Активные формы работы с родителями. Из опыта работы
Активные формы работы с родителями. Из опыта работы.
Сегодня, в наше время, когда все торопятся, куда-то спешат и вечно ничего не успевают, когда в заботах о хлебе насущном члены семьи редко видят друг друга, когда телевизор, компьютер, телефон заменяет людям общение и ещё больше разъединяет их, часто и родителям как-то не до своих детей. Главное – одеть, накормить, позаботиться об их здоровье и самочувствии, а остальное вроде бы ерунда Поэтому всегда хочется обратить внимание мам и пап, бабушек и дедушек на ребят, показать, какие они талантливые и умные, добрые и отзывчивые, одинокие и серьёзные, мечтающие и деловые С этой целью в своей работе классным руководителем, учителем, завучем использовала разные формы для сближения и объединения всех членов семьи в одно целое, единое, где важно не только обеспечить «хлебом насущным», но и быть именно «семьёй».
Сближению детей и взрослых, их равноправному общению способствует всегда литературная игра, типа «Звёздный час», «Счастливый случай», КВН. Она проходит по какому-то литературному произведению, чаще классическому: или «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского», или «Записки охотника» И.С.Тургенева, или «Хаджи - Мурат» Л.Н.Толстого, или «Судьба Барабанщика» А.П.Гайдара. Читают дети – читают родители. А как же иначе? Нельзя же ударить в грязь лицом перед своим ребёнком. Сколько радости, удивления, иногда недоумений можно увидеть ни лицах взрослых! Вот вам и решение вопроса чтения и общения. Только надо найти подход к родителям, которые в проблеме нелюбви детей к чтению сетуют чаще на школу. Вот пусть теперь и сами покажут, что они тоже заинтересованные лица, а не просто участник образовательного процесса. Такой приём оправдывает себя на все 100%.
Часто создаём с ребятами творческие работы о своих близких: пишем письма мамам, берём интервью у бабушек, составляем воспоминания о дедушках, сочиняем рассказы об играх детства родителей, собираем очерки о профессиях родителей. Такие работы иногда используются на внеклассных мероприятиях с приглашением родственников, которым радостно услышать вслух признание в любви, благодарность от детей и внуков, ощутить заботу и внимание. Дети почему-то всегда стесняются открыто говорить об этом, но в душе ведь любят своих близких. И тогда родители как бы окрыляются и гордятся, что у них такие чуткие и внимательные сыновья и дочки.
Очень действенная форма – это концерты, которые организуют дети для своих родителей в конце года, собирая их из номеров художественной самодеятельности, уроков выразительного и внеклассного чтения, из выступлений на сцене Дома культуры. С каким восхищением и удовольствием смотрят мамы и папы на своих ребят! Как гордятся ими! Сколько положительных эмоций получают при этом! Это ли не заряд бодрости для наших родителей, вечно занятых, погружённых в свои заботы и проблемы?
Здесь же следует сказать и о посещении ими внеклассных мероприятий: праздников, шоу, балов, КВНов, игр, утренников, соревнований Отзывы всегда самые добрые. Все уходят довольные, счастливые и благодарные учителям. Это ли не признание положительных результатов нашей работы?
Дети из сельских школ не всегда имеют возможность увидеть мир, побывать за пределами села, поэтому стараюсь их всегда куда-то вывозить на экскурсию, ходить с ними в походы, совершать путешествия по родным просёлкам. Привлекаю родителей. Ведь такие экскурсии способствуют сближению детей и взрослых, учат культурному отдыху и поведению (не секрет, что в некоторых семьях без спиртного нельзя отдыхать), помогают лучше понять друг друга.
Среди совместных форм, объединяющих детей и взрослых, следует отметить и огоньки. Тоже традиционное мероприятие. Но много даёт для общения и воспитания культуры поведения в обществе.
Особо стоят выпускные вечера в школе, которые обычно собирают не только мам и пап, но иногда и всех членов семьи, вплоть до тётушек. Это настоящие праздники, когда всех объединяет единый порыв. В подготовке участвуют все: учителя, выпускники и их друзья, родители. Каждый выполняет свои обязанности добросовестно и достойно. Вот когда по-хорошему завидуешь тому единству в работе семьи и школы, которое проходит без нажима и назидания, по обоюдному согласию, с радостью и удовольствием. Так бы всегда и во всём!
И ещё одна форма, на которой хочу остановиться, - это классный альбом. Сегодня есть такая возможность: всё, происходящее в школе, сфотографировать и прокомментировать. Это добрая память обо всём, что было и прошло. Это наглядное подтверждение для родителей, которые увидят своими глазами, чем занимаются их дети в школе, где проявляют себя, как выглядят по сравнению с другими. Рассматривают альбомы с огромным интересом, а потом задают вопросы, вступают в доброжелательный разговор с учителем, проявляют интерес не только к своему ребёнку, но и к его одноклассникам. Это ли не факт положительной деятельности школы в деле воспитания подрастающего поколения? Все представленные альбомы не просто слова, а конкретное подтверждение тому, что школа активно работает, любит своих воспитанников и желает им только добра.
Поэтому каждую четверть и учебный год мы готовим общее благодарственное письмо тем родителям, чьи дети закончили на «4» и «5». В нём благодарим родителей и выражаем уверенность, что учащиеся всегда будут радовать нас хорошими оценками и стремлением к знаниям. Вывешиваем в школе и в конторе предприятия, где работает большинство родителей. И это также повышает престиж тех мам и пап, которые достойно воспитывают своих детей и являются примером для окружающих.
И в конце хочется сказать о такой форме, как «Портфолио ученика», где находятся все работы, ученические, творческие, анкетные, контрольные, которые выполнялись в течение всей школьной жизни. Родители могут посмотреть папку, что-то дополнить, что-то оспорить. Здесь находится всё, что составляет суть школьного труда сына или дочери. Это достигнутые результаты, по которым родители могут на протяжении нескольких лет проследить развитие своего ребёнка и оценить свой вклад и вклад школы в воспитание и обучение ученика.
Конечно, я рассказала не обо всех формах работы с родителями. Хотелось бы выбрать наиболее яркие, плодотворные, которые прошли проверку временем и могут быть использованы в любом педагогическом коллективе. Но ясно одно: «вся семья вместе, так и душа на месте», а ещё «духовное родство пуще плотского». Так говорит народ, а с ним не поспоришь.
15