Построение ППРС в старшей группе дошкольного возраста
Тема: Предметно – развивающая среда по художественно-эстетическому воспитанию в старших группах
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.
Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».
В. А. Сухомлинский
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Одним из основных направлений деятельности в ДОУ является художественно-эстетическое воспитание. Перед педагогами стоит основная задача - приобщение детей ко всем видам искусства от сказки до живописи, музыки и театра, развитие эстетического восприятия, художественно – творческих способностей, формирование базиса личностной культуры дошкольников. Решение этой задачи невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
Организуя предметную среду в групповом помещении педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый
ребёнок имел возможность заниматься любимым делом (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность. Учитывая то, что ребёнок в детском саду находится целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности
В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво.
Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного.
С учётом ФГОС предметно развивающая среда делятся на 4 основные области.
Физическая, познавательно – речевая , социально – личностная
и художественно – эстетическое развитие.
Художественно – эстетическая область развития включает в себе изо деятельность, конструирование, музыкальная деятельность восприятие художественной литературы.
Театральная длеятельность.
Здесь находятся следующие материалы:
театр настольный;
Стойка-вешалка для костюмов.
ширма;
наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);
персонажи с разным настроением;
готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;
уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);
для детей старшего возраста элементы ряженья, парики и прочее.
Музыкальная деятельность.
Чтобы привить интерес к музыкальной деятельности и постоянно поддерживать его, нужно выделить в групповой комнате специальное место – музыкальный уголок и оборудовать его техническими средствами, музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, самодельными музыкальными инструментами из различного материала, музыкально-дидактическими играми, набором картинок с музыкальными инструментами, портретами композиторов. Схемы для музыкального проигрывания, пианино. Фонотека может содержать в себе записи (шума природы, голоса птиц)
Из технических средств музыкальный уголок должен быть оснащен, прежде всего, магнитофоном и набором компакт-дисков, содержащих разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми данной возрастной категории по музыкальному развитию.
Изодеятельность
О важности изобразительной деятельности ещё говорил педагог классик Сухомлинский «Дети не просто переносят на бумагу что то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой. назвать например можно дать название:
Музыкальная капель
Волшебный карандаш
Наш вернисаж
Стена творчества
Очумелые ручки
Центр искусств
Маленькие художники
Волшебный мелок
Двор песочных художеств
Королевство кисточек и т.д.
Наполняемость уголка должна быть следующей:
1.Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, пастель, пластилин.
2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, самоклеющаяся пленка.
3.Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты, клейстер, палитра, банки для воды, салфетки (15х15, 30х30), подставки для кистей, доски, подносы, щетинные кисти.
1.Полочка с подлинными произведениями искусства.
2.Выставка детского творчества.
3.Трафареты, геометрические формы, силуэты,опорные карты поэтапного рисования
4.Краска, гуашь, кисти, карандаши, восковые карандаши, мелки, фломастеры.
5.Белая и цветная бумага.
6.Ножницы.
7.Пластилин,глина,солёное тесто, стеки, салфетки, опорные карты лепки.
8.Губки.штампы,тампоны.
9.Свечи.
10.Силуэты одежды, предметов декоративно - прикладного искусства.
11.Доски для рисования мелком.
12Детские и взрослые работы по рисованию, аппликации.
13.баночки для воды.
14.Природный и бросовый материал.
15.раскраски.
16.дидактические игры.
У нас в уголке по изодеятельности есть так же материал по нетрадиционной технике рисования: тычки, свечи, зубные щетки, ватные палочки, штампики.
Всё, что есть в уголке находится на уровне детей. Еще есть образцы смешивания красок(напр. белый + красный = розовый и др.)
Восприятие художественной литературы и фольклора
играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.
В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.
Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей?
– 2-3 сказочных произведения, чтобы удовлетворить постоянный интерес к сказкам.
– Для формирования гражданских черт личности ребенка в уголке книги должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.
– Книги о жизни природы, о животных и растениях. Рассматривания иллюстрации природоведческих книг ребенок лучше познает тайны и закономерности мира природы.
– На витрине должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях.
– Юмористические книги с картинками для удовлетворения потребности повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт.
– Кроме того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.
В среднем срок пребывания книги в уголке книги составляет 2-2,5 недели.
В старших группах устраивают тематические выставки книг.
Цель таких выставок - углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого, С. Маршака и др.
Приобщение ребенка к духовной культуре можно и нужно начинать как можно раньше. Даже самые маленькие способны воспринимать красоту в окружающем мире, проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам. Ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребенка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров.
Среда в которой большую часть времени проводит наш малыш, конечно же должна быть безопасной, что от нас требует, как СанПин, так и ФГОС ДО.
Тема:
Предметно – развивающая среда по художественно-эстетическому воспитанию в старших группах
Подготовила: Баисова М.А.
Воспитатель 10 группы
15