Конспект урока литературы по теме: «Тема народа в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» А.И.Радищева»






Тема: Тема народа в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» А.И.Радищева




Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1№ п.Тюльган
Куличкина Галина Ивановна






























Ход урока
Слово учителя.
На прошлом уроке вы начали вести речь о «Путешествии из Петербурга в Москву» А.И.Радищева. помогите мне сформулировать тему. О ком это произведение?
1 слайд.
Цели урока:
сформулировать собственное отношение к поступкам героев;
воспитать уважительное отношение к трудовому народу;
воспитать в себе ответственность перед обществом.
Эпиграф:
Я оглянулся окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала
А.Н.Радищев
Работа с тексом.
Чтобы глубже осознать эпоху 18 века мы должны с вами повторить время правления Екатерины II
2 слайд

Ученица:
«Годы царствования Екатерины II – это время расцвета абсолютизма. Недаром дворяне назвали это время «золотым веком». Для них это действительно было золотое время когда привилегии помещиков над крестьянами но и старались умножить число богатых дворян. С этой целью она стала раздавать дворянам казенные земли и государственных крестьян, положение которых политически было абсолютно бесправным.
Но в переписке с европейскими философами Екатерина II рисовала Россию обителью благоденствия и тишины. «Лучше судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной», - писала Екатерина II.»
Ученик зачитывает из книги Радищева:
«Жестокосердный помещик! Посмотри на крестьян, тебе подвластных. Не ты ли родишь их в болезни и горести. Обложил сверх всех полевым оброком? Не ты ли не сотканное еще полотно определяешь себе в пользу? Ты собираешь и то, что тебе не надобно, несмотря на то, что неприкрытая нагота твоих крестьян тебе в обвинение будет».

Посмотрите ребята, как расходятся точки зрения, поэтому прочитав «Путешествие из Петербурга в Москву» Екатерина II сказала, что «сей бунтовщик хуже Пугачева». Что же бунтарского увидела Екатерина II в «Путешествии из Петербурга в Москву». Обратимся к тексту.
I ряд стр.91 гл. «Любани»
- Можно ли назвать блаженным гражданское положение крестьян в России?
Подтвердите текстом стр.92
Вывод: положение крестьян бедственное. Закон мертв, барин что захочет, того и добьется.
Так Радищев ставит проблему человек и его права в государстве.
Запись в тетрадь:
«Любани» - трудолюбивый мужик, не верящий в закон.

II ряд гл. «Медное» стр.182
- Человек – вещь, от которой всегда можно избавиться? Согласны ли вы с этим выражением? Докажите.
- Что вы ощущали при чтении этой главы?
Запись в тетрадь:
«Медное» - крестьяне продаются, законы не работают, человек бесправный.

III ряд гл. «София» стр.88
- Найдите в тексте ответ на вопрос, а есть ли конец этой скорби? Стр.90
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Жизнь стала не в радость, народ готов умереть, терпеть нет сил.
Запись в тетрадь:
Гл.«София» - продолжать жить нет сил, конца мукам не видать.

Физ.минутка: Остановились. Давайте снимем усталость глаз.
Массаж глаз.
10 раз частое моргание.
Рисуем 8 в пространстве (5 раз).
Движение глаз: вверх, вниз, вправо, влево.
Движение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.
Закрыть глаза.

Откроем главу «Пешки» стр.204 и поработаем в парах.

Задания 1 ряду.
Проанализируйте диалог хозяйки и героя во 2-м абзаце. О чем он? Что символизирует сахар для хозяйки?
Найдите изобразительно-выразительные средства и зачем автор использовал данные средства в главе?

Задания 2 ряду
Определите, что представляет собой и как описан крестьянский быт в 3-м абзаце? (интерьер избы, пол, стены)
Найдите выразительные средства, зачем автор использовал данные средства в главе?
Задания 3 ряду.
Найдите эпизод, который емко выражает возмущение лирического героя от увиденного, прочитайте.
Какова главная мысль этого фрагмента?

Запись в тетрадь:
«Пешки» - положение крестьян ужасно, долго так продолжаться не может.
3 слайд
Перед вами, ребята, карта путешествия автора. Еще много можно говорить о положении народа. Наш эпиграф «Я оглянулся»
-Как вы понимаете это выражение? /душа наполнилась болью, состраданием/
На уроке мы взяли отдельные главы, но помещичий беспредел присутствовал на каждой станции. Где останавливался автор, сами названия селений говорят о социальном уровне.

Путешествие.
А дальше, ребята, мы совершим путешествие в картинную галерею, но прежде я хочу заострить ваше внимание на музыке, которая вас будет сопровождать.
4 слайд

- Что объединяет картины художников второй половины 19 века и «Путешествие из Петербурга в Москву»?
/тема народа, тяжесть положения, бесправие, непосильный детский труд, унижение./
- А что вы услышали в музыке?
/волнение, трепет души, грусть, боль, грусть вызывает на размышление/

- Какой же вывод мы можем сделать?
/Через искусство: литература, картины художников, музыка объединены одной темой, темой народа, социальным положением народа, бедственное положение народа. В музыке звучит некий надрыв./
- А насколько актуальна тема народа сегодня?
/Действительно, тема народа актуальна во все времена, и как бы не листал ветер летопись времен – так жил наш народ, это наша история, и не уважать ее, не любить ее мы не имеем права, потому что мы живем в этой стране, это наша история и, как говорил академик Лихачев «не зная прошлого – нельзя строить будущее»./


Рефлексия.
Радищев начал работу над «Путешествием из Петербурга в Москву» осенью, а закончил в мае (1790г), а потому на ваших столах осенние листья, на них слова: исходя из материала урока, составьте предложения.

Повторил
Узнал
Хочу глубже изучить

Эпоху Екатерины II
О жизни народа в 18 и 19 вв.
Тему народа в литературе 19 и 20 вв.

- Зачитайте свои предложения.
/тема народа заслуживает внимания, чтобы ее изучали/
- С каким настроением вы уходите с урока?
/печально, что 18 век заявил о себе, как век гнета и крепостничества, обидно и больно за народ, такова наша история./

Оценки.
Домашнее задание
Г.Р.Державин, стр.59-63

I вариант
IIвариант

«Памятник», вопрос 4
«Властителям и судьям», вопрос 3


Итоги:
- Я была рада познакомиться с вами, вы произвели на меня хорошее впечатление, всем спасибо, урок окончен.