Исследовательская работа Да будет славен труд учителя!




Основная общеобразовательная школа д.Бурнюш-филиал МБОУ Школа-интернат с.Новый Каинлык МР Краснокамский район РБ







Исследовательская работа





Да будет славен труд учителя!








Работу выполнила:
ученица 8 класса
Тимиршина Есения

Руководитель:
учитель русского языка
Тимиршина Наталья Дмитриевна










д.Бурнюш
2016 год



Оглавление

Введение 3-5

1. Жизненный путь и педагогическая деятельность 6-11
1.1. Детство и школьные годы 6-7
1.2. Мастер своего дела.7-9
1.3. Общественная деятельность 9-10
1.4. Награды за достигнутые успехи..10-11
Заключение. 11 – 12
Список литературы и источники 12-13
Приложения


















Введение
«Учитель - священное слово для всех,
За ним и победа, и первый успех.
Сокровища знаний и щедрость души,
И искренний смех, и беседа души»
Слово «учитель» известно людям всех возрастов, от школьного возраста до почтенного старца. Эта профессия в прогрессивном обществе  значительна, хотя бы потому, что она воспитывает молодёжь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой - то мере можно сказать, что учитель формирует будущее общества, науки, культуры. Профессия учителя – самая лучшая. Пусть говорят, что профессии разные, что есть профессии важнее, но я убеждена: самая добрая, самая мудрая, самая первая профессия на земле - это профессия учителя. Профессия педагога - особенная. Сколько нужно терпения, доброты, знаний, чтобы работать с нами, с детьми! Школьные проблемы, бесконечные стопки тетрадей, подготовка к урокам не дают покоя и дома.
Ведь это он ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца, помогает нам найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте, справедливости. Учит быть Человеком.
Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах. А хороший учитель живет в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей.
Любить таких детей, дано не всем. Учитель строит будущее, от него зависит, какой будет молодёжь, а значит, и страна!
К сожалению, в последние годы заметно упал престиж учительской профессии. И не случайно общество стоит перед такой актуальной проблемой «вымирании» профессии учителя, ведь как показывает статистика, что через 10 -15 лет с такими «притоками» молодых специалистов в образовании как сейчас некому будет развивать материально-духовные ценности, ведь учитель – это фундамент современного общества.
Поэтому очень важно в настоящее время поддержать престиж и роль педагога в обществе! Труд учителей заслуживает искреннего признания и благодарности. Как отметил Медведев Д.А., «государство сделает все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе». И сегодня руководство страны провозглашает одним из основных принципов новой государственной политики в образовании новый статус российского учителя.
Учитель – одна из самых древнейших и нужных профессий на земле. Поэтому мы должны почитать и уважать труд наших учителей, так как учитель тратит много сил и времени на то ,чтобы мы, дети , смогли пробиться в жизнь и достичь больших успехов.   
Эта исследовательская работа дань уважения человеку, который посвятил свою жизнь детям. Его жизненный путь – это путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно, до самоотречения служить народу, школе и детям. Речь идет об отличнике народного просвещения, о заслуженном учителе Республики Башкортостан, о ветеране труда, о почетном гражданине города Нефтекамска, о любимом Учителе всех поколений, об Учителе во всех его проявлениях, Учителе с большой буквы, Учителе по большому призванию и таланту , большого общественника – об Исламгуле Исламаевиче Исламаеве ( его часто называли Илья Ильич). Актуальность исследования:
-современное общество как никогда нуждается в примерах для подражания. И я считаю, что таким примером именно для нас может стать Исламгул Исламаевич.
- повышение престижа и роли педагога в обществе.
Объект исследования: история жизни , педагогическая общественная деятельность Исламгула Исламаевича Исламаева.
Предмет исследования:
Исторический путь жизни , педагогическая и общественная деятельность

Цель исследования:
-изучить творческую жизнь учителя Исламгула Исламаевича Исламаева;
Задачи:
собрать информацию о жизни и педагогической деятельности Исламаева И.И.
поиск, изучение и анализ материалов, публикаций в средствах массовой информации по данной теме;
изучить и проанализировать материалы семейного архива Исламаева И.И.
систематизировать, обработать и обобщить собранные материалы, сделать выводы.
оформить собранный материал.
Методы исследования:
интервью с Исламаевым И.И.от 10декабря 2015года
работа семейным и личным архивами - изучение документов, фотографий, грамот, наград и трудовой книжки.
видеозапись выступления Исламаева И.И. на открытии обелиска в родной деревне 2015году
изучение и исследование литературы, материалов периодической печати
обобщение полученных данных.

Новизна данного исследования:
-собрать материал об Исламаеве И.И.и довести его до широкого круга общественности. На школьном уровне создать серию «Жизнь замечательных учителей» для школьного музея.

Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках истории и внеклассных занятиях по краеведению, а также позволят пополнить уголок школьного музея.

1.Жизненный путь и педагогическая деятельность
1.1.Детство и школьные годы.
В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду твоё имя – учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру не легка.
Исламаев Исламгул Исламаевич родился 10июля 1936 года в деревне Киргизово Краснокамского района БАССР, в семье колхозника.
В счастливой, дружной семье подрастали четверо прекрасных детей. Жили не богато. Вскоре отца забрали на фронт в 1941году, когда ему было всего пять лет. Мама одна осталась кормилицей семьи. Старательно их воспитала и дала всем образование. Отца так и не пришлось больше увидеть живым, он погибает на войне в 1942 году. Из интервью учителя: « В 2010году я привез землю из могилы отца и похоронил в родной деревне Киргизово. Установил памятник. Также погибли на войне четыре брата моего отца. Это огромная потеря в нашем роду».
Большинство людей выбирают будущую профессию еще во время обучения в школе, и на их решение часто влияют те учителя, которые открыли им дверь в ту или иную страну знаний.
Из воспоминания учителя « С детства горел желанием стать учителем. Для подражания в это время были учителя Вайтий Бикмурзинович, Сакена Шамаевна. Они учили учиться и учили жить. Они все говорили, что я должен стать учителем. В это время у школы был свой огород , растили овощи. Обеспечивали школьную столовую. Даже в годы войны не закрыли школу. Это для нас была самая большая радость».
В родной Киргизовской начальной школе закончил четыре класса и перешел в Редькинскую семилетку. Школу закончил с Похвальной грамотой. Затем поступил в Марпедучилище районного поселка Николо-Березовки.
Из воспоминания : «50-е годы были очень трудные. Не хватало еды, не было одежды. Так, ходя пешком, 50 километров в 1954 году закончил педучилище на «4» и «5»». Сразу после окончания учебы свою первую педагогическую деятельность начинает в Рабаковской семилетней школе Янаульского района , которую только что открыли. Оттуда же призывается в ряды Советской Армии. Служит на Дальнем Востоке в артиллерийской дивизии два с половиной года. Там дослужил до получения звания «сержанта». За успехи в боевой и политической учебе и безупречную службу в рядах Вооруженных Сил СССР награждается Похвальным листом. Он в деревне был примером по отношению к другим для добросовестного исполнения своего патриотического долга перед Родиной .
1.2.Мастер своего дела.
После успешной службы в рядах Советской Армии начал работать учителем в родной деревне. Наставники требовали, чтобы он получил высшее образование. Из воспоминаний: «Ехать учиться не было ни копейки денег. Был старый велосипед у меня в то время, который остался от отца. Так учитель Шумат Тимиргалиевич подошел ко мне и сказал: « Давай, продай мне свой велосипед, и на эти деньги ты поедешь учиться в Бирск!». Так подал документы в педагогический институт на заочное филологическое отделение и успешно закончил в 1964 году». В это же время он находит вторую половину своей жизни, также учительницу Зинаиду Федоровну. Затем переводятся с супругой работать в Никольскую восьмилетнюю школу Краснокамского района. Здесь он уже занимал должность завуча.
Но это не остановило Исламгула Исламаевича на пути достижения цели, его переводят в Калтасинский район секретарем партийной организации колхоза «Заря». В райкоме партии работал инструктором , затем заведующим отделом агитации и пропаганды Калтасинского РК КПСС. С первых дней к работе относился с большой ответственностью и любовью. Это были замечательные годы. Жизнь партийной организации была активной и интересной.
В 1968 году судьба его привела в г.Нефтекамск. Городской комитет партии его направил директором Амзинской восьмилетней школы. Молодой директор на должности проработал 3 года.
В 1971 году опытного руководителя назначают директором средней школы №1 г.Нефтекамска. И 30 лет на этом поприще до заслуженного отдыха. Как учитель и руководитель имел высшую категорию. Он приложил много сил и труда, чтобы школа стала процветающей. От 7 июля 2006 года в газете «Красное знамя» учитель Султаншина Е. , его же коллега из той же школы пишет: «Первая школа была действительно первой во многом. Здесь была богатая библиотека, прекрасно оборудованные мастерские, спортзал, кабинеты домоводства и компьютерный. Благодаря усилиям Ильи Ильича оборудован прекрасный стрелковый тир, гараж для грузовых машин, теплица. Не забывается и школьная столовая, за меню которой лично следил сам директор. Его волновало здоровье учащихся, их здоровое и полноценное питание. Он был мудрым директором. Он понимал , что не все дети могут быть учеными, философами, юристами, что городу нужны рабочие профессии: трактористы, строители, нефтяники. Больше он всего заботился о том, чтобы в школе детям было уютно и тепло, посещали с удовольствием. Для него школа была детищем, «вторым домом», и его по –отечески волновало доброе имя школы, всегда гордился и гордится ее выпускниками. И не только теми ,которые стали успешными бизнесменами, большими руководителями, но и теми, которые научились хорошо и добросовестно работать , стали профессионалами в своем деле, построили уютный дом, создали семейный очаг.
Будучи душевно щедрым человеком, он готов прийти на помощь».
До сих пор ученики школы вспоминают его с большим теплом, некоторые пошли по его стопам и выбрали профессию учителя.
В 2001 году в возрасте 60 лет ушел на заслуженный отдых, отработав в сфере образования 47 лет.
После выхода на пенсию начал заниматься своим любимым делом - это выращивание овощных культур и цветов. В сад-огороде раскинулись фруктовые деревья и удивительный огород. Каких только фруктов и овощей нет в его огороде , которые цветут и растут с ранней весны до поздней осени.

1.3. Общественная деятельность
В городе Нефтекамске Исламгул Исламаевич в годы руководства школой много занимался общественной работой. В микрорайоне средней школы №1 в Касево он трижды избирался депутатом городского Совета. В это время он плотно занимался выпуском марийской газеты «Чолман». Из интервью: « Рождение газеты было не из легких мною поставленных задач. На одной только из сессий не смогли решить этот вопрос. Чиновники не видели надобности в марийской газете, но я убеждал и настоял на одном и том же. Дошли до сессии Верховного Совета, до министра культуры три раза. Вопрос о разрешении для выпуска газеты был решен. За шрифтом ездили в Марий Эл, нужно было здание для типографии. И это не стало проблемой . совместная работа удалась и выпустился первый номер газеты в 1991году 24 апреля. Добился своей цели газета стала республиканской. Так являюсь основателем газеты «Чолман».Тогда редактором утвердили Шайдуллина В.М.».
На протяжении 15 лет подряд был организатором, председателем национальной марийского объединения «Марий ушем» г.Нефтекамска. На заседаниях он выступал за изучение родного(марийского) языка в школах города, за развитие традиций и обычаев марийского народа. Проводили различные мероприятия, республиканский конкурс «Мурпеледыш».
В г.Нефтекамске он был лектором педагогического общества «Знание», хорошо знал теоретические вопросы педагогики. Постоянно занимался вопросами новшества педагогической науки , и свой опыт передавал своим коллегам. Был большим пропагандистом школы научного коммунизма. Проводил семинары по теории и практики коммунистического воспитания подрастающего поколения. В свое речи он красноречив и ясен.
В газете «Красное знамя» от 11 июня 1983 года коллега Завьялова Г. о нем пишет: «В своей речи Исламгул Исламаевич почти не употребляет местоимение «я», а больше «мы решили», «мы изучили», « у нас в школе». И рассказывая о партийной учебе , говорит только о слушателях, называя фамилии лучших и наиболее активных. Старается больше назвать фамилии, никого не упустить. Для него важен коэффициент полезного действия каждого в общем деле воспитания учащихся школы».
Он не только хороший педагог и общественник, но и спортсмен. В свое время ГТО сдавал на отлично по зимнему многоборью.
Он не забывает свои родные края. Постоянно интересуется жизнью своих односельчан. Летом приезжает собирать ягоды, травы. Старается посещать национальные праздники. Народ в него верил и верит. Он был избран депутатом сельского поселения Новокаинлыковский сельсовет.
12июня 2015 года он участвовал как почетный гость на открытии обелиска в свое родной деревне. Жители деревни тепло встретили своего земляка(см.видеосюжет).
1.4.Награды за достигнутые успехи
Под руководством Исламаева И.И. школа добивалась высоких результатов в учебно-воспитательной работе, занимала призовые места в различных сферах деятельности.
В течении 4- х лет школа награждалась Переходящим Красным Знаменем Нефтекамского Горкома КПСС и исполкома горсовета. Знамя оставлено на вечное хранение в школе.
В период работы Исламгула Исламаевича в школе был построен типовой тир. Учащимися школы был заложен фруктовый сад. На территории школы растут именные деревья. Опытническая работа, проводимая на пришкольном участке была представлена на выставку ВДНХа в г. Москве.
За огромный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения в 1970 г. награжден медалью « За доблестный труд».
В 1973г награжден значком: « Победитель соц.соревнования»
В 1975 и 1976г награжден значками « Ударник 9-ой пятилетки».
В 1981г награжден Орденом « Знак Почета».
В 1986г награжден медалью Башкирского Обкома КПСС.
В 1987г присвоено звание « Отличник народного просвещения».
В 1992г присвоено почетное звание « Заслуженный учитель Республики Башкортостан».
В 1997г за многолетнюю работу в становлении народного образования в нашем городе и большую работу по воспитании учащихся Исламгулу Исламаевичу было присвоено звание « Почетный гражданин города Нефтекамска».
С 1991 по 2004г избирался депутатом Нефтекамского горсовета подряд 3-х созывов.
С 1987 по 2002г избирался председателем городского марийского национального культурного объединения.
Избирался Председателем городской организации общества «Знание», Председателем городского педагогического общества.
С 1954 по 1992г был пропагандистом в сети комсомольского и партийного просвещения.
За общественную работу неоднократно награждался Почетными грамотами:
а) Нефтекамского Гороно/3 раза/;
б) Нефтекамского ГК КПСС и исполкома горсовета/ 5 раз/;
в) администрации г. Нефтекамска/3раза;
г) общества « Знание» БАССР/3 раза/;
д) общества « Знание» - РСФСР/2 раза/;
е) педагогического общества БАССР/3 раза/;
ж) педагогического общества РСФСР /2раза;/ медалью к 10-летию Башкирского государственного суверенитета.
В 2012 году занесен в Книгу Почета работников системы образования городского округа города Нефтекамска.
Заключение
Заканчивая интервью, я задала Исламгулу Исламаевичу вопрос:
Если Вы заново начали бы свою жизнь , какую профессию выбрали бы? - «Так же был бы учителем . Мне немного обидно за отношение к профессии учителя сегодня, ведь это дело всей моей жизни. Я нисколько не жалею. В душе я и сейчас работаю. Спасибо тем, кто высоко оценил мою работу. Я очень горжусь званием «Почетный гражданин г.Нефтекамска». Сейчас я на заслуженном отдыхе . С супругой Зинаидой Федоровной воспитали сына и дочь. Обоим дали высшее образование. Закончили в Москве академию. Дочка живет в Канаде городе Торонто. Сын со своей семьей живет в Санкт-Петербурге. Я доволен судьбой детей. Они стали нужными людьми для человеческого общества».
Работая над этой темой, я поняла , что быть учителем нелегко, здесь работают только влюбленные в свою профессию люди, а учитель никогда не бывает одиноким, он всегда в окружении детей и всегда остается учителем.
В результате изучения документов и фотоматериалов из архива Исламаева И.И.., а также во время беседы с ним мне открылась удивительная личность: высокообразованный, разносторонний человек, внесший большой вклад в дело образования и воспитания подрастающего поколения. И не смотря на то, что ему пришлось пройти множество испытаний, он до сих пор удивляет своей искренностью, оптимизмом, неравнодушием к тому, что происходит вокруг.
Даже уйдя на заслуженный отдых, Исламгул Исламаевич интересуется жизнью своих бывших учеников, радуется их успехам и огорчается неудачам. Бывшие ученики все его любят, уважают, звонят, потому что он всем раздарил частички своего доброго сердца. Огонёк, зажженный когда-то Исламгулом Исламаевичем, по-прежнему горит в сердцах - сердцах его учеников и коллег. Жаль, сейчас он серьезно болен и не может самостоятельно ходить.
Изучив жизнь, педагогическую и общественную деятельность учителя я
решила , что учащиеся нашей школы должны знать историю жизни
учителей преданных своему делу , тем более своих земляков.
Вывод: проводя различные формы и методы исследования я пришла к выводу. Что он действительно любил детей, его волновало кем они станут в будущем. Вот он этого и добивался. Твердо можно сказать ,что он Человек с большой буквы. Вечно будет жить его Учительская Слава!
Список источников и литературы
1. Список литературы:
Краснокамский район Республики Башкортостан. -Уфа,2005год-Издательство «Башкортостан».
Нефтекамск смотрит в завтра. – Уфа, 1998год – Издательство «Слово».
2. Источники:
Семейный архив:
1) копия трудовой книжки
2) копии наград
3) копии из СМИ
4) видеосюжет
5)интервью















































Приложения

1.Общий список наград и копии из средств массовой информации.
2.Копия трудовой книжки на 8 листах.
3.Похвальная грамота-1950г.
4.Похвальный лист-1955г.
5.Благодарственная грамота от Общества «Знание»-1967г.
6.Почетная грамота-1969г.
7.Почетная грамота-1970г.
8.Грамота ДОСААФ-1977г
9.Почетная грамота-1977г.
10.Почетная Ленинская грамота-1980г
11.Копия книжки ордена «Знак Почета»-1981г.
12.Почетная грамота-1981г
13.Почетная грамота-1982г
14.Почетная грамота-1984г.
15.Почетная грамота-1985г.
16.Почетная грамота-1986г.
17.Грамота-1987г.
18.Почетная грамота-1987г
19.Почетная грамота-1991г
20.Грамота «Заслуженный учитель Республики Башкортостан»-1992г
21.Почетная грамота-1996г
22.Почетная грамота-1996г
23.Почетная грамота -1996г
24.Диплом «Почетный гражданин г.Нефтекамска»
25.Слово благодарности-2000г
26. Слово благодарности-2001г.
27.Благодарственное письмо-2004г
28.Свидетельство «Книга Почета»-2012г
29. Копия из газеты «Красное знамя»-1983г
30.Копия из газеты «Чолман»-2001г
31.Копия из газеты «Красное знамя»-2006г
32. Копия из газеты «Чолман»-2006г








13PAGE 15


13PAGE 14215