Правила эффективного общения План-конспект педагогического практикума


Бутиков Б.П., воспитатель учебного курса Санкт-Петербургского суворовского военного училища
ПЛАН-КОНСПЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА «ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»
Цель: помочь воспитанникам овладеть навыками эффективного общения.
Задачи:
- формирование навыков эффективного взаимодействия с членами своей семьи и в общении с окружающими людьми;
- конкретизировать знания о технике общения, негативно сказывающейся на взаимодействии и оказывающей положительное влияние.
Оборудование: презентация
Технологии:
- технология критического мышления;
- информационно-коммуникационная технология;
- диалоговая технология;
- технология этического диалога.
Форма и методы работы:
Практикум; словесные, наглядные, практические методы, методы формирования сознания.
Контингент: суворовцы 6 учебного курса (10 класс).
Ход занятия:
Воспитатель: Каждый из нас живет среди людей, мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем какие-то общие дела и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и незнакомыми. При этом одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим. Все это происходит в процессе общения, которое играет очень важную роль в жизни каждого человека. Вспомните пример Робинзона Крузо, который попав на необитаемый остров, очень сильно испытывал в первую очередь дискомфорт от дефицита общения и даже начал деградировать, забывая слова.
По своим видам и формам общение чрезвычайно разнообразно. Однако умение общаться не дается человеку с рождения, оно формируется путем упорных тренировок и работы над собой.
Суворовец: Можно привести пример великого оратора Демосфена, который был рожден в Древней Греции, в Афинах, где выступлениями ораторов была пропитана вся жизнь: перед войсками с зажигательными речами выступали полководцы, на собраниях совета и массовых сборищах выступали политики, провинившиеся в чём-либо граждане посредством своего умения говорить отстаивали свои права в суде, да и любой человек, того пожелая, мог выступить на дружеской встрече, поминках или торжестве. И по большому счёту умение красноречиво изъясняться для каждого человека было отнюдь не прихотью, а жизненной необходимостью.
Дебют Демосфена постиг полный крах – публика подняла его на смех, постоянно прогоняла со сцены и так и не дала новоиспечённому оратору договорить. Объясняется это вполне логично: Демосфен говорил еле слышно, «жевал» слова, картавил и заикался. Для совершенствования своего ораторского мастерства, Демосфен уединился, а чтобы не было желания нарушить данное себе обещание, наполовину обрил свою голову. Он принял решение упражняться ежедневно по несколько часов до тех пор, пока волосы на его голове не отрастут. Одним из его упражнений было набирать в рот небольшие камешки и стараться говорить чётко и ясно. А чтобы развить дыхание и силу голоса, он громко читал стихи во время подъёма на гору. Также он прогуливался по берегу моря и говорил так громко, чтобы его голос заглушал шум прибоя.
Для избавления от картавости Демосфен приобрёл щенка, а затем слушал его рычание и повторял издаваемые собачонкой звуки. Подёргивание же плечом оратор решил одолеть воистину необычным методом – используя острый меч. Оружие было подвешено к потолку, и Демосфен репетировал, вставая так, чтобы острие меча касалось плеча всякий раз, когда оно подёргивается. Таким образом он смог добиться контроля над телом. Что же касается жестов и владения пространством, то Демосфен, дабы свободно держаться на выступлениях, брал уроки у своего друга-актёра. Всё это позволило Демосфену стать настоящим профессионалом своего дела.
Воспитатель: Существуют универсальные приемы общения, эффективные применительно к различным сферам жизнедеятельности человека. Плохое впечатление производит речь человека, если она засорена словами – паразитами типа: «так сказать», «в принципе», «как говорится», «говоря откровенно», «грубо говоря», «в некотором роде» и т.п. Низкая культура речи, затрудняющая ее восприятие и снижающая ее воздейственную силу, обнаруживается в засорении ее «мычащими» и «блеющими» звуками – «м-м-м-м», «э-э-э-э» и т.д.
Вопросы нужно формулировать так, чтобы собеседник понимал, о чем его хотят спросить. Нельзя употреблять трудные и неясные формулировки, все слова должны быть понятны даже для человека с низким образовательным уровнем.
Техники, не способствующие пониманию партнера:
- Негативная оценка - В беседе мы сопровождаем высказывания партнера репликами вроде:
"Глупости ты говоришь…"
"Ты, я вижу, в этом вопросе ничего не понимаешь…"
"Я мог бы вам это объяснить, но боюсь, вы не поймете…"Отрицательная оценка накаляет атмосферу, вызывает агрессивный ответ и порождает конфликт.
- Игнорирование - Мы не принимаем во внимание того, что говорит партнер, пренебрегаем его высказываниями. Не забывайте, у человека есть потребность в получении информации, но не менее важна потребность высказаться.
Эгоцентризм - Мы пытаемся найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют нас самих.
Техники, способствующие пониманию партнера
Проговаривание, повторение - Мы дословно повторяем высказывание партнера.
При этом можно начать с вводной фразы:
"Как я понял вас…"
"По вашему мнению…"
"Ты считаешь…"
Перефразирование - Мы воспроизводим высказывания партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулируем самое существенное в его словах. Начать можно с вводной фразы:
"Вашими основными идеями, как я понял, являются…"
"Другими словами, ты считаешь, что…"
Интерпретация и развитие идеи - Мы пытаемся вывести логическое следствие из высказывания партнера или выдвинуть предположения относительно причин высказывания. Вводной фразой может быть:"Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…""Вы так считаете, видимо, потому что…"
Упражнение «Скажи по-другому». Сказать фразу «Нынешнее лето будет очень теплым» разными словами, но смысл сохранить.
Упражнение «Найди производные». Найти как можно больше производных от слова «Дом». (Домовой, домашний, домофон, домработница, домик, домишко и т.п.).
Упражнение «Интонация». Произнести фразы «Иди сюда» и «В саду поспели овощи и фрукты» с разными выражениями и интонацией.
Упражнение «Сбор фраз для контакта». Подобрать как можно больше фраз для начала общения с незнакомым человеком.
Упражнение «Подражание»
Цель: показать значение подражания по позе для создания благоприятной атмосферы общения.
Участники разбиваются на пары. Первые номера начинают рассказывать о том, как они провели вчерашний день. У слушающих задание – в течение первых 3 минут принять позу, подражающую позе рассказчика, и «отзеркаливать» его жесты. Затем принять произвольную позу (за исключением позы внимания) и демонстрировать равнодушие к партнеру. Как правило, вскоре после этого желание рассказывать пропадает, и партнер умолкает.
Упражнение «Подход»
Цель: развитие навыков манипулятивного поведения в типовых ситуациях общения.
Ведущий предлагает участникам разыграть различные ситуации манипулятивного общения. Например: вам необходимо попасть на киносеанс, а вы забыли билет. Найдите подход к билитерше, если это:
а) молодая симпатичная девушка;
б) сурового вида старуха;
в) мужчина среднего возраста.
Упражнение «Слепое слушание»
Цель: обучение навыку эффективной передачи информации без обратной связи.
Упражнение выполняется в парах. Члены пары садятся спиной друг к другу так, чтобы не видеть рук друг друга. Каждому члену пары дается по 7 спичек. Одному из них ведущий составляет фигуру из этих 7 спичек. Задача этого члена пары объяснить другому, как лежат спички, чтобы тот смог выложить из своих спичек точно такую же фигуру. Запрещается смотреть на то, что делает партнер и задавать друг другу какие-либо вопросы.
Упражнение «Установление контакта»
Цель: развитие навыка установления контакта
Участнику дается задание: «Ты отстал от поезда, тебе нужно 100 рублей, чтобы догнать на такси свой поезд». Посмотреть какие фразы могут помочь добиться успеха.
Можно сделать 3 дубля, то есть одну и ту же роль выполняют по очереди 3 участника. А игроку, у которого будут просить деньги нужно будет выбрать одного, который был более убедителен.
Упражнение «Правила успешного общения». Необходимо сформулировать правила успешного общения. Воспитанники предлагают свои варианты, воспитатель записывает их на доске, спрашивая все ли согласны с ним.
Для усиления личного обаяния можно использовать следующие рекомендации:
- вести себя естественно;
- быть хорошим, терпеливым и внимательным слушателем;
- демонстрировать интерес к собеседнику (ничего так не льстит, как внимание);
- относиться к партнеру с уважением;
- стараться не доминировать во время общения, дать собеседнику высказаться;
- стараться понять и поддержать партнера, поставить себя на его место;
- стремиться избегать критических замечаний, избегать словосочетаний «Вы не правы», «Вы ошибаетесь», «Ваша идея бесперспективна» и т.п.;
- стремиться избегать поспешных выводов;
- не подавлять партнера;
- не стараться демонстрировать свой ум и образованность;
- подчеркивать общность с собеседником;
- выражать искреннее одобрение, замечать все хорошее (от внешнего вида, личностных качеств до рациональных идей;
- не соглашаться с самокритикой лица, лучше сказать «В такой ситуации было трудно что-либо сделать», «Вы и так сделали все возможное» и т.п.;
- признавать свои ошибки (это очень верный и выигрышный способ завоевать уважение и доверие);
- избегать оборонительных поз (скрещенные руки и ноги, руки в карманах или за спиной и пр.);
- настраиваться на «волну» партнера путем копирования жестов, тональности голоса, стиля общения.
Воспитатель: Таким образом, сегодня мы с вами поупражнялись в организации эффективного процесса общения, однако останавливаться на достигнутом ни в коем случае нельзя, ибо этот процесс непрерывный и длится всю жизнь человека, он может постоянно совершеноствоваться.