Презентация Совместная работа ДОУ и семьи по физическому воспитанию дошкольников


Конспект занятия по ознакомлению с живописью в подготовительной группе
«Знакомство с творчеством В.М. Васнецова»
Программные задачи:
- продолжить знакомить детей с творчеством В.М. Васнецова;
- продолжить знакомить детей с былинами;
- развивать умение отвечать на вопросы по сюжету картины;
- развивать чувство прекрасного, способности художественного восприятия картин;
- обогащать нравственные чувства, воспитывать художественный вкус;
- закреплять навыки рисования кистью, смешивания красок.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативная, познавательная.
Материал:
- репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри»;
- аудиозапись Второй («Богатырской») симфонии А.П. Бородина;
- палитры, краски, кисти, листы бумаги для рисования.
Предварительная работа:
- чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
- рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, представьте, что вы в литературной гостиной. Сейчас вы узнаете, о чем мы с вами будем беседовать.
«И садился тут Илья да на доброго коня,
Брал с собой доспехи богатырские:
Во-первых, брал палицу булатную,
А еще брал саблю вострую,
А еще брал лук со стрелами, И поехал из города из Киева.»
- Отрывок из какого произведения вы услышали? (Это отрывок из былины)
- Что такое былина? (Это былина об Илье Муромце)
- Что вы знаете о нем? (Илья Муромец-крестьянин из города Мурома, он защищал русскую землю от врагов)
- Как исполнялись былины? (Их исполняли распевно, тягуче, сопровождая игрой на гуслях)
Воспитатель: - А сейчас, мы перенесемся с вами в художественную мастерскую.
- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. И, как все добрые люди, приносил в мир радость. Он был художником. Звали его Виктор Михайлович Васнецов. В студенческие годы он увлекался былинами, протяжными, как дорога в степи. Один из былинных рассказов так ему понравился Васнецову, что он выписал его к себе в тетрадь:
«Под славным городом Киевом,
На тех степях на днепровских
Стояла застава богатырская.
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович…
А и конь под Ильей, словно лютый зверь,
А и сам на коне, как ясный сокол!
А и был на заставе Добрыня Никитич млад,
И пошел его добрый конь богатырский
С горы на гору перескакивать,
С холма на холм перешагивать.
А и был там Алеша Попович лад,
Что из красна города Ростова.»
Воспитатель: - А теперь прервемся и зарядимся энергией для дальнейшей работы.
Разминка: дети выполняют движения по показу и в соответствии с текстом, который произносит воспитатель.
«Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать. (Потягиваются)
Спину бодро разогнули,
Руки к верху потянули.
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два, вперед прогнуться.
Снова кверху потянуться.
Вот и стали мы сильней, (напрягают мышцы рук)
Здоровей и веселей! (улыбаются друг другу)
Воспитатель: - Молодцы! Вы наполнились богатырской силой.
- Теперь рассмотрим картину В.М. Васнецова «Богатыри».
- К какому жанру относится картина? (Портрет)
- Какие жанры живописи вы знаете? (Портрет, пейзаж, натюрморт)
- Кто на ней изображен? (На картине изображены русские богатыри Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич)
- Три богатыря стоят на страже границ родины. Число «три» на Руси имело значение множественности. Поэтому трех богатырей, охраняющих Русскую землю, воспринимают так, словно это весь народ встал на защиту своей родины.
- Где стоит богатырская застава? (В степи)
- Как выглядит степь? (Поросла ковылем, вдали видны холмы и перелески)
- Какое состояние неба? (На нем клубятся тяжелые облака, ветер собирает их в тучи)
- Какое чувство вызывает у вас изображенная картина? (Чувство тревоги и торжественности)
- Пейзаж прост, он не отвлекает внимание от героев-богатырей. Рассмотрите их фигуры.
- Всадники заняли все пространство картины. Кони упираются в землю у нижнего края полотна, а шлемы всадников находятся почти у самого верхнего края.
- Как вы думаете, какая фигура на картине центральная? (Илья Муромец)
-А почему вы так думаете? (Он старше других, он самый главный на заставе)
- Художник не скупился на подробности. И каждая деталь имеет смысл.
- Рассмотрите, как выглядит Илья Муромец. Что чувствуется в облике богатыря? (Мужество, сила, мощь)
- Куда смотрит Илья Муромец? (Он смотрит вдаль)
- Рассмотрите воинские доспехи богатырей. Чем защищены их головы?
(Шлемами)
- Опишите шлем. (Шлем высокий, остроконечный)
- Из какого материала он сделан? (Из меди, из железа)
- Спина, грудь и руки богатыря защищены кольчугой. Это старинный доспех в виде рубахи из металлических колец.
- Скажите, что держит Илья Муромец в левой руке? (Щит)
- А для чего нужен щит? (Для защиты головы и груди от стрел, копий)
- Щиты делали не только из железа и меди, но из кости и дерева. Хорошо виден щит у Добрыни Никитича: посередине-выпуклое украшение, а вокруг-кайма.
Чем еще вооружен Илья Муромец? (Палицей и копьем)
- А Добрыня Никитич и Алеша Попович? (Мечом, луком со стрелами)
- Лук и стрелы были на вооружении у каждого богатыря. Стрелы носили в колчане, пристегнутом к поясу справа, а лук-в специальном чехле слева.
Далее дети аналогично описывают других богатырей.
-Рассмотрите богатырских коней богатырей. Какие они? (Вороные, могучие, статные, сильные)
Как можно описать позу коней? (Стоят, точно в землю вросли, величаво поднимают голову, гривой потряхивают)
- Чем украшена грудь коня Ильи Муромца? (Кожаным ремнем с украшениями)
- Ребята, предлагаю вам нарисовать коней трех богатырей. Подумайте какую краску вы будите использовать, вспомните как правильно пользоваться кистью.
Звучит аудиозапись Второй («Богатырской») симфонии А.П. Бородина. Дети рисуют. По окончании отвечают на вопросы: «Какими были богатыри? Для кого из богатырей ты (воспитатель поочередно называет детей по именам) нарисовал (нарисовала) коня и почему именно для этого богатыря?»