фактических знаний, а также развитию информационной и коммуникативной компетенций у учащихся.
Таким образом, использование на уроках математики проектного метода обучения способно повысить степень самостоятельности, инициативности обучающихся и их познавательной компетенции, способствовать приобретению опыта творческой деятельности, воспитанию положительных ценностных ориентиров, человеческих качеств, эстетического вкуса, информационной грамотности и одаренности в целом.
1. Проектная деятельность http://old.unesco.kz/asp/best/ru_project1.html
2. Ломакина О.Н. Этапы проектирования деятельности // Высшее образование в России. –2003. –№ 3. – 168с