МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому проблема патриотического воспитания детей – одна из наиболее актуальных. Большую роль в её решении могут сыграть образовательные учреждения, в рамках, деятельности которых обеспечивается духовно- нравственное становление подрастающего поколения.
В современное время в дошкольном образовании идет интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысление самой сущности образования и его познания. Гуманистическая психология и педагогика понимает воспитание как создание условий для развития ребенка и его максимальной самореализации. Воспитание призвано помогать ребенку, устанавливать собственные отношения, контакты с обществом, историей, культурой человечества, в котором он станет субъектом собственного развития. «Воспитывать – это значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей», включающих отношение к природе, рукотворному миру, явлений общественной жизни, к самому себе. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребёнка одухотворённую среду, развивать эстетическое к ней отношение, подготовить его – не столько информационно, сколько эмоционально - к восприятию произведения искусства.
Уже в самом раннем возрасте детей начинает интересовать предметный мир. Познание окружающего осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающего ребенка вещей. Радость познания и удовольствие от рассматривания – это, по существу, явления сходные и синхронные. Дети, не обладая способностью к абстрактному мышлению, очень восприимчивы к конкретике и проявляют большой интерес к действительному разглядыванию предмета. Иными словами, способность к зрительному переживанию у них развита едва ли не в большей степени, чем у взрослых. В пространстве музея возникает уникальная возможность предъявить ребенку не просто предмет, а предмет музейного значения, обогатить детей впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых вещей, которые ребенок никогда не встречал, да и не может встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, представление о мире.
Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка. Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т. к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями.
Музейная информация может быть активно освоена в процессе игровой деятельности.
Игра в жизни дошкольников – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами: пробуждается творческое начало, развивается воображение (хакасские хороводные игры: «Смирный котик», «Вокруг веревки», «Рукавичка», «Медведь и пень»; хакасские подвижные игры: «Пробеги мимо «Аба» (медведь), «Медведь и пни», «Козлята и волк» и т.д.). В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог.
Это обусловлено тем, что дети особенно расположены к общению. Вопросы, которые им задаются, носят отнюдь не риторический характер, каждый из них обычно подразумевает конкретный ответ, который дети дают хором или поодиночке. Его можно оспорить, с ним можно согласиться, но главное: он стимулирует дальнейший ход беседы. Предпочтение следует отдавать не вопросам на знания (хотя они тоже необходимы), а тем, которые требуют работы воображения, обращения к собственному жизненному опыту и, что более важно побуждает к детальному рассматриванию, наблюдению, к отгадыванию смысла и значения того, что видит ребенок.
Особая проблема – отбор экспонатов. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена: это вызывает быстрое появление усталости, особенно у детей. Поэтому количество демонстрированных предметов следует ограничивать, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше».
Вообще методика рассматриваемой работы предполагает постоянную организацию аудитории. Решая такие вопросы, как на что обратить внимание, как размещаться около стенда или витрины, в каком темпе идти, как задавать вопросы, экскурсовод, по существу, преследует весьма важную цель – воспитание музейной культуры маленького посетителя. Для того чтобы ребенок обогатился новыми знаниями и впечатлениями, необходимо постоянное закрепление музейного материала, возвращение к уже увиденному и услышанному.
Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний, выступает творческая работа как самый естественный для детей способ освоения информации.
Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают.
В условиях ДОУ невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.
План реализации проектаПервый этап, подготовительный - «Планирование мини-музеев».
Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.
Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения, различных воспитательно - образовательных задач (в том числе комплексно).
Психологическая комфортность и безопасность деятельности.
Второй этап, поисковый - «Создание мини-музеев».
Планирование системы работы по блокам: «Мои корни», «Любимый город, в котором я живу», «Культура и традиции», «Не забыть нам даты этой» (экспозиции в течение года могут изменяться).
Определение места размещения мини-музея: месторасположение мини-музея определяли с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности.
Планирование экспозиций мини-музея в ДОУ: могут располагать постоянными и сменными экспозициями.
Выбор дизайна оформления мини-музея.
Подбор экспонатов: размещение экспонатов в разной плоскости, размещение материала на настенных полочках, использование ширм, стендов, размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность.
Составление каталога экспонатов и плана работы в мини-музее.
Третий этап, презентационный - «Представление мини-музея».
На этом этапе проходит презентации мини-музеев и организация смотра - конкурса на лучший мини - музей.
Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев».
Мини-музей нашей группы
«Мои корни»
Экспозиция «Игрушки наших родителей»
Замечательным украшением экспозиции были игрушки наших мам и бабушек. Рассматривая их, дети поняли, что и мамы, и бабушки тоже были маленькими, тоже играли такими добрыми и красивыми игрушками.
Но работа началась с того, что детям дали задание спросить у родителей, чем они играли в детстве?
«Такие разные куклы»
После экспозиции «Игрушки наших родителей» последовала экспозиция «Такие разные куклы». Дети выяснили историю возникновения куклы, ее жизненный путь, какие бывают виды кукол. Принося новую куклу, наперебой рассказывали своим товарищам о ней.
«Имя с большой буквы»
Для развития социального партнерства у воспитанников был организован проект «Что в имени моем.» Семья искала значение имени ребенка, красиво оформляли сообщение, альбом или открытку. В итоге работы наш мини-музей пополнил альбом под названием «Презентация имени»
«Герб семьи»
В продолжении проекта «Что в имени моем.» последовал проект «Герб семьи». Воспитанники узнали о значении своего имени и решили на этом не останавливаться. Каждая семья узнала о значении своей фамилии и, исходя из этого создала свой герб семьи. Герб отображает профессии родителей, значение фамилии, хобби семьи и т. д. каждый ребенок с гордостью рассказывал о своей семье, делился подробностями. Все это служит большему сплочению не только семьи, но и воспитанников нашей группы.
«Любимый город, в котором я живу».
Экспозиция «С Днем рождения любимый город»
В связи с празднованием дня рождения города в мини-музее оформили экспозицию «С Днем рождения любимый город». В экспозицию вошли: дидактические игры, альбомы, наборы открыток, сувенирная продукция с символикой города.
Семейная экскурсия «Достопримечательности города Абакана»
Оформляя стенд «Достопримечательности города» мы воспользовались фотографиями наших воспитанников. Дети с удовольствием показывали и рассказывали об истории своего города.
Экспозиция «Куклы в национальных костюмах»
Работу по поликультурному воспитанию надо проводить обязательно и начинать надо с детей и их родителей. К сожалению, уровень знаний по данному вопросу очень низкий, нет достаточного количества пособий, литературы. Работу приходится начинать почти с нуля, но это не пугает. Мы на первом родительском собрании решили, что создадим в нашей группе экспозицию «Куклы в национальных костюмах»
Экспозиция «Профессии родного края»
Воспитание уважения к труду и людям, честно и ответственно выполняющим свои трудовые обязанности, надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у воспитанников возникло понимание важности и необходимости профессионального труда. Вместе с тем именно в этом возрасте важно активизировать у воспитанников стремление развивать свои способности и умения для увеличения потенциала возможностей профессиональной реализации в будущем. Чтобы сформировать у воспитанников эмоциональное отношение к профессиональному миру, познакомить воспитанников с профессиями области в нашем мини-музее появилась экспозиция «Профессии родного края»
«Культура и традиции»
Экспозиция: «Бабушкин чуланчик»
«Бабушкин чуланчик» решает задачи социально – личностного и нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения. Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят детского дома с бытом и укладом жизни на Руси, с традициями русского народа. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к России, к нашей Родине, к народному творчеству.
Экспозиция «Обереги»
Музей тряпичных кукол, созданный в нашей группе, помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях в использовании кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа
Экспозиции «Народные приметы».
Здесь размещены разнообразные экспонаты: игрушки, картинки, детские поделки, изображения растений и животных, по поведению которых можно предсказать погоду, т.е. живые организмы-барометры ( в отсутствии солнца перед пасмурной погодой и вечером одуванчик плотно закрывает цветки; перед дождливой погодой  шишки сосны и ели плотно смыкают чешую; пчелы перед дождем не вылетают из улья; муравейник перед дождем выглядит опустевшим, муравьи прячутся и закрывают свои ходы; паук не плетет паутину).
«Мы всегда помним о Победе»
Экспозиция «Мы всегда помним о Победе»
Для понимания важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека, сохранения интереса к истории своей страны, осознанного проявления уважения к заслугам и подвигам участников Великой Отечественной войны. Нами совместно с родителями воспитанников группы, была проведена поисковая работа по изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, подбору экспонатов и созданию экспозиции «Мы всегда помним о Победе».
Таким образом, мини – музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, малую и большую Родину. Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей взрослых.
Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива: детского сада, класса, школы, а затем и всей станы. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно, чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.
Дошкольное детство – пора ежедневных открытий. И главная задача педагогов в том, чтобы ежедневно дарить детям радость этих открытий, наполнив их воспитательным содержанием, зароняя в детские сердца искорки любви к родному краю, к великой нашей Родине.