Методическое пособие Педагогическая диагностика в начальной школе



Содержание:
I. Психические познавательные процессы
1) внимание
2)мышление
3)воображение
4)память
II .Варианты контрольных работ для начальной школы:
По математике 1класс. Тема: «Сложение в пределах 10»
По русскому языку
Внимание
Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает.
Упражнение «Мой любимый фрукт»
Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.
Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.
Мышление
мышление – это высший уровень психической, познавательной деятельности человека, в процессе которой происходит обобщенное опосредованное речью и прошлым опытом отражение действительности в ее существенных связях и отношениях.
Тест: на проверку словесно-логического мышления
Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
Кто больше: лошадь или собака?
Утром люди завтракают, а вечером?
Днем на улице светло, а ночью?
Небо голубое, а трава?
Черешня, груша, сливы, яблоки - что это?
Почему шлагбаум опускают раньше, чем идет поезд?
Москва, Санкт-Петербург, Казань-это?
Который сейчас час?
Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это…, маленькая овечка – это…?
 На кого похожа собака - на кошку или на курицу?
 Для чего на всех автомобилях есть тормоза?
 Чем похожи молоток и топор?
 Чем отличаются гвоздь и винт?
 Что общего между белкой и кошкой?
 Что такое футбол, теннис, прыжки в высоту?
 Какие ты знаешь виды транспорта?
 Чем отличаются старый от молодого человека?
 Для чего занимаются спортом?
 почему считается плохо, если кто-то не хочет работать?
 Для чего на конверте марка?
Выводы об уровне развития
Правильны ответы на 20-18 вопросов Ребенок готов к школе
На 17-14 Средняя готовность
На 14-13 Необходимы дополнительные обследования
От 13 и ниже Подготовка ниже нормы
+ -
Позволяет выявить уровень 
словесно-логического мышления.
Позволяет сэкономить время, т.к. не
требует  раздаточного материала.
Позволяет выявить уровень словарного запаса.
Проверить правильность составления предложений. Проводится индивидуально.
Воображение
МЕТОДИКА "ПРИДУМАЙ ИГРУ"
Ребенок получает задание за 5 минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:
1)  Как называется игра?
2)  В чем она заключается?
3)  Сколько человек необходимо для игры?
4)  Какие роли получают участники в игре?
5)  Как будет проходить игра?
6)  Каковы правила игры?
7)  Чем должна будет закончиться игра?
8)  Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?
Оценка результатов
В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. Поэтому ребенку необходимо помогать, задавая наводящие вопросы, но не подсказывать ответы.
Критерии оценки
1) оригинальность и новизна, 2} продуманность условий,
3)  наличие различных ролей,
4)  наличие правил,
5)  точность критериев оценки успешности проведения игры.
По каждому из этих критериев ребенок может получить от 0 до 2 баллов.
0 баллов — полное отсутствие определенного признака,
1 балл — наличие, но слабая выраженность в игре данного признака,
2 балла — отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.
ВЫВОДЫ ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ
10 баллов — очень высокий;
 8-9 баллов — высокий;
4-7 баллов — средний;
2-3 балла — низкий;
балл — очень низкий.
Память
Методика "Долговременная память".
Экспериментальный материал состоит из следующего задания.Экспериментатор сообщает: "Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:
стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко".
Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

где А - общее количество слов,В - количество запомнившихся слов,С - коэффициент долговременной памяти.Результаты интерпретируются следующим образом: 75-100% - высокий уровень; 50-75% - средний уровень; 30-50% - низкий уровень; ниже 30% - очень низкий уровень.
Контрольная работа по математике
Вариант 1.
1. Реши задачу:
Школьники посадили 14 кустов, а деревьев   на 6 меньше. Сколько всего  саженцев     посадили школьники?
Вычисли столбиком:
26 + 47 =           87 – 25 =
44 + 36 =           70 – 27 =
69 + 17 =           44 – 71 =
Реши уравнения:
х + 40 = 62               х + 17 = 33
Начерти один отрезок длиной 1 дм, а другой на 1 см длиннее.
5*.  Сумма трёх чисел равна 11. Сумма первого и второго 6, а сумма второго и третьего 9. Найди эти числа.
Вариант 2.
Реши задачу:
К праздника купили 17 кг груш, а яблок – на 7 кг больше. Сколько всего килограммов фруктов купили к празднику?
Вычисли столбиком:
53 + 37 =           86 – 35 =
36 + 23 =           80 – 56 =
65 + 17 =           88 – 81 =
Реши уравнения:
64 – х = 41               30 + х = 67
Начерти один отрезок длиной 1 дм, а другой на 3 см короче.
5*.  Сумма трёх чисел равна 16. Сумма первого и третьего 11, сумма третьего и второго 8. Найдите эти числа.
Контрольная работа по русскому языку
Вариант 1
1. Запиши буквы, с которых начинаются имена людей:
Иван, Лариса, Зоя, Вера, Анна, Слава, Егор, Эмма, Гриша.
Подчеркни гласные буквы.Вспомни, какие цветы растут на лугу, в саду.
Запиши буквы, с которых начинаются названия цветов:
ромашка, василек, колокольчик, астра, роза.
Подчеркни согласные буквы.Вспомни и запиши имена людей, которые начинаются с этих букв (2–3 слова).
Какие слова «спрятались»? Выпиши их.
о    р    л    ы     к    о    р    а     к    и    р    а     н    а    к    а     р    а    с    ь
Выдели в этих словах слоги.
Вариант 2
1. С помощью буквы и преврати лапу в дерево, рис – в цветок, кота – в морское животное.
лапа      кот      рис
Запиши слова, которые у тебя получились.
Собери для царевны Несмеяны букет цветов, в названии которых есть звук [н].
(Пион, тюльпан, ромашка, василек, ландыш)
_________________________________
Запиши названия этих цветов. Выдели слоги.
Составь из слогов слова.
ти   то   ни   на   со   но   ты   си   ки   са   о   ко   та
Запиши 2–3 слова.
2. Прочитай предложения. Запиши их, изменив имена детей по своему желанию.
У Сони была кукла (у Ани, у Кати).У Алеши была машина (у Бори, у Никиты).
3. Зрительно-предупредительный диктант.
У Пети были сани. Он катал Мишу.Вот лужайка. Жук сел на старый пень.
4. Прослушай предложение.
У осы не усы, а усики.
Запиши слова, в которых все согласные твердые.Запиши слова, в которых есть мягкие согласные.
Собака Мушка спит на крыльце.