Методическая разработка «Нетрадиционные техники на уроках изобразительного искусства в начальной школе»


Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Городецкий Губернский колледж»
Специальность 050709
«Преподавание в начальных классах»
Методическая разработка
Выполнила преподаватель МДК 01.06
Иванова Татьяна Ивановна
Тема: «Нетрадиционные техники на уроках изобразительного искусства в начальной школе»
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Нетрадиционные техники на уроках изобразительного искусства
2 Творческие способности младших школьников и способы их развития. Методика обучения школьников нетрадиционным техникам изображения
3 Методические рекомендаций для учителей по развитию творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства, через выполнение изображений нетрадиционными техникамиСписок литературы
ВВЕДЕНИЕ
В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена были нужны творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время так же требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. То есть данная программа не нова в плане ее постановки. Не нова она и в плане доказательства, необходимости ее решения уже в младшем школьном возрасте. Общественное выражение С.В. Михалкова «Все начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы.
Это объясняется тем, что этот этап, этот возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности.
Поэтому творчество, развитие творческости – одна из главных задач детского воспитания. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание ее как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к окружающему миру природы, предметов, миру людей (то есть творческое саморазвитие).
Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности школьников.
Творчество – высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное.
Тема дипломной работы актуальна в наше время, так как благодаря использованию различных видов нетрадиционных техник при изображении пейзажа на уроках изобразительного искусства приводит к развитию творческих способностей.
Проблема состоит в том, что учителя очень мало используют нетрадиционные техники изображения, так как это требует более длительной подготовки к уроку и умений владения этими техниками.
Ребенок не только должен заниматься каким-то одним видом деятельности, а она должна быть разнообразной, так как у ребенка пропадает интерес к предмету, и он его просто не желает воспринимать. Он должен познавать различные сферы деятельности. На основе этого у ребенка появится стимул к определенной деятельности и ему захочется познавать все новое, еще не постигшее им.
При работе в нетрадиционных техниках при изображении пейзажа огромную роль играет самостоятельность и воображение. Выполняя рисунок, дети фантазируют, придумывают что-то интересное, в результате получается конкретный продукт деятельности.
Таким образом, работа в нетрадиционных техниках на уроках изобразительного искусства позволяет в полной мере проявить детям свои творческие способности.
1 Нетрадиционные техники в изображении пейзажа на уроках изобразительного искусства
Изобразительная техника – умение художников пользоваться различными художественными материалами, знания различных технических приемов работы различными художественными материалами, приемов изображения предметов в перспективе, передачи светотени, конструктивного строения, выразительность передачи изображаемого, индивидуальная изобразительная манера художника,[10].
«Техника – это ярлык художника; развивайте ее неустанно до виртуозности. Без нее никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, переживания, увиденную вами красоту».
П. П. Чистяков
«Художественная техника – это грамматика, без которой никакие стремления в искусстве не серьезны и походят на замыслы младенца».
В. В. Верещагин
Чтобы научить ученика изображать, нужно создать условия для занятий изобразительным творчеством. У школьника должен быть уголок творчества, который помог бы ему как можно раньше (еще до школы) взять в руки «орудия труда»: карандаш и краски. Проводимые исследования показали, что многие предпочитают рисовать фломастерами и цветными карандашами. Реже ребенок лепит из пластилина и совсем редкое явление, когда ребенок рисует красками, в условиях дома, семьи. Фломастеры и цветные карандаши – это хорошо, но в сочетании с другими изобразительными средствами невозможны,[15].
Что же рекомендуется иметь в кабинете изобразительного искусства для творчества школьника:
- мольберт или простой стол, можно с откидной крышкой,
- акварельные краски, гуашь, карандаши (цветные, простые), фломастеры, мелки, восковые свечи, вату, различные кисти, ткань, картон, природный материал, бархатную бумагу, разноцветную тушь, клей, цветную бумагу и другое.А теперь нам нужно научить разумно использовать это многообразие материалов. Конечно, чаще всего, у детей в руках могут быть бумага, карандаши, фломастеры. Но существует множество способов нетрадиционного изображения предметов.
Рисование штрихом. Особое внимание нужно уделять обучению школьников рисованию штрихом. Что же такое штрих? Это линия, черта, которая может быть короткой или длинной, наклонной или ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу, пересекающейся и с наплывом одна на другую.
При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, свойствах материала, передать не только легкость, воздушность, мягкость, плавность, нежность, но и тяжесть, мрачность, резкость, остроту, агрессивность и раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Для достижения большей выразительности в рисунках можно научить учеников использовать штрихи разного характера: штрих, чуть касаясь бумаги, короткий и длинный штрих – забор, трава маленькая и большая, и так далее.
Если трава занимает широкое поле, то штрихи располагаются в несколько рядов. Создается впечатление поля покрытого густой щетиной зеленой травы. Она может быть прямой, колышущейся на ветру.
Ученик должен уметь изменять направление штрихов и линий. Рисуя волнообразный штрих – зигзаг, он изображает море пи различной погоде. Штрих – зигзаг с постепенным удлинением и укорачиванием дает возможность изображать сосульки,[16].
Наиболее сложный штрих – от центра круга помогает создать художественный образ: цыпленок. При подборе тематики и программного содержания уроков надо учитывать особенности данной техники. Для небольшого рисунка предлагать листы бумаги, меньшие по размеру, так как многократные повторения однообразных движений утомляют. Нарушаются ритм рисунка, направление, размах, от этого страдает качество (Прил. 6).
Рисование через копировальную бумагу. Изображения через такую бумагу требуют от учеников движений всецело, на ощупь, что так же не маловажно для развития рецепторов и мелкой моторики рук. Копировальная бумага кладется блестящей поверхностью вниз, а затем учитель показывает детям, что двигая по бумаге заточенной палочкой, карандашом, можно изобразить любые предметы. Для удобства можно копировальную бумагу и бумагу, на которой рисуют ученики, склеить или придерживать другой рукой. Важно так же не давить сильно палочкой или карандашом, а легко водить по поверхности копировальной бумаги (Прил. 7),[15].
Граттаж. Суть этой техники в рисовании по восковой прокладке – в процарапывании. Нанесите цветной фон акварелью и подсушите бумагу. Затем весь фон затирается воском. Нальем в чашечку черную гуашь (можно добавить немного шампуня и перемешать). Теперь покроем этой смесью парафиновый лист. Возьмем заточенную палочку, процарапываем рисунок (Прил. 7),[8].
Рисование по мятой бумаге. Эта техника интересна тем, что в местах сгиба бумаги (бумагу предварительно смять) краска, при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называется эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать можно в любом возрасте (Прил. 8), [8].
Энкаустика – это пластилиновая живопись. Рисунок выполняется на листе бумаги, картона при помощи пальцев и пластилина. Он тонким слоем наносится на бумагу, равномерно распределяется по всей поверхности. Получаются различные оттенки. Так можно рисовать на самые различные темы (Прил. 8),[21].
Объемная живопись (рисование мятой бумагой). Здесь используются смятые комочки бумаги, их наклеивают на поверхность бумаги, придавая объемному рисунку новую форму, расположение. Затем эта поверхность покрывается краской. Работа получается объемной, яркой.
Но «мятую» бумагу можно не только наклеивать, но и рисовать ею. На чистый лист наносится рисунок карандашом и сжатым комочком бумаги, который предварительно опустили в нужную краску, наносятся отпечатки на рисунок закрашивая изображение. Постепенно меняются комочки бумаги и цвет краски. Работы также получаются объемными, яркими и выразительными (Прил. 9), [9].
Акватушь. Техника эта не сложная, но интересная в выполнении. Можно заинтересовать тем, что они будут делать «снимок» любого предмета или явления – это рисунки, выполненные в любой технике, но обязательным условием является гуашевая краска. Когда рисунок подсохнет, можно поэкспериментировать: закрасить рисунок тушью, и посмотреть, можно ли его опять увидеть. Окрашивают весь лист тушью. Как только он подсохнет, кладут рисунок в ванночку с водой окрашенной стороной вверх. Где выполнен рисунок гуашью – тушь смоется, оставляя интересный рисунок с размытыми краями. Эффект цветных пятен на черном фоне создает художественность выполненной работы, законченность изображения (Прил.9),[6].
Рисование сапогом. Эта техника необычная и интересная. «Рисовать» сапогом можно все, что угодно. Для этого нужно лист бумаги (обои, ватман), сапоги и разведенная краска. Краска наносится на подошву сапога, затем отпечатывается на бумаге. И результат получается очень эффектный, интересный яркий,[23].
Метод пальцевой живописи. Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть подбородком и носом. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему, скажите, мы должны рисовать только кисточкой и фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы – это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка намного лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастер кончился – а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит ладошку или пальчик ученика. Хорошо, если мы научим учеников пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным, а всеми. И еще: если школьник много времени провел с фломастерами и карандашами, то он не сразу примет условия учителя рисовать пальцами. Задача учителя – познакомить учеников с пальцевой живописью, напомнить о ней – а выбор пусть остается за детьми (Прил.10), [8].
Рисование по мокрой бумаге. До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ученик хочет изобразить следующие темы: «город в тумане», «цветные сны», «идет дождь», «ночной город» и другие. Нам нужно научить школьника сделать бумагу влажной. Если бумага окажется излишне мокрой – рисунка может вообще не получиться. Поэтому нужно намочить в чистой воде комочек ваты, отжать и провести им по всему листу бумаги или по отдельной его части. И бумага готова к воспроизведению образов (Прил.10).
Рисуем с помощью открыток. В доме всегда хранятся масса старых открыток. Нужно эти открытки перебрать, научить детей вырезать нужные образы и наклеивать к листу, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придает даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Ученик может дорисовать к уже имеющимся животным солнышко или дождик,[26].
Коллаж. Само понятие объясняет смысл данного метода: в нем собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда школьник знаком не только с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняет заданную цель. Например: один из учеников решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнце нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо, облака и так далее,[16].
Нетрадиционных способов очень много в изобразительной деятельности. Важно только решить проблему – познакомить и научить школьников рисовать нетрадиционными способами, необходимо создать условия в школе, то есть подобрать необходимые материалы, организовать уголок творчества. Как же помочь школьникам увидеть выразительность важность каждой нетрадиционной техники, научить учеников использовать свои умения и знания в самостоятельной работе по изобразительной деятельности (Прил.11), [8].

2 Творческие способности младших школьников и способы их развития. Методика обучения школьников нетрадиционным техникам изображения
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Творчество — это:
деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
процесс создания субъективных ценностей.
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
Творческие способности - это умение находить новые оригинальные решения какой-либо проблемы. Ими наделены все, кто больше, кто меньше. И ты тоже. Дети обладают гораздо большими творческими способностями, чем взрослые; но некоторые методы обучения и воспитания могут угасить эту детскую искорку. Из недавних исследований выясняется, что наиболее творческие дети - в тех семьях, где оба родителя работают. Обычно матери таких детей более нетерпеливы, они постоянно поощряют любознательность детей, верят в них и не терзают их постоянными запретами,[4].
С творческими способностями рождаются; однако можно стать творческим человеком благодаря воспитанию, которое дало бы возможность применять свои способности, которое бы стимулировало ребенка и давало ему возможность решать задачи, а не подсказывало бы уже готовые решения.
В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать,[4].
Существуют методы развивающего образования, когда акцент в проектировании и реализации учебно-воспитательного процесса смещается в сторону создания условий, способствующих проявлению и развитию творческих возможностей учащихся в общем и дополнительном образовании. В этом случае акцент смещается на создание развивающей возможности самореализации,[27].
Для развития творческого потенциала школьника необходимо систематически обращаться к её эмоциональным переживаниям. Возможность выразить свои эмоциональные состояния даёт человеку ощущение реализованности собственной уникальной индивидуальности, что позволяет ему воспользоваться всеми имеющимися в его распоряжении потенциальными возможностями. Был введён принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. В соответствии с этим принципом внимание человека на переживаемые им в этой ситуации эмоциональные состояния. Когда эмоция осознаётся, её предлагается выразить с помощью слова, жеста, рисунка, знака и т.д.
Использование различных методов, таких, как тесты, тренинги, особенно подходят для:- выявления скрытых творческих способностей младших школьников и их развития;- преодоления эмоциональных, личностных и иных психологических барьеров, затрудняющих развитие школьников;- профессиональной и особенно личностной подготовки педагогов и психологов, работающих над повышением творческих способностей школьников,[30].
Использование новых методов и развивающих программ повышает уровень творческого и интеллектуального развития детей, а также повышают личностную самооценку, самоуважение и чувство собственного достоинства. 
Творчество для младшего школьника в учебном процессе предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.
Ознакомление учащихся начальных классов с общими положениями зарождения и развития искусства, в частности – изобразительного, способствует формированию художественно-творческих способностей. Младшим школьникам следует раскрыть важность и многофункциональность искусства в целом; объяснить, что искусство – одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, эстетически-практического освоения мира.
Важными условиями успеха на уроках изобразительного искусства является объективная оценка художественного творчества детей. Свои способности младшие школьники активно представляют в различных видах художественной деятельности. Различные виды изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика, архитектура, помогут развить творческие возможности детей младшего школьного возраста, сформировать чувство симметрии, пропорции, чувство линий, цвета и колорита, пространственное воображение.На уроках изобразительного искусства для формирования умений и навыков применяются методы обучения: репродуктивный (выполнение упражнений) и проблемный. В процессе изучения природных форм необходимо побуждать учащихся к анализу формы, ее общего строения, обобщения и сопоставления. Метод проблемного обучения следует применять для самостоятельной, поисковой работы учащихся: изучение строения, узоров, цвета, характера естественной формы и т.д.
При обучении нетрадиционным техникам должен быть комплекс методов руководства детской изобразительностью, то есть система в работе, обучать нужно постепенно и необходимо провести несколько занятий по одному виду техники. Необходимо, чтобы ученик правильно воспринял способы действия от учителя. Обучение строится на основе показа учителем способа действия – образец действия, который можно усвоить только благодаря обучению и неоднократного повтора. В процессе повторов упражнений вырабатываются смелость действия, уверенность, свобода владения, инструментами и материалами. Учитель должен внимательно следить за процессом творения и вовремя помочь, подсказать, скоординировать его действия, направленность его действия, направленность его в выборе материала и способа рисования. Например; чтобы цыпленок получился пушистым, объемным, его лучше нарисовать не кистью, а тампоном,[18].
Чтобы научить школьника рисовать, конечно же, недостаточно дать ему карандаш или кисть – важно показать как с их помощью можно изобразить самые разные предметы и явления окружающей нас действительности. Именно поэтому учителю необходимо самому много рисовать, давая ученикам возможность наблюдать за процессом создания художественного образа. Наблюдение за процессом рисования пробуждает у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому, совершенствовать свои изобразительные навыки, рисунки учителя помогут создать и укрепить эмоциональный контакт между ними. Наблюдая за деятельностью учителя, дети не принимают участие в изобразительной деятельности, только наблюдают со стороны. В процессе этого наблюдения происходит обучение школьников и накоплению у них знаний, создается интерес, возникает желание освоить нетрадиционную технику рисования, активизируется внимание детей,[11].
Занятия должны быть ярко окрашены с помощью художественного слова, иллюстрацией, наглядности. Занятия становятся интересными и любимыми, если они проводятся в игровой форме с участием сказочных персонажей с игровыми ситуациями. Например, учитель, прочитав отрывок о море, предлагает нарисовать волны не кистью, а пером или обычной зубной щеткой. Ученики пробуют и радуются полученной картинке, [19]. В процессе рисования педагог направляет действия одних, поощряет тех, кто справляется, помогает тем, кто в этом нуждается. В случае необходимости показывает индивидуально на отдельном листе бумаги. Иногда используется метод «пассивных движений» - когда учитель выполняет рисунок вместе с ребенком, сопровождая движение словами.
Рисование нетрадиционными способами требует от ученика развитие воображении, представлений, накопление опыта, поэтому учитель должен знакомить учеников с играми, сказками, наблюдать окружающую их жизнь, явления. Хорошо помогают такие игры как: «На что похоже?», «Дорисуй картинку», «Нарисуй такую же» и другие, [20].
В разном возрасте руководство учителя отличается степенью его участия в работе с учеником. В первом классе больше показа, все объяснения сопровождаются действиями педагога, учитель должен чаще хвалить, поощрять стремления ребенка, направлять внимание на качество рисунка. Давать необходимые объяснения, исправления. И оценка должна идти не только по форме, сколько по содержанию рисунка. Оценка должна содержать элементы понимания и одобрения, чтобы не разрушать уверенность в своих способностях, чтобы не убить интерес к рисованию. Руководство должно быть систематичным, целенаправленным, а так же тактичным. Большое значение имеет благоприятная, спокойная обстановка в классе,[5].
Занятия по изображению нетрадиционной техникой проводятся со всем классом, с подгруппой или индивидуально. По окончанию таких занятий обязательно организуется выставка. Проводится комплексные занятия, которые нужны для закрепления знаний и умений изображать нетрадиционным способом. Не таких занятиях используют все знакомые способы нетрадиционные техники изображения,[24]. Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. Тематика такого рисования может быть самой разнообразной. Ученик может придумать и нарисовать, что хочет. Поэтому не нужно их ограничивать в выборе темы, а наоборот надо учитывать желания и интересы школьников. Не следует заставлять рисовать их то, что они не могут нарисовать. Нетрадиционные техники рисования дают ученикам возможность удивляться и радоваться миру.
Таким образом, для формирования художественно-творческих способностей важно своевременно выявить природные задатки, склонности ребенка, стимулировать творческую деятельность, закрепить достигнутый успех постоянными тренировками, постепенно усложнять навыки практическими умениями. При этом надо помнить, что уроки изобразительного искусства только тогда обогащают эстетически, когда они несут радость.

3 Методические рекомендаций для учителей по развитию творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства, через выполнение изображений нетрадиционными техниками
Рисование развивает у учеников творчество, мышление, эстетический вкус. Но изобразительная деятельность школьника приобретает художественно-творческий характер. Постепенно в результате накопления, уточнения образов и представлений и овладения способами изображения. А при рисовании пейзажа нетрадиционными техниками ученикам особенно пригодятся такие качества, как наблюдательность, внимательность, любознательность, фантазирование, умение видеть главное, анализировать,[12].
При обучении рисованию пейзажа нетрадиционными техниками должен быть комплекс методов руководства детской изобразительностью, то есть система в работе, обучать нужно постепенно и необходимо провести несколько занятий по одному виду техники. Необходимо, чтобы ученик правильно воспринял способы действия от учителя.
Принципы построения работы по рисованию:
1. От простого к сложному: предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3.  Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
4.  Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Обучение рисованию пейзажа с помощью нетрадиционных техник проводится в следующих направлениях:
От использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла.
Учет возрастных особенностей учащихся. Перспективное планирование на каждую возрастную группу, это позволит учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечить систематичность и последовательность в работе (Прил.16).
От применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным.
От рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию.
От использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо изготовить самим. Организация  работы нетрадиционными техниками и приемами  не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека (больше классических музыкальных произведений), видеотека, мольберты.
От применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения. 
От индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом,  преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению  все новых  и новых техник  в рисовании.
Нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Важно отметить, нетрадиционное рисование пейзажа, например, игра в кляксы,  увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы младших школьников в целом.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными.
Если  дети с успехом справляются с выполнением работ в несложных нетрадиционных техниках рисования пейзажа, можно приступать к изучению сложных техник и приемов.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует "удовлетворению притязаний на признание". Одна из главных задач – установить доверительные отношения с родителями.
Из проделанной работы нами было отмечено, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:
1. Систематическая комплексная работа с использованием новых нетрадиционных техник обучения через изображение пейзажа, общение и взаимодействие с ребенком.
2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.
3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
4. Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Брыкина Е.К., Зайцева В.В. Методика развития детского изобразительного творчества в опорных схемах и таблицах. Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2010.-96с.
2) Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: Буковского, 2000. 60с.
3) Галиулина Ф. К. Аппликация из стружек// Начальная школа. №3, 2009г. С. 34
4) Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - 2007 №12. с. 73-75.
5) Карлсон А.В. Дидактика и методы на уроках рисования. - Л. - 1959. - 287с.
6) Казеичева И.Н. Активизация воображения учащихся в упражнениях на дорисовывание фигур// Начальная школа. №3, 2009г. С. 26-27
7) Калиниченко А.И. Бумажная филигрань// Начальная школа. №7, 2010г. С.55-56
8) Комарова Т. С.  Обучение детей технике рисования.  -  М.,  1994.
9) Конторина А.И., Савинская Ю.А. Мастер–класс "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста" (http://festival.1september.ru/articles/551801/)
10) Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учеб. Пособие . М.: 1984. – 319с.
11) Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий - СПб.: Речь. - 2003. - 428с.
12) Нетрадиционные техники рисования (http://prepodavanie.narod.ru/p11.htm)
13) Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл. Пособие для учителя. – М.: 2003. 280 с.
14) Пискулина С.С. Играем с лоскутом// Начальная школа. №3, 2009г. С. 72-75
15) Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические// Дошкольное воспитание. №10, 2009г. С.52-67
16) Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 2005. 50с.
17) Попова Т.В. Нетрадиционные методы в изодеятельности и их влияние на развитие речи детей с нарушением слуха (http://festival.1september.ru/articles/566597/)
18) Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И.Копытина. - СПб.: Питер. - 2001. - 548с.
19) Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе: Из опыта работы учителя. –М.: 1980. – 96с.
20) Ростовцев Н.Н. Методика преподавания Изобразительного искусства в школе. (http://www.twirpx.com/file/659276/ )21) Сергиенко Марина Петровна Мастер-класс "Пластилиновая живопись" (http://festival.1september.ru/articles/588866/ )22) Сидорова Н.И. Аппликация из соломки// Начальная школа. №8, 2009г. С.97-99
23) Соколова Е.Н., Белова И.В.Нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе (http://festival.1september.ru/articles/598140/)
24) Соломенникова О. Радость творчества. - М., 2005. 14-32 с.
25) Ферс М.Г. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. - М.: Европейский дом. - 2000. - 382с.
26) Фролова Г.Д. Нетрадиционные техники на уроках ИЗО (http://festival.1september.ru/articles/501574/)
27) Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной.  - М.,  1972
28) Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. -М.: ТЦ Сфера, 2011.-128с.
29) Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности и способ её изображения. - М.: Просвещение. - 1968. - 253с.
30) Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. -48 с.