Музейная педагогика – как средство познавательно-исследовательской активности дошкольников
«Музейная педагогика – как средство познавательно-исследовательской активности дошкольников»
Дошкольный возраст - сложный и драматический период жизни (как, впрочем, и любой другой). Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания себя и другого, близкого и далекого Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, готовые прийти на помощь, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способные поддержать возникший интерес, озадачивая маленького философа вечными вопросами: «Что такое искусство, как и почему оно возникло?», «В чем секрет красоты?», «Почему все люди и народы на планете Земля разные?» и т.п. Термин «музейная педагогика» пришел из Германии, где он появился на рубеже XIX - XX вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Музейная педагогика - это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Что означает слово «музей»? Заглянем в «Энциклопедический словарь» (М.: Советская энциклопедия, 1979.). Музей- от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры. Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
Реализация принципов музейной педагогики при использовании мини-музеев в ДОУ способствует решению следующих задач:
-учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
-формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности и иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
-формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
-формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки;
-развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
-вызывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
-развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики: предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность.
Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора, изостудии, экологической комнаты. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Но все же большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини-музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы.
Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного похода.
Цели мини-музея:
1.Реализация направления «Музейная педагогика».
2.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
3.Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4.Формирование у дошкольников представлений о музее.
5.Расширение кругозора дошкольников.
6.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
7.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
8.Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
9.Развитие творческого и логического мышления и воображения.
10.Формирование активной жизненной позиции.
Эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка, так как внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы. Создание музея дает возможность практического претворения новых педагогических идей и методик, разработки авторской программы. Концептуальная основа организации музейно-образовательной среды ДОУ - субъектный и культурологический подходы к дошкольному образованию..На основе проведенного анализа принципов музейной педагогики, воспитательных возможностей мини-музеев ДОУ были сделаны следующие выводы:
1. Реализация принципов музейной педагогики в воспитании детей способствует реализации принципа ценностного освоения действительности, принципа включения ребенка в активный познавательный процесс, а именно дает ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор, включать общечеловеческие ценности во внутренний духовный мир, непосредственно закреплять полученные знания, которые тем самым становятся его личным приобретением, способствует формированию у ребенка целостной картины мира, стимулированию его творческих способностей и интереса к окружающему миру.
2. Сегодня педагогу необходимы теоретические и практические навыки освоения музейно-педагогического пространства как интегрированной развивающей среды нового типа. В этой связи взрослый встает перед необходимостью определенного конструирования культурной среды с тем, чтобы она способствовала развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. 3. Приобщение детей к музейной культуре, развитие эстетического восприятия и художественного вкуса - важнейшие задачи, стоящие перед педагогами дошкольных учреждений в наше время.
4. К посещению любого музея необходимо серьезно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные впечатления и знания. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности - формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям. Музейное образование предполагает необходимость четкой, структурно и содержательно выверенной программы.
5.Культурологическое и эстетическое образование с помощью музейных средств возможно только на основе знания и учета особенностей детского восприятия, строгого следования психолого-педагогическим принципам, разработанным отечественными и зарубежными специалистами. Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.
Музейная педагогика является средством формирования у детей социальной компетенции. Что значит социальная компетенция.
В современных условиях, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Музейная педагогика как ни что другое решает эту проблему.
- Что, значит, быть патриотом? Какими качествами должен обладать патриот (Каждый называет по одному выражению ведущий записывает на доске) .Исходя из этого данная работа включает комплекс задач:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, краю, стране;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитание уважения к труду;
- Развитие интереса к традициям и промыслам;
- Расширение представлений о городе и крае;
- Знакомство детей с символами: гербом, флагом, гимном;
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения земляков
Как вы отметили, реализация патриотического воспитания невозможна без расширения представлений о родном крае.
-А что это дает детям?
(Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной, способствует воспитанию любви к природе, развитию сопереживания к ее бедам, желанию бороться за ее сохранение, воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов) .Не зная - не научишь!
- Как вы считаете, с чего необходимо начать работу педагогу по изучению родного края?
Изучение методической и познавательной литературы по данному вопросу; Систематизация форм, методов, приемов и дидактического материала по использованию регионального компонента в работе; Определение эффективности предложенных разработок по регионализации учебно- воспитательной деятельности в ДОУ. На каждом возрастном этапе ребенок получает конкретные знания. , что могут усвоить дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста по данному вопросу.
(Младший возраст: название своей улицы и той, на которой находиться детский сад, растения на территории детского сада. Средний возраст: нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта магазин, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей, начинать знакомить с растениями и животными края. Старший возраст: старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы, народные промыслы края, богатства края, труд людей и т. д.) .Таким образом, работа должна строиться на принципах..-“Позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста) ;-Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
-Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
-Рациональное сочетание разных видов деятельности;
-Деятельностный подход;
-Развивающий характер обучения, основанный на детской активности. -
Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить современные, наиболее эффективные, развивающие методы воздействия на ребенка.
-Какие, по вашему мнению, это методы?
(Экскурсии, занятия, опыты, игры, беседы, викторины, КВН, экологические сказки, акции, развлечения, праздники, труд) .Одним из таких методов является метод проектной деятельности.
Метод проектов – комплекс организованных действий, направленных на решение значимой проблемы на основе интереса, совместного участия в деятельности, завершающихся получением реального социально значимого практического результата. Проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей.