СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Щеглова К.С., Чалдышкина Н.Н.
Марийский государственный университет, г.Йошкар-Ола
СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В обществе в последнее десятилетие возникла значительная по своим масштабам категория детей, которые находятся в статусе попавших в трудную жизненную ситуацию. Часто они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьёй носят деструктивный характер или разрушены. Родительская семья нередко не только не выполняет по отношению к ним свои функции, но даже становится фактором, деформирующим их социальное и индивидуальное развитие.
Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями ребенка, жестокое обращение создают реальную угрозу его здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию.
Сложившаяся ситуация требует от специалиста социальной работы переосмысления целей, ценностей, и мотивов его деятельности. Необходимо повышение эффективности средств и методов социальной работы с возрастающим числом детей, имеющих проблемы.
В этих условиях активно развивается система государственных учреждений для детей, лишенных попечения родителей, которая сегодня включает социально-реабилитационные центры и социальные приюты. Их численность за последние десять лет выросла в 35 раз и насчитывает более 9000 учреждений. Интенсивное развитие сети специализированных учреждений в системе социальной защиты и всё возрастающее число детских проблем социально-педагогического свойства, существенно обострили востребованность научно-методического обеспечения социальной компоненты реабилитационной работы специалистов социальной работы этих учреждений.
Сегодня на проблемы детей ориентирована деятельность многих социальных институтов, а в системе социальной защиты сама практика определила организующим центром специализированные учреждения, в работе которых объективно возникла социально-педагогическая функция. Существующие интернатные учреждения оказались не готовыми в полной мере решать проблемы детей и их родителей, так как не могут обеспечить системную социально-педагогическую реабилитационную работу в детской и семейной среде.
Достаточно часто эта проблема рассматривается в работах Т.В.Форманюк, В.В. Бойко, А.А. Руковишникова, М.М.Скучаревской, М.В. Борисовой.
Данная проблема с точки зрения социальной педагогики изучена не достаточно и требует дальнейшего развития науки и практики.
В.В.Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоции в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения.
Ряд исследователей считают основными предпосылками синдрома «эмоционального выгорания» организационные проблемы:
слишком большая рабочая нагрузка;
недостаточная возможность контролировать ситуацию;
отсутствие организационной общности;
недостаточное моральное и материальное вознаграждение;
несправедливость;
отсутствие значимости выполняемой работы.
В тоже время другие исследователи считают более важными личностные характеристики:
низкая самооценка;
невротизм;
тревожность.
Базой исследования стало ГКУ РМЭ "Социальный приют для детей "Теплый дом" г.Йошкар-Олы".
В Социальный приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), направленные по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.
Контингент приюта составляют дошкольники и младшие школьники, проживание которых в семье стало невозможным, например, из-за алкоголизма родителей, постоянных побоев, отсутствие элементарных условий для жизни. Дети помещаются в приют из-за болезни матери, отсутствия родственников, смерти родителей, на время оформления опеки.
Детей в приют направляют сотрудники милиции, социальные педагоги, родственники, и очень редко дети приходят в приют сами, это подростки которые вынуждены уйти из семьи.
Очень часто администрация приюта сталкивается с проблемой дальнейшего устройства детей, так как многих уже нельзя вернуть в семью, поскольку родители лишены родительских прав, дети - круглые сироты, родители - инвалиды или психически больные.
Поскольку время пребывания детей в приюте ограничено, перед социальным педагогом стоит сложная задача за короткий срок погасить кризисные состояния ребенка, конфликт с семьей, приобщить ребенка к учебе, вовлечь в труд, организовать лечение, определить его будущее. Вот почему особенно важно расположить ребенка к себе, создать атмосферу участия, тепла и заботы.
Если малыши с трудом забывают о семье, то подросток о семье не скучает, старается реализовать себя, утвердиться среди ребят. Социальный педагог должен проявить понимание, доброжелательность, но убедить подростка в необходимости изменить свою жизнь. Он должен уметь оказать первую медицинскую, психологическую и юридическую помощь.
Подростки, поступившие в приют, отличаются крайней психологической неуравновешенностью. Социальному педагогу необходимо владеть некоторыми психологическими приемами, чтобы убедить подростка остаться в приюте, поверить новым взрослым.
Перед социальным педагогом стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодоверие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении реабилитации подростка педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист, воспитатели.
Учреждение создано в целях профилактики безнадзарности и беспризорности, социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечении временного проживания (содержания), оказания содействия в дальнейшем устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, работы с семьями.
Можно сделать вывод, что сотрудники приюта нуждаются в профилактике эмоционального выгорания.
Основными факторами негативного влияния трудового процесса на личность социального работника являются когнитивные, поведенческие, аффективно-мотивационные и другие стереотипы. Полноценная профессиональная деятельность выражается в том, что социальный работник как субъект труда призван самостоятельно и творчески подходить к определению и решению профессиональных задач; достигать результатов, соответствующих стандартам; уметь анализировать и регулировать технологические процессы и т.д.
На развитие синдрома «выгорания» оказывает воздействие и организационный фактор. Его влияние связано с тем, что работа может быть сложной по содержанию, но недостаточно организованной, не оцениваемой должным образом, а характер руководства может не соответствовать содержанию работы и т.д.
На первом этапе исследования, для выявления уровня эмоционального выгорания у социальных работников была использована методика «диагностика уровня эмоционального выгорания Бойко В.В. Методика предназначена для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов.
Таким образом, в результате проведения диагностики с сотрудниками социальной службы, выявилось, что не сложившийся симптом эмоционального выгорания у 35% сотрудников, складывающийся синдром эмоционального выгорания у 40%, сложившийся у 25% сотрудников.
Это говорит о том, что проблема требует дальнейшего исследования.
Нами были подготовлены беседы для специалистов занимающихся социально- педагогической деятельностью «Синдром эмоционального выгорания и его профилактика». Была разработана программа по выявлению и уменьшению признаков эмоционального выгорания.
Подводя итог по проделанной работе, отметим, что специалисты социально-педагогической службы социального приюта детей и подростков склонны к эмоциональному выгоранию. Нужно проводить работу по профилактике эмоционального выгорания в этой сфере. Очень большое влияние оказывает работа социального педагога с сотрудниками учреждения.
Список использованных источников и литературы:
Ганишина, И. С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие / И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. 288 с.
Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 256с.
Поддубная, Т.Н. Социальная защита детства в России/ Т.Н. Поддубная. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
15