Урок «Письмо, его содержание, построение и оформление» Технология урока: модерация
Муниципальное казённое учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14»
Модель урока по УМК «Гармония» (1 класс)
Предмет: русский язык
Тема урока: «Письмо, его содержание, построение и оформление»
Технология урока: модерацияВыполнила работу учитель высшей категории
Костюченко Ольга Васильевна,
МКОУ СОШ №14 п. Ясный
Туркменский район,
Ставропольский край
п. Ясный, 2016
Теоретическая часть работы
Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов.
Цели применения модерации на уроке – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока.
Под модерациейна современном этапе понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.
Технология модерации играет особую роль в формировании и развитии универсальных учебных действий обучающихся, которые предусмотрены Федеральным государственным образовательным стандартом.
В основе модерации лежит использование специальных приемов, методов и техник, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями, и подводящих обучающихся к принятию обоснованного решения за счет реализации их внутренних возможностей. Модерация групповой работы в большей мере направлена на раскрытие внутреннего потенциала ребенка. Она не привносит нового, а лишь помогает потенциальное сделать актуальным. При этом индивидуально значимое становится социально значимым, то есть приемлемым в коллективе.
Этапы технологии модерации:
Инициация
Вхождение или погружение в тему
Формирование ожиданий учеников
Интерактивная лекция
Проработка содержания темы (групповая работа)
Подведение итогов (рефлексия)
Эмоциональная разрядка
Практическая часть работы
Цель:
1) Развивать устойчивый познавательный интерес к русскому языку на основе сформированности учебных мотивов;
2) Формировать умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению, самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности;
3)Знать особенности жанра письма, его структуру, оформление; рассматривать и описывать иллюстрацию; исправлять ошибки в приведённом письме.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- соблюдение основных правил участия в общении на уроке;
- развитие эмпатии как понимания и сопереживания чувствам других людей;
- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- нацеливание на успешную деятельность;
- принятие и сохранение учебной задачи;
-планирование учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- контроль выполнения учебных действий.
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации в различных источниках;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- постановка и формулирование проблем.
Логические УУД:
- анализ, синтез, сравнение, классификация;
- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений;
- выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства.
Коммуникативные УУД:
- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем;
- умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свое предложение, строить монологическое высказывание;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
Тип урока: открытие новых знаний, с использованием технологии модерации.
Материально – техническое оснащение:
учебник «Русский язык» 1 класс,
рабочие тетради,
конверт для каждого ученика,
интерактивная доска,
мультимедийный проектор,
компьютер,
презентация,
АМО «Дерево достижений».
Этап урока Содержание
1. Инициация( начало урока, знакомство) Много загадок хранит наш язык,
Годы нужны, чтоб открыть их,- не миг.
Мы не спеша идём, за шагом шаг.
Жаждем узнать, в языке что да как.
И время зря мы не будем терять-
Снова урок нам пора начинать.
2.Вхождение или погружение в тему(формулировка целей урока)
-Рассказываете ли вы о своих событиях, планах?
-Любите ли вы делиться с кем-то своими мыслями, чувствами? Кому?
-Почему возникает такая потребность?
-Но всегда ли тот, с кем хочется поделиться, рядом? -Что тогда приходит к вам на помощь? Отгадайте:
Прямоугольник из бумагиЧудесный текст найду в нем я.Его прислали мне не маги, А лучшие мои друзья.(Письмо)
-Письмо – это тоже речь, только письменная, а какой должна быть речь? (Понятной и вежливой.)
-Письма на бумаге сейчас часто заменяют разговоры по сотовому телефону, короткие SMS. Но строчки письма, написанные своей рукой, с душой и красивым почерком, не только несут информацию, но и дарят тепло и любовь. Значит –это способ не только общаться, но и дарить радость. Ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком. Знаете ли вы как правильно писать письма? (нет)
-А хотите ли научиться? (да)
-Прочитайте тему нашего урока. (Как пишут письма?)
Работая в парах, сформулируйте цели урока.
(Познакомимся с особенностями письма для овладения искусства общения, чтобы наша речь была грамотной).
.
3. Формирование ожиданий учеников
(планирование эффектов урока)
1.- Антошка-дошкольник сегодня ждёт совета от нас в задании 175.Какое начало письма вы посоветовали бы выбрать Антону? Обсудите этот вопрос с соседом по парте.
2.-Какое письмо нам адресовали авторы учебника(с.3)? Прочитайте, что на ваш взгляд самое главное в нём?
3. -Рассмотрите рисунок на стр. 115. Чем увлечён изображённый герой? Попробуйте предположить, что он испытывает?
- Может ли этот рисунок помочь нам ответить на вопрос: зачем же люди пишут письма?
4. Работа с интерактивной доской.
Составление алгоритма«Для чего нужны письма?»
Текст закрыт «шторкой». По мере того, как дети называют пункты, учитель открывает запись.
Для чего нужны письма?
Люди в письмах
сообщают о каких-то событиях,
делятся впечатлениями,
обращаются с просьбами.
5.- Прочитайте информацию в рамке «Сообщаем важные сведения» на стр. 116 (задание 176) и проверьте, совпадают ли ваши ответы с мнением авторов учебника.
4. Интерактивная лекция (передача и объяснение информации с использованием презентации) -Ребята, а вы знаете, что письма люди начали писать раньше, чем появились буквы. Рисунки в пещерах первобытных людей - это яркое желание рассказать другим об увиденном и услышанном, задолго до возникновения азбуки.
На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты. Бересту кипятили, сушили, обрезали по краям и процарапывали буквы костяным «писалом».
Позже был найден более прочный и долговечный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент, а бумага появилась позже.
Письма – это маленькие путешественники. Они едут на машине, в поезде, плывут на пароходе, летят в самолете. Во многих семьях хранят письма своих родных, особенно письма –треугольники с фронта. В нашей стране утверждена Неделя письма в 1975 году на конгрессе Всемирного почтового союза, проводится в октябре каждого года. А в этом году – в 41-й раз.
Хочу обратить ваше внимание на ряд правил.
1.Бумага для письма и конверт должны быть чистыми.
2.Писать письмо нужно аккуратным почерком, без исправлений. Складывают послание текстом внутрь.
3.Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3–5 дней после получения и в вежливой форме.
4.Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Нельзя читать чужие письма!
Почта существует с древних времён. Для передачи важных сообщений посылали пеших и конных гонцов. Помогали передавать информацию и голуби. Потом появились почтовые дилижансы, поезда, самолёты. В труднодоступные районы и на морские корабли письма доставляют вертолёты.
Почта-это одно величайших изобретений человечества. Всемирный день почты отмечается 9 октября.
5.Эмоциональная разрядка
Физкультминутка
-Давайте и мы побудем почтальонами.Учащиеся выполняют движения по тексту.
Рано утром на работу
Все спешат,
У всех заботы.
Пешком шагает почтальон
Газеты, письма носит он.
В мороз, жару и стужу,
И в дождик, и в метель.
Шагать ему нетрудно
По улицам, проулкам
Поселков, деревень!
6.Проработка содержания темы (групповая работа учащихся) 1.- Узнайте, как строится письмо, какие знаки пунктуации ставятся в разных частях письма. Для этого познакомьтесь спамяткой «Сообщаем важные сведения»в упражнении 177.
(После обращения и приветствия обычно ставится запятая или восклицательный знак. В конце сообщения пишется точка. После пожеланий могут ставиться либо точка, либо восклицательный знак.)
- Вернитесь к письму на стр. 3 и, работая в парах, поищите в нём части, которые мы назвали. Все ли найдёте?
-Какие знаки стоят в разных частях этого письма?
2.Выполнение задания 178 с комментированием.
-Вежливый человек чаще всего в письме рассказывает не только о себе, но и обязательно проявляет интерес к тому, кому он пишет, поэтому задаёт вопросы. С этой особенностью письма мы постараемся разобраться на примере письма мальчика Андрея, с которым он позволил нам познакомиться.
1) Выделение частей, выявление признаков вежливости.
– Вежливо ли письмо?
- Что делает его таким?
-Чем дополнено письмо? (рисунком)
2) Нахождение повтора двух слов (у нас)
–Чтобы устранить повтор, нужно убрать эти слова во втором случае или заменить их. (Растёт лук… Или: На огороде растёт лук …)
– Если мы уберём в начале предложения слова «У нас», что изменится в написании? (В слове «растёт» строчную букву заменим на заглавную). Запишите своё предложение.
3) Приём письма с «окошками».
- Как мальчику удалось избежать ошибок?
4) Тренировка в «закрытии окошек» при помощи словаря (стр. 136, 137).
- Какие буквы на месте «окошек» вставили? Запишите слова полностью.
3.Выполнение задания 179 стр. 119.
- Прочитайте все вежливые слова в словаре учебника (стр. 137). Работая в парах, выпишите сначала те, которые можно использовать в обращении, приветствии, а потом те, которые нужны при прощании.
4.Коллективная запись адреса школы по заданию 180 стр. 119.
- Письмо приходит к нам по адресу. Как называется человек, которому почтальон доставит письмо, то есть получатель письма?(Адресат)- Как называется человек, который отправил письмо?(Отправитель)-На почте все письма сортируются по цифрам на конверте. Они называются индекс.
- Чтобы ваше письмо отправилось в путешествие и добралось до адресата, необходимо знать адрес, поучиться надписывать конверт. (У каждого ученика на парте лежит чистый конверт. Заполняется адрес школы, фамилия, имя ученика.)
7. Подведение итогов(рефлексия, оценка урока)
- Для чего люди пишут письма?
- Каким должно быть письмо?
-Какие открытия мы с вами сделали?
познакомились сособенностями письма,
узнали историю появления почты,
составили алгоритм,
учились исправлять ошибки в приведённом письме.
-Оцените свою работу с помощью «Дерева достижений».
Домашнее задание
- Ребята, уже который год подряд проходит конкурс «Лучший урок письма». Я призываю всех попробовать свои силы и принять участие в этом конкурсе. Тему письма и адресата вы можете выбрать по своему желанию и поработать дома. Пройдет много лет, вы станете взрослыми, а в ваших портфолиобудут хранитьсяваши первые письма. Пусть они будут добрыми, теплыми, сердечными. Желаю вам успехов!
А теперь мы улыбнёмся,
Крепко за руки возьмёмся.
И какие же слова
Говорим мы, уходя?
(Учащиеся произносят слова прощания)
Литература
Астрецова Н. В. «Технология модерации как средство повышения мотивации обучения в эффективности урока в начальной школе» ГБУ ДПО «СКИРО ПК» Ставрополь, 2016
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
Образовательный портал «МОЙ УНИВЕРСИТЕТ» www.moi-universitet.ruПопова Г. П. Русский язык 1 класс: система уроков по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко – Волгоград: Учитель, 2012.
Соловейчик М.С., Н.С. Кузьменко Русский язык «К тайнам нашего языка». Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск «Ассоциация XXIвек» - 2014.
Соловейчик М.С. Методические рекомендации к учебнику Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011.