Технологическая карта как как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
Технологическая карта как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
Выступление Пикаловой О.В.
В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования каждому учителю пришлось осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Поэтому учитель, реализующий ФГОС второго поколения должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.
Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения.
Я, как учитель, работающий по новым стандартам, столкнулась с проблемой, как при планировании урока отразить формируемые УУД, их связь с содержанием учебного предмета, с используемыми на уроке технологиями и формами работы, ведь в классическом плане-конспекте упор обычно сделан на содержание изучаемого материала.
В методической литературе, на электронных ресурсах стала встречать такое понятие как технологическая карта. Технологическая карта заявляется как новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Я поняла, это то, что мне подходит: в технологической карте как раз прослеживаются все этапы деятельности учащихся, формируемые УУД. Но отзывы педагогов встречала самые разные. От «это титанический труд, очередная «забота» сверху, чтобы у учителя совсем не было свободного времени», «писать технологическую карту на каждый урок нереально», «писала всегда краткие конспекты, так дальше и буду» до «нужно изменить поход и привыкнуть к новой форме». И мне стало интересно, а какое мнение сложится у меня, какие плюсы, минусы отмечу при работе с технологическими картами.
Поэтому в своем выступлении я решила остановиться на таких моментах: цель работы с технологической картой, её возможности. Также выделю некоторые моменты, которые помогут при ее составлении.
Сначала кратко остановлюсь на том, что такое технологическая карта и в чем заключается ее отличие от привычного конспекта урока.
Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств, где технологическая карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы и т.д. Исходя из данного определения, можно выделить несколько основных позиций, на которые необходимо опираться при конструировании технологической карты урока: в ней должен быть описан весь процесс деятельности; должны быть указаны операции, их составные части. Таким образом, в дидактическом контексте технологическая карта представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата.
Важно, чтобы технологическая карта не дублировала развернутый конспект урока. Во-первых, технологические карты существуют или, точнее, стали существовать, для того чтобы в них отразить формирование УУД через действия учителя и ученика. Они должны прояснить технологию, применяемую учителем для решения конкретной задачи, например, формирования определенного типа УУД на уроке. Во-вторых, необходимо обратить внимание на смещение акцентов в современном уроке с деятельности учителя на деятельность учащихся, которое находит место и в документации: в традиционном плане-конспекте урока расписывается в основном содержательная сторона деятельности учителя, а технологическая карта позволяет спрогнозировать деятельность учащихся к достижению поставленных целей и задач. Кроме того, акцент на запись планируемых результатов на каждом уроке, в каждом задании позволит спрогнозировать общие результаты деятельности на четверть, год и т.п.
Так же технологическая карта урока позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, согласовывать действия учителя и учащихся, больше вероятность избежать ошибок в работе. Урок становится более продуманным и предсказуемым, так как на каждом этапе прописывается результат и деятельность каждого из субъектов.
Я бы добавила, что технологической картой следует воспользоваться, чтобы определить виды УУД, которые формируются на изучаемом материале, чтобы соотнести результат с целью обучения. Для меня технологические карты удобны, ещё тем, что можно проанализировать свою работу: что получилось, а что нет, что нужно изменить, это помогает внести коррективы уже при проектировании следующего урока или темы.
На первых порах мне трудно было создать свою карту, уходило много времени, ведь нужно чётко продумать каждый этап урока, вид деятельности учителя, учащихся, всё прописать. Большую помощь оказали готовые технологические карты к УМК «Перспектива». Позже я создала себе папку - подбор материалов для составления технологических карт: метапредметные, познавательные УУД, примерная структура каждого типа урока по ФГОС, шаблоны карт, формулировки деятельности учителя и обучающихся на уроке. Подборка материала позволяет мне значительно облегчить подготовку к урокам и экономит время.
Останавливаясь на таком вопросе, как необходимость формулирования каких-то общих методических рекомендаций, советов по работе с новым видом документации, следует отметить, что сегодня существует большое разнообразие предлагаемых как теоретиками, так и практиками образования вариантов технологических карт. Единства взглядов на структуру и функции карты ни у теоретиков, ни в педагогическом сообществе нет. Проанализировав большое количество технологических карт уроков, разработанных учителями-практиками, я остановилась на карте, которая удовлетворяет моим взглядам на современный урок.
Часто предлагается выделить в структуре карты блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
инструментальный (какими средствами достижимо);
организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
Учитель может структурировать урок по определённым параметрам. Такими параметрами могут быть (по горизонтали):
этапы урока;
содержание учебного материала;
формируемые УУД;
деятельность учителя;
деятельность учащихся.
А по вертикали этапы урока зависят от типа урока, технологии.
На слайдах представлены варианты составления технологических карты урока.
Важны этапы работы над технологической картой, алгоритм:
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что при составлении технологической карты урока, важно помнить, что это только один из инструментов, и им нужно учиться пользоваться. Карта должна быть «живой», если мы хотим, чтобы она работала. В работе учителя всегда есть место творчеству. Каждый педагог складывает в копилку множество находок своих или чужих – которыми, когда-то обязательно воспользуется. Вот из таких находок потом вырастает технологическая карта урока.