Эссе Мое становление как педагога новой формации


Эссе
на областной конкурс, объявленный «Национальным центром повышения квалификации «Өрлеу» «Институтом повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области»
Мое становление как педагога новой формации
Там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.
В кабинете тихо, лишь солнце гуляет по партам… Закончился еще один школьный день. Каким он был для меня и каким он запомнится моим ученикам? Оставят ли мои сегодняшние уроки след в их душе? Думаю, размышляю, а мыслями уношусь далеко. В выборе моей профессии сыграли роль и авторитет учителя, и интерес к чтению, и любовь к слову. Всё, что есть во мне хорошего, заложено родителями и педагогами. Родители научили нас, семерых детей, любить книгу и много читать.
Вспоминаю себя робко входящей в класс, неуверенной, неопытной учительницей. Двадцать пар внимательных, изучающих глаз. Чего они ждут от меня, их наставника? Как не обмануть их ожиданий? Какова цель учителя, входящего в класс? С первых дней своего педагогического пути искала ответы на эти вопросы, ищу их и сейчас. Поиск ответов – это творчество, а творчество начинается с желания узнать ответ.
Убежденно верю в свое, еще в первые годы работы обретенное кредо: настоящий учитель должен любить не только свой предмет, но в первую очередь – детей. Удивительная профессия – учитель! Есть сорок пять минут на уроке и драгоценные минуты между ними и после них, чтобы воспитать в каждом ребенке собственное «я», научить жить в гармонии, никогда не быть равнодушными. Л.Н.Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь «только два качества – большие знания и большое сердце». Сердце я бы поставила на первое место.
Для повышения квалификации учителей Республики Казахстан были организованы трехмесячные курсы. Основной целью являлось помочь учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. Мы ознакомились с научными (исследовательскими) материалами, касающимися соответствующих аспектов педагогики, что крайне необходимо нам для обеспечения теоретической основы, на которую мы смогли опереться при рассмотрении стратегий и подходов в преподавании и обучении, включенных в Программу.
До прохождения этих курсов я любила, чтобы у меня в классе был порядок, тишина, чтобы мои ученики были послушными, выполняли то , что я запланировала. И для меня казалось идеалом, когда учитель играет основную роль на уроке. Мне было очень тяжело отойти от традиционных методов, где ученики работают над заданиями , склонив все дружно головы в одном направлении , и всегда все работали сами, т.е. индивидуально. Соблюдались строгие правила урока: отвечаешь правильно - получаешь сам оценку. И никаких подсказок! Я не задумывалась о том, как можно повысить интерес учеников к учебе . Для меня уроки проходили в соответствии с намеченным планом работы, т.е строго по времени, за это время я должна была выполнить все этапы урока: объяснить новую тему, закрепить ее, дать выполнить самостоятельно какое-то упражнение , объяснить выполнение домашнего задания. Я не задумывалась о том, что усвоили дети тему, поняли они ее или нет.
После прохождения 3-х месячных курсов я поняла , что отношения «учитель – ученик» нужно строить так, чтобы это позволяло учить всех и дать каждому уверенность в том, что он добьется успеха. Успех вдохновляет ученика, а удача ученика вдохновляет учителя. Любовь – великая помощница. И.Гете говорил: «Учатся у того, кого любят». Но любят того, кто сам умеет любить, кто отдает свое сердце, душу. Недавно в книге очерков об учителях Галины Чумаковой прочитала о том, что любовь учителя к ученику бывает разной. Один любит своих учеников только на уроках, пока не отзвенел звонок. Другой жертвует ради детей какой-то частью и своего внеурочного времени, даже в походы отправляется с ними. А есть еще особая любовь учителя к своим ученикам, - это самоотверженная любовь взрослого, мудрого и сильного человека к хрупкому миру детства. Перед этой любовью порой склоняют головы и матери. Думается, именно такая любовь – любовь до самоотречения – способна творить чудеса. И как это трудно – любить каждого. Но ты – учитель, и в основание всех своих начинаний должен положить Любовь и Доброту.
Я – учитель русского языка и литературы. Всегда произношу эти слова с особым чувством. В наши непростые времена только добро, понимание и любовь могут спасти человечество от гибели. Язык и настоящая литература обладают большой силой воздействия на личность, приобщают ребенка к нравственно-эстетическим ценностям. Прививают стремление к добру, совести чести, веру в прогресс, в нравственное совершенствование, желание служить высшим целям. Поэтому вижу свою задачу как учителя-словесника в первую очередь в том, чтобы воспитать читателя, умеющего мыслить, сопереживать и сочувствовать, развивать способность соизмерять свой внутренний мир с духовным миром персонажей, черпать у них жизнестойкость, находить в них поддержку в решении своих проблем.
Ученики ждут от нас интересных уроков, динамичных, как они сами. На собственном опыте убедилась: чем увлекательнее, непринужденнее и содержательнее урок, тем больше, значит, учитель готовился к нему. И порой искренне жалеешь, что в сутках всего двадцать четыре часа, а хочется чтобы каждый урок дарил ученику открытия, запоминался, оставлял след в душе ребенка.
«Учитель, познай ученика!» - кажется, что этот призыв уходит корнями в самую древность. Не познав характера, души ребенка, не состоишься как педагог. Извечная истина. Аксиома. Уверена, в основе любого педагогического успеха всегда лежат отношения между учителем и учеником. Тот же И.Гете говорил: «Если вы берете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными людьми, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели их видеть». Я понимаю и принимаю это.
В окно весело и удивленно – почему нет детей? – заглядывает солнце, чтобы попрощаться. А я все размышляю над тем, чему и как я учу своих детей. Чему? Учу не только основам наук, но и умению слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, быть чуткими, уметь сострадать…Как? Об этом вся моя работа и эти поэтические строки:
Успеха формулу я назову простую,
Я возвращаюсь к ней все вновь и вновь:
«Чтобы любой урок не проходил впустую,
Должна пылать Любовь к ребенку, к школе,
К профессии своей Любовь!»
Учитель русского языка и литературы
Мариновской казахской средней школы
Аубакирова Лязат Капашевна