Доклад на тему «Активные и интерактивные формы работы психологической службы с родителями»
Доклад на тему «Активные и интерактивные формы работы с родителями»
Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.
В связи с этим взаимодействие с родителями строится психологом в соответствии со следующими принципами:
высокий профессионализм;
доброжелательность и уважение к родителям и их детям;
обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
открытость и конгруэнтность психолога;
мотивирование родителей к взаимодействию с психологом различными способами;
системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками УВП, сотрудничестве с родителями на всех ступенях дошкольного образования детей;
приоритет активных и интерактивных методов взаимодействия.
Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и дошкольных заведениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины.
Если посмотреть на рисунок 1, то мы увидим, что семья – это не только мама и папа ребенка, а еще бабушки и дедушки, не показаны, но есть в действительности дяди, тети, братья и сестры, с которыми контактирует ребенок. Все, с кем общается ребенок, имеют свой опыт общения и воспитания. Но, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень, взрослые, окружающие ребенка, не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности.
Работа с родителями постоянно меняется, традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные и интерактивные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Стержнем активной работы с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты.
Активный – от англ. «act» - действовать, то есть деятельный, энергичный, развивающийся, усиленно действующий.
Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие психолога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.
Под интерактивной моделью обучения понимают применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность. Слово «интерактив» английского происхождения, от слов «interact», где «inter» - взаимный и «act» - действовать. Таким образом, интерактивный – способный к взаимодействию, диалогу.
Преимущества интерактивных форм обучения
Мы получаем и обрабатываем информацию при помощи:
1% – органов вкуса;
1,5% - тактильных органов;
3,5% - органов обоняния;
11% - органов слуха;
83% - органов зрения.
Мы запоминаем:
10% того, что читаем;
20% того, что слышим;
30% того, что видим;
50% того, что видим и слышим;
80% того, что говорим;
90% того, что говорим и делаем.
Мы помним:
Способы подачи
материала
Через 3 часа
Через 3 дня
Через год
Лекция-
рассказ
70%
10%
3%
Показ-шоу
72%
20%
13%
Лекция+показ
85%
65%
33%
Рассказ, показ,
практика
98%
95%
75%
Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю» - говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.
Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы воспитателя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет педагог. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.
Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают об успехах и неудачах детей, а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.
Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.
Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.
Рассмотрим активные формы работы с родителями более подробно.
Родительские собрания.
Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. При применении активных форм работы родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками разговора. Здесь обсуждаются самые интересные, самые наболевшие вопросы и принимаются решения всеми участниками образовательного процесса.
Формы проведения родительских собраний необходимо максимально разнообразить. Можно использовать информационные технологии, которые помогают наглядно, убедительно и доступно представить большой объем информации в виде таблиц, диаграмм и графиков, рассказать о текущих делах и успехах детей, провести работу по профилактике тревожности, агрессивности, гиперактивности дошкольников и т.п. Здесь выбираются активные методы общения и взаимодействия с родителями:
лекция – диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является индивидуальный подход;
дискуссия – «круглый стол», совместное обсуждение какой – либо проблемы;
исследование – получение знаний на исследовательской основе с применением различных схем организации (встреча с проблемой, эвристические вопросы, интересные задания);
психологические тренинги, игры (ситуативно-ролевые, разогревающие и т.д.);
диагностика, рефлексия (тесты, опросники, задания); активное участие родителей в беседах, дискуссиях; обмен опытом воспитания с другими родителями; осознание собственных ошибок; анализ поступков детей и своих действий, поиск причин того или иного явления.
Информационно-просветительская и развивающая работа через: проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий воспитания, обучения и развития детей; психолого-педагогический всеобуч родителей, действующими лицами которого помимо психолога могут быть опытные педагоги и узкие специалисты.
Индивидуальные собеседования. Собеседования проводятся по мере надобности. Родители заранее оповещаются о времени собеседования, можно оформить пригласительные. Психолог тщательно готовится к собеседованию: собирает данные о ребенке, проводит тесты, анкеты, диагностику. На собеседование приходят родители или родитель со своим ребенком. Во время собеседования можно отметить отставания ребенка или похвалить за успехи. Главная роль отводится родителю, психолог же фиксирует его предложения, замечания.
Пресс – конференция с родителями. Эту форму работы проводят в конце или начале учебного года. Пресс-конференция от обычного собрания отличается тем, что на нее можно пригласить школьных учителей, психологов, заведующего детского сада, методиста, медсестру с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Это собрание проводится в форме вопросов и ответов.
Привлечение родителей к образовательному процессу через проектную деятельность. Привлечение родителей к созданию позитивного микросоциума, в котором каждый его участник (взрослый или ребенок) может реализовать себя в учебно-воспитательной деятельности, получить консультации, рекомендации специалистов.
Консультирование семей дошкольников по актуальным вопросам воспитания и обучения детей в детском саду и дома.
Изучение семей. Информация о семье необходима ДУЗ для решения оперативных педагогических задач: для точного выбора методов, адекватных образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития успешности в воспитании и
·обучении, для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.
А также: психологические всеобучи, «круглые столы», тренинги, ролевые игры, выпуски семейных газет.
Интерактивные методы применяются при организации следующих форм работы с родителями:
организация родительских собраний;
организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов.
Для решения задач психологом могут быть использованы следующие интерактивные формы работы:
интерактивная экскурсия;
использование кейс-технологий;
проведение видеоконференций;
круглый стол;
мозговой штурм;
дебаты;
фокус-группа;
деловые и ролевые игры;
case-study (анализ конкретных, практических ситуаций);
драматизация;
инверсия;
синектика;
ток-шоу;
театр-экспромт;
тренинг.
Остановимся подробнее на некоторых интерактивных формах работы с родителями.
Тренинги
Понятие тренинг имеет общее собирательное значение. В тренингах используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.
Тренинг делового общения направлен на развитие у родителей не только эффективных навыков межличностного взаимодействия, но и на повышение общего уровня их компетентности в этой области.
Учебная дискуссия
Этот метод заключается в проведении групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах родителей (от 6 до 10 человек).
Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.
Следует отметить, что этот метод позволяет максимально полно использовать опыт родителей. Это обусловлено тем, что в групповой дискуссии не психолог говорит родителям о том, что является правильным, а они сами вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, максимально используя свой личный опыт.
Case-study (анализ конкретных практических ситуаций).
Этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности подходу. Это один из самых испытанных в практике метод обучения навыкам принятия решений и решения проблем.
Цель этого метода научить родителей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.
При анализе конкретных ситуаций особенно важно то, что здесь сочетается индивидуальная работа с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет развивать навыки групповой, командной работы, что расширяет возможности для решения типичных проблем. В результате проведения индивидуального анализа, обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения родители получают возможность развивать навыки анализа и планирования.
Разработка практических ситуаций может происходить двумя путями: на основе описания реальных событий и действий или на базе искусственно сконструированных ситуаций.
В основе метода конкретных ситуаций лежит описание конкретных эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия. При изучении конкретной ситуации, и анализе конкретного примера родитель вживается в конкретные обстоятельства, понимает ситуацию, оценивает обстановку, определяет, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определяет свою роль в решении проблемы и вырабатывает целесообразную линию поведения.
Деловые и ролевые игры
Ряд активных методов обучения получил общее название «деловые игры». Этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры. Ролевые игры помогают формировать такие важные ключевые компетенции как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т. д. От психолога требуется большая предварительная методическая подготовка при проведении ролевых игр, умение прогнозировать результаты и делать соответствующие выводы.
Деловые игры характеризуются направленностью на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Необходимость в играх такого типа возникает тогда, когда имеющихся способностей участников недостаточно для реализации готовых деятельностных норм, либо происходит рассогласование в деятельности в результате изменения внешних условий. Поэтому возникает потребность в развитии недостающих способностей в процессе деловой игры на особой модельной площадке.
Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры. По своей сути этот метод обучения является особой формой коммуникации.
В любом типе коммуникации один из участников является автором, который выражает свою точку зрения. Второй участник является реципиентом, который, воспринимая авторский текст, строит образ того, что понял, чтобы реконструировать авторскую точку зрения. Третий участник коммуникации в рамках деловой игры может быть критиком, который, опираясь на результаты принятого решения, вырабатывает свою собственную точку зрения, более оформленную и совершенную. Четвертый участник организатор коммуникации согласует все виды работ и превращает разрозненные усилия в целенаправленное движение по совершенствованию авторской точки зрения.
Завершается деловая игра подведением итогов, где основное внимание направлено на анализ ее результатов, наиболее значимых для практики.
Еще одним эффективным методом интерактивного обучения является презентация – это наглядный вариант лекционного и практического материала.
Также известен метод дидактической игры, который подразумевает моделирование, разработку технологий деятельности, проводимые в игровой форме.
Использование такой игры эффективно способствует развитию самостоятельности у родителей, ответственности за принятие решений.
Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности родителей, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.
Психолог (педагог) отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Главной отличительной чертой интерактивных методов является инициативность родителей в процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера-помощника. Ход и результат обучающего процесса приобретает личную значимость для всех участников и позволяет развить способность самостоятельного решения проблемы.
Вывод. Необходимость организовать взаимодействие психолога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи детскому саду со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого малыша. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие психолога, педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов (если психолог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др.
От совместной работы родителей и психолога выигрывают все стороны учебно-воспитательного процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; психолог, взаимодействуя с родителями, узнает больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства психологической диагностики и коррекции. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше усваивают знания и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
Предложенные формы работы с родителями могут помочь в объединении усилий педколлектива и родителей в развитии ребенка как личности и будут способствовать поиску новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе.
13PAGE 15
13PAGE 14115