Рабочая программа ФГОС к учебнику Н.И. Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Введению в биологию».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Левобережненская средняя общеобразовательная школа».
Рабочая программа по биологии
(ФГОС) второго поколения
5 класс
срок реализации - 5лет
2015-2020гг.
Составила: Зайтаева Р.Д.
учитель биологии,
высшей квалификационной категории
Рабочая программа разработана по учебнику Н.И. Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Введению в биологию». 5 класс, издательства «Дрофа», 2013 года, Москва (линейный курс). Программа составлена на основе ФГОС второго поколения.
Программа рассчитана на 34 ч, 1 ч в неделю; Основана на применении системно-деятельностного подхода к обучению.
В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей,
обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Курс предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
В результате освоения данной программы учащиеся должны будут овладевать универсальными учебными действиями: работать с различными источниками информации, выделять главное, составлять конспект, таблицу, схему, сравнивать, анализировать, обобщать, применять знания к конкретной ситуации, формулировать вопросы и др.
Программа подразумевает овладение ИКТ-компетентностями. Это поиск информации в электронных ресурсах, владение работой на компьютере, умение работать в сети Интернет, создание презентаций, работа с интерактивной доской и другие.
Большое внимание в программе уделяется исследовательской деятельности учащихся: лабораторным и практическим работам, учебному исследованию, созданию проектов.
Особое значение придается развитию у учащихся навыков смыслового чтения и работы с текстом.
Результаты изучения предмета разделены на предметные, метапредметные и личностные. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
Авторская программа соответствует условиям обучения в нашей школе.
Программа составлена в соответствии с требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к
результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру
содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Программа отражает
идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД),
составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки
коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного
развития учащихся.
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и
включает:
1. Пояснительную записку.
2. Общую характеристику курса биологии.
3. Место курса биологии в базисном учебном плане.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии.
5. Содержание курса биологии.
6. Тематическое планирование.
7. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению
учебного процесса.
Пояснительная записка
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких
уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к
результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей
школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной
ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов
общения и социальных взаимодействий (объѐмы и способы получения информации
вызывают определѐнные особенности развития современных подростков). Наиболее
продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социомораль-
ная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учѐтом рассмотрения биологического
образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее
общими и социально значимыми.
С учѐтом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования
являются:
• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носи те
ля еѐ норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой
природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценно
стью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой приро
де;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой
природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами
изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной,
информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-
ценностного отношения к объектам живой природы.
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у
школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о еѐ
многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания
проведѐн с учѐтом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся
должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и
эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для
повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные
предметы» обеспечивает:
• формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной
карты мира;
• овладение научным подходом к решению различных задач;
• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать полученные результаты;
• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с
объективными реалиями жизни;
• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание
значимости концепции устойчивого развития;
• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных
результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путѐм
применения межпредметного анализа учебных задач.
Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные
линии:
— многообразие и эволюция органического мира;
— биологическая природа и социальная сущность человека;
— структурно-уровневая организация живой природы;
— ценностное и экокультурное отношение к природе;
— практико-ориентированная сущность биологических знаний.
Место курса биологии в базисном учебном плане
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для
ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9
классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в
неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на
ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По
отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих
биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержа-
ние курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе
непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и
профильной дифференциации.
Результаты освоения курса биологии
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются
ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и
государственные потребности, и включают личностные, мета- предметные и предметные
результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе даѐт возможность достичь следующих
личностных результатов:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонацио
нального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Ро
диной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровье- сберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
• формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
• освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ок-
ружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно- популярной
литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать
информацию;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов, формулировать, аргументи-
ровать и отстаивать своѐ мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования, информацион
но-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях еѐ развития,
для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
• формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и
неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным
аппаратом биологии;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последст
вия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необхо-
димости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов
растений и животных;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли
человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и
животных;
• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных
и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природо-
пользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического
качества окружающей среды;
• освоение приѐмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними.
Содержание курса биологии
Раздел 1
Живые организмы
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие
организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное
строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бакте -
риями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и
ядовитые грибы. Оказание приѐмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры
профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен
веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена,
транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и
размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папо-
ротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни
человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и
исчезающих видов растений. Основные растительные общества. Усложнение растений в
процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у
животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты.
Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека.
Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых
животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным
средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Обеспечение образовательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение
Учебники Линия Н.И. Сонина
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Введение в биологию. 5 класс (1 час в неделю).
Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс (1 или 2 часа в неделю).
Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс (2 часа в неделю).
Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс (2 часа в неделю).
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 класс (2 часа в неделю).
Информация об авторах Название издания
1 ВАРИАНТ (концентрическая структура)
Сонин Н.И., Плешаков А.А. Введение в биологию. 5 класс (на 1 час)
Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс (на 1 или 2 часа).
Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.
Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс.
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 класс.
Лабораторные работы
№ Наименование темы Кол-во
1. Знакомство с оборудованием для научных исследований 1
2. Устройство светового микроскопа и правила работы с ним 1
3. Строение клеток живых организмов 1
4. Изучение химического состава семян 1
5. Измерение своего роста и массы тела
1
6. Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи. 1
Тематическое планирование
№п/п Наименование темы Кол-во
часов
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение 9 ч
Раздел 2. Многообразие живых организмов 14 ч
Раздел 3. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХОРГАНИЗМОВ 4ч
Раздел 4. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ 8 ч
Всего: 35 часов. Контроль знаний
№ Наименование темы Количество
1. «Живой организм». 1
2. «Многообразие живых организмов». 1
3. «Среда обитания живых организмов». 1
4. «Человек на Земле» 1
итого:4
Оценка знаний учащихся по биологии
Отметка «5»:
полно раскрыто содержание материала в объѐме программы и учебника;
чѐтко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные
термины;
ответ самостоятельный, использованы ранее приобретѐнные знания.
Отметка «4»:
раскрыто основное содержание материала;
в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
ответ самостоятельный;
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности
изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и
обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда
последовательно;
определения понятий недостаточно чѐткие;
не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или
допущены ошибки при их изложении;
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
основное содержание учебного материала не раскрыто;
не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка практических умений учащихся по биологии
Отметка «5»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по
закладке опыта;
научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования и объектов; при закладке опыта
допускаются 1-2 ошибки;
в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
правильно определена цель опыта;
подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании
выводов.
Отметка «2»:
не определена самостоятельно цель опыта;
не подготовлено нужное оборудование;
допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
Критерии оценки работы обучающихся в группе (команде) умение распределить работу в команде;
умение выслушать друг друга;
согласованность действий;
правильность и полнота выступлений;
активность.
Учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование.
Тематическое планирование. Биология. Введение в биологию. 5 класс (35/70 часов)
Тема Содержание Характеристика видов деятельности учащихся
Живой организм: строение и изучение (8/16 ч) Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Великие естествоиспытатели Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов. Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук
Многообразие живых организмов (14/28 ч) Как развивалась жизнь на Земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении
Среда обитания живых организмов (6/8 ч) Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны. Жизнь в морях и океанах Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред
Человек на Земле (5/10 ч) Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья
Резервное время — 4/8 ч ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Тематика проектов для учащихся 5-9 классов.
5 класс
Создание модели аппликации «Строение клетки».
Живые «чудовища» - многообразие глубоководных живых организмов.
Значение водорослей в природе и жизни человека.
Как образовался каменный уголь.
Растения Красной книги, которые обитают в нашей местности.
Моё любимое животное.
Животные Красной книги, которые обитают в нашей местности.
Экологические проблемы нашего края.
Животные, спасённые человеком.
Составление режима дня в соответствии с принципами здорового образа жизни
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Тематика исследовательских работ для учащихся 5-9 классов.
5 класс
Фенологические наблюдения в природных лесах.
Фенологические наблюдения в искусственных лесопосадках.
Фенологические наблюдения в степных сообществах.
Заболевания, вызываемые бактериями.
Водоросли, живущие в необычных условиях.
Как человек использует хвойные растений?
Значение простейших в природе и жизни человека.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Диагностика
Биология. 5 класс. Стартовая диагностика.
Часть 1 (А)
Задания с выбором одного верного ответа
А1. Объектом живой природы является
1) дупло в стволе засохшего дерева 3) шиферная крыша старого дома, поросшая мхом
2) гусеница капустной белянки на заборе 4) огородное пугало для отпугивания птиц
А2. Явление природы, характерное в средней полосе России только для зимы, –
1) метель 2) град 3) сумерки 4) ледоход
А3. Укажите свойство, характерное для воздуха.
1) прозрачный 2) рыхлый 3) твёрдый 4) имеет запах
А4. Место, откуда начинается река, называется
1) устьем 2) истоком 3) притоком 4) рукавом
А5. Среди перечисленных видов топлива укажите полезное ископаемое.
1) древесина 2) керосин 3) торф 4) мазут
А6. К хвойным растениям относят
1) осину 2) клён 3) лиственницу 4) ясень
А7. Культурные растения, в отличие от дикорастущих,
1) имеют корень 3) используются человеком как лекарственные средства
2) охраняются Красной книгой 4) имеют сорта, выведенные человеком
А8. Птицы, которые высиживают птенцов зимой, вскармливая их семенами хвойных деревьев, –
1) воробьи 2) синицы 3) скворцы 4) клесты
А9. У человека орган, через который выводятся ненужные и вредные для организма вещества, – это
1) сердце 2) почки 3) лёгкие 4) голова
А10. Какие из перечисленных требований относятся к личной гигиене человека?
1) Делайте утром физические упражнения 3) Будьте вежливы и внимательны к пожилым людям
2) Ежедневно принимайте душ 4) Соблюдайте правила дорожного движения
Укажите верный ответ.
1) АБ 2) БВ 3) ВГ 4) АГ
Часть 2 (В)
В1. Выберите из перечня три условия, обязательные для жизни на Земле.
1) воздух
2) обработка почвы
3) вода
4) солнечный свет
5) смена времён года
В2. Для каждого животного из первого столбца выберите соответствующее природное сообщество, обозначенное цифрой.
ЖИВОТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА
А) лягушка 1) водоём
Б) кузнечик 2) луг
В) цапля
Г) полёвка
Ответы на вопросыи критерии оценивания стартовой диагностики (для учителя)
5 класс
Часть 1(А)
№ отв. А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
Ответы 2 1 1 1 3 3 4 4 2 2
За верное выполнение каждого задания части 1(А) – 1 балл.
Максимальный балл за часть 1(А) – 10 баллов.
Часть 2 (В)
№ задания Ответ Критерии оценивания
В1 1, 3, 4 При правильном ответе, содержащем три элемента – 2 балла. Если в ответе присутствуют два элемента – 1 балл. При наличии одного правильного элемента задание оценивается в ноль баллов
В2 1-А,В
2-Б,Г Итого Максимальный балл при выполнении заданий части В - 4 балла
Критерии оценивания:
Задания части 2(В) оцениваются от нуля до двух баллов:
- ответ без ошибок – 2 балла;
- ответ содержит одну ошибку – 1 балл;
- ответ неверный или ответ, содержащий 2 и более ошибок, – 0 баллов.
Максимальный балл за часть 2 (В) – 4 балла.
Шкала перевода баллов в школьную отметку
Максимальный балл за работу – 14 баллов.
«5» – 12-14 баллов (если выполнены задания из части А и два правильно выполненных заданий из части В)
«4» – 9-11баллов (если выполнены задания из части А и одно правильно выполненное задание из части В)
«3» – 5-8 баллов (если выполнены задания только из части А)
«2» – менее 5 баллов
Ответы на вопросыи критерии оценивания стартовой диагностики (для ученика)
Часть 1(А)
№ отв. А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
Ответы 2 1 1 1 3 3 4 4 2 2
Баллы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Итого 10 баллов
За верное выполнение каждого задания части 1(А) – 1 балл.
Максимальный балл за часть 1(А) – 10 баллов.
Часть 2 (В)
№ задания Ответ Критерии оценивания
В1 1, 3, 4 При правильном ответе, содержащем три элемента – 2 балла. Если в ответе присутствуют два элемента – 1 балл. При наличии одного правильного элемента задание оценивается в ноль баллов
В2 1-А,В
2-Б,Г Итого Максимальный балл при выполнении заданий части В - 4 балла
Критерии оценивания:
Задания части 2(В) оцениваются от нуля до двух баллов:
ответ без ошибок – 2 балла;
ответ содержит одну ошибку – 1 балл;
ответ неверный или ответ, содержащий 2 и более ошибок, – 0 баллов.
Максимальный балл за часть 2 (В) – 4 балла.
Шкала перевода баллов в школьную отметку
Максимальный балл за работу – 14 баллов.
«5» – 12-14 баллов (если выполнены задания из части А и два правильно выполненных заданий из части В)
«4» – 9-11баллов (если выполнены задания из части А и одно правильно выполненное задание из части В)
«3» – 5-8 баллов (если выполнены задания только из части А)
«2» – менее 5 баллов
Бланк ответов к контрольной работе по теме «________________________».
_________класс
Фамилия _________________
Имя _____________________
Класс ____________________
Школа____________________
Ф.И.О. учителя ____________
Сроки проведения __________
Вариант___________________
Часть 1(А)
№ ответа А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
1 2 3 4 Часть 2(В)
В1
А Б В Г
В2
Тематический контроль по теме «Живой организм: строение и изучение».
5 КЛАСС
Часть 1(А)
Выберите один ответ из предложенных четырех.
А.1.Биология-это наука
1) о звездах 3) о живой природе
2) о веществах 4) о Земле, её форме и строение
А.2.Первым учёным, который наблюдал в микроскоп клетки растений, был
Н. Коперник 3) Р. Гук
А. Левенгук 4) К. Птолемей
А.3. Структуры клетки, выполняющие определенную работу, называют
1) деталями 3) органами
3) органоидами 4) отделами
А.4. Раздражимость характерна
1) для всех природных тел
2) только для животных
3) только для растений
4) для всех живых существ
А.5. Клеточное строение имеют
1) все природные тела 3) митохондрии
2) только животные 4) все живые существа
А.6. Органоиды, отвечающие за дыхание клетки,-
1) рибосомы 3) митохондрии
2) лизосомы 4) хромосомы
А.7. Цитоплазма клетки
1) осуществляет связь между частями клетки
2) способствует соединению клеток между собой
3) выполняет защитную функцию
4) обеспечивает поступление веществ в клетку
А.8. Научный метод исследования, не предполагающий никаких манипуляций с изучаемым объектом, называется
1) наблюдением 3) рассматриванием
2) экспериментированием 4) измерением
А.9. Изучением объектов с помощью линейки и весов получило
название
1) разглядывание 3) наблюдение
2) измерение 4) экспериментирование
А.10. К. Линней создал
1) классификацию организмов
2) изучение о строение Вселенной
3) учение об изменяемости живых организмов
4) учение о биосфере
Часть 2 (В)
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
В 1. Микология изучает
деревья 4) одноклеточные грибы
плесневые грибы 5) кустарники
муравьев 6) шляпочные грибы
В 2. Установите соответствие между организмами и науками, которые их изучают. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОРГАНИЗМЫ НАУКИ
А) береза 1) ботаника
Б) зяблик 2) зоология
В) корова
Г) дуб
Д) яблоня
Е) бабочка
А Б В Г Д Е
Ответы на вопросыи критерии оценивания
контрольной работы (для учителя) по теме «Живой организм: строение и изучение»
5 класс
Часть 1(А)
№ отв. А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
Ответы 3 3 2 4 4 3 1 1 2 1
За верное выполнение каждого задания части 1(А) – 1 балл.
Максимальный балл за часть 1(А) – 10 баллов.
Часть 2 (В)
№ задания Ответ Критерии оценивания
В1 2,4,6 При правильном ответе, содержащем три элемента – 2 балла. Если в ответе присутствуют два элемента – 1 балл. При наличии одного правильного элемента задание оценивается в ноль баллов
В2 1-А,Г,Д
2-Б,В,Е Итого Максимальный балл при выполнении заданий части В - 4 балла
Критерии оценивания:
Задания части 2(В) оцениваются от нуля до двух баллов:
- ответ без ошибок – 2 балла;
- ответ содержит одну ошибку – 1 балл;
- ответ неверный или ответ, содержащий 2 и более ошибок, – 0 баллов.
Максимальный балл за часть 2 (В) – 4 балла.
Шкала перевода баллов в школьную отметку
Максимальный балл за работу – 14 баллов.
«5» – 12-14 баллов (если выполнены задания из части А и два правильно выполненных заданий из части В)
«4» – 9-11баллов (если выполнены задания из части А и одно правильно выполненное задание из части В)
«3» – 5-8 баллов (если выполнены задания только из части А)
«2» – менее 5 баллов
Ответы на вопросыи критерии оценивания
контрольной работы (для ученика) по теме «Живой организм: строение и изучение» 5 класс
Часть 1(А)
№ отв. А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
Ответы 3 3 2 4 4 3 1 1 2 1
Баллы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Итого 10 баллов
За верное выполнение каждого задания части 1(А) – 1 балл.
Максимальный балл за часть 1(А) – 10 баллов.
Часть 2 (В)
№ задания Ответ Критерии оценивания
В1 2,4,6 При правильном ответе, содержащем три элемента – 2 балла. Если в ответе присутствуют два элемента – 1 балл. При наличии одного правильного элемента задание оценивается в ноль баллов
В2 1-А,Г,Д
2-Б,В,Е Итого Максимальный балл при выполнении заданий части В - 4 балла
Критерии оценивания:
Задания части 2(В) оцениваются от нуля до двух баллов:
ответ без ошибок – 2 балла;
ответ содержит одну ошибку – 1 балл;
ответ неверный или ответ, содержащий 2 и более ошибок, – 0 баллов.
Максимальный балл за часть 2 (В) – 4 балла.
Шкала перевода баллов в школьную отметку
Максимальный балл за работу – 14 баллов.
«5» – 12-14 баллов (если выполнены задания из части А и два правильно выполненных заданий из части В)
«4» – 9-11баллов (если выполнены задания из части А и одно правильно выполненное задание из части В)
«3» – 5-8 баллов (если выполнены задания только из части А)
«2» – менее 5 баллов
Бланк ответов к контрольной работе по теме «________________________».
_________класс
Фамилия _________________
Имя _____________________
Класс ____________________
Школа____________________
Ф.И.О. учителя ____________
Сроки проведения __________
Вариант___________________
Часть 1(А)
№ ответа А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
1 2 3 4 Часть 2(В)
В1
А Б В Г Д Е
В2
Тематический контроль по теме «Многообразие живых организмов». 5 класс
Часть 1(А)
Выберите один ответ из предложенных четырех.
А. 1 Стегоцефалы – это древние
1) земноводные 3)птицы
2) рыбы 4) рептилии
А.2. Ядра не имеют клетки
1) животных 3) растений
2) бактерий 4) простейших
А.3. Плодовое тело имеют
1) все грибы 3) плесневые грибы
2) только шляпочные грибы 4) дрожжи
А.4. Слоевищем называется тело
1) мха 3) папоротников
2) многоклеточной водоросли 4) лиственницы
А.5. Ризоиды встречаются у
1) грибов 3) папоротников
2) мхов 4) голосеменных
А.6. Корни имеют
1) ламинария 3) папоротник
3) сфагнум 4) кукушкин лен
А. 7. Семена есть у
1) кедра 3) папоротника
3) сфагнума 4) спирогиры
А.8. Главным признаком покрытосеменных растений является наличие
1) спор и листьев 3) плода и цветка
3) семян и корня 4) корня и плода
А.9. Ящерица относится к
1) земноводным 3) птицам
2) пресмыкающимся 4) млекопитающим
А. 10. Майский жук относится к
1) ракообразным 3) паукам
2) насекомым 4) моллюскам
Часть 2 (В)
В.1.Выберите три правильных ответа.
К водорослям относятся
Сфагнум
Порфира
Кукушкин лён
Спирогира
Шиповник
Ламинария
Пихта
В.2. Установите соответствие между организмами и царствами, к которым они относятся. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов
ЦАРСТВА ОРГАНИЗМЫ
А) растения 1) трутовик
Б) животные 2) сфагнум
В) грибы 3) амёба
4) дрожжи
5) орляк
6) карась
А Б В
Ответы на вопросыи критерии оценивания
контрольной работы (для учителя) по теме « Многообразие живых организмов».5 класс
Часть 1(А)
№ отв. А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
Ответы 1 2 1 2 2 3 1 3 2 2
За верное выполнение каждого задания части 1(А) – 1 балл.
Максимальный балл за часть 1(А) – 10 баллов.
Часть 2 (В)
№ задания Ответ Критерии оценивания
В1 2,4,6 При правильном ответе, содержащем три элемента – 2 балла. Если в ответе присутствуют два элемента – 1 балл. При наличии одного правильного элемента задание оценивается в ноль баллов
В2 1-А,Г,Д
2-Б,В,Е Итого Максимальный балл при выполнении заданий части В - 4 балла
Критерии оценивания:
Задания части 2(В) оцениваются от нуля до двух баллов:
- ответ без ошибок – 2 балла;
- ответ содержит одну ошибку – 1 балл;
- ответ неверный или ответ, содержащий 2 и более ошибок, – 0 баллов.
Максимальный балл за часть 2 (В) – 4 балла.
Шкала перевода баллов в школьную отметку
Максимальный балл за работу – 14 баллов.
«5» – 12-14 баллов (если выполнены задания из части А и два правильно выполненных заданий из части В)
«4» – 9-11баллов (если выполнены задания из части А и одно правильно выполненное задание из части В)
«3» – 5-8 баллов (если выполнены задания только из части А)
«2» – менее 5 баллов
Ответы на вопросыи критерии оценивания
контрольной работы (для ученика) по теме « Многообразие живых организмов». 5 класс
Часть 1(А)
№ отв. А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
Ответы 1 2 1 2 2 3 1 3 2 2
Баллы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Итого 10 баллов
За верное выполнение каждого задания части 1(А) – 1 балл.
Максимальный балл за часть 1(А) – 10 баллов.
Часть 2 (В)
№ задания Ответ Критерии оценивания
В1 2,4,6 При правильном ответе, содержащем три элемента – 2 балла. Если в ответе присутствуют два элемента – 1 балл. При наличии одного правильного элемента задание оценивается в ноль баллов
В2 1-А,Г,Д
2-Б,В,Е Итого Максимальный балл при выполнении заданий части В - 4 балла
Критерии оценивания:
Задания части 2(В) оцениваются от нуля до двух баллов:
ответ без ошибок – 2 балла;
ответ содержит одну ошибку – 1 балл;
ответ неверный или ответ, содержащий 2 и более ошибок, – 0 баллов.
Максимальный балл за часть 2 (В) – 4 балла.
Шкала перевода баллов в школьную отметку
Максимальный балл за работу – 14 баллов.
«5» – 12-14 баллов (если выполнены задания из части А и два правильно выполненных заданий из части В)
«4» – 9-11баллов (если выполнены задания из части А и одно правильно выполненное задание из части В)
«3» – 5-8 баллов (если выполнены задания только из части А)
«2» – менее 5 баллов
Бланк ответов к контрольной работе по теме «________________________».
_________класс
Фамилия _________________
Имя _____________________
Класс ____________________
Школа____________________
Ф.И.О. учителя ____________
Сроки проведения __________
Вариант___________________
Часть 1(А)
№ ответа А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
1 2 3 4 Часть 2(В)
В1
А Б В
В2
Тематический контроль по теме «ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ». 5 класс
Часть 1(А)
Выберите один ответ из предложенных четырех.
Общими предками человека и человекообразных обезьян были:
1. Шимпанзе3. Австралопитеки
2. Гориллы4. Дриопитеки
Все живущие сейчас на Земле люди относятся к одному виду:
1. Человек умелый 3. Человек разумный
2. Человек прямоходящий 4. Австралопитек
Что такое биосфера?
1.Воздушная оболочка Земли 3.Водная оболочка Земли
2.Оболочка, населенная живыми организмами 4.Сфера, созданная человеком
Что такое атмосфера?
1.Воздушная оболочка Земли 3. Водная оболочка Земли
2.Оболочка, населенная живыми организмами 4.Сфера, созданная человеком
Повышение содержания какого газа в атмосфере приводит к парниковому эффекту?
1. Кислорода3. Инертных газов
2. Азота 4. Углекислого газа
К каким последствиям приведет разрушение озонового слоя?
Повысится температура на Земле
Погибнет все живое
Разрушатся памятники и здания
Поднимется уровень моря
Какое животное было уничтожено человеком?
1. Утконос 2. Белый медведь 3.Тарпан 4. Зубр
Причины исчезновения живых организмов:
1. Прямое истребление 3. Уничтожение мест обитания
2.Загрязнение окружающей среды 4.Все перечисленное
Как называется книга, в которую занесены названия редких и исчезающих видов живых организмов?
1. Зеленая 2. Черная 3.Красная 5. Природоохранная
Почему происходит опустынивание?
1. Распашка степей 3. Чрезмерный выпас овец
2. Тонкий плодородный слой почвы 4.Все перечисленное
Часть 2 (В)
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
Во время грозы можно укрыться
под высокими деревьями
в зарослях кустарника
в сухой яме
на горном склоне
в сухой траншее
в воде
Установите соответствие между животными и группами, к которым их относят. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ЖИВОТНЫЕ ГРУППЫ
А) дронт
Б) тигр
В) морская корова
Г) лиса
Д) аист 1) ныне живущие животные
2) вымершие животные
Ответы на вопросыи критерии оценивания
контрольной работы (для учителя) по теме «ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ» 5 класс
Часть 1(А)
№ отв. А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
Ответы 4 3 2 1 4 2 3 4 3 4
За верное выполнение каждого задания части 1(А) – 1 балл.
Максимальный балл за часть 1(А) – 10 баллов.
Часть 2 (В)
№ задания Ответ Критерии оценивания
В1 3,4,5
При правильном ответе, содержащем три элемента – 2 балла. Если в ответе присутствуют два элемента – 1 балл. При наличии одного правильного элемента задание оценивается в ноль баллов
В2 1 –Б, Г, Д
2 – А, В Итого Максимальный балл при выполнении заданий части В - 4 балла
Критерии оценивания:
Задания части 2(В) оцениваются от нуля до двух баллов:
ответ без ошибок – 2 балла;
ответ содержит одну ошибку – 1 балл;
ответ неверный или ответ, содержащий 2 и более ошибок, – 0 баллов.
Максимальный балл за часть 2 (В) – 4 балла.
Шкала перевода баллов в школьную отметку
Максимальный балл за работу – 14 баллов.
«5» – 12-14 баллов (если выполнены задания из части А и два правильно выполненных заданий из части В)
«4» – 9-11баллов (если выполнены задания из части А и одно правильно выполненное задание из части В)
«3» – 5-8 баллов (если выполнены задания только из части А)
«2» – менее 5 баллов
Ответы на вопросыи критерии оценивания
контрольной работы (для ученика) по теме «ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ» 5 класс
Часть 1(А)
№ отв. А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
Ответы 4 3 2 1 4 2 3 4 3 4
Баллы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Итого 10 баллов
За верное выполнение каждого задания части 1(А) – 1 балл.
Максимальный балл за часть 1(А) – 10 баллов.
Часть 2 (В)
№ задания Ответ Критерии оценивания
В1 3,4,5
При правильном ответе, содержащем три элемента – 2 балла. Если в ответе присутствуют два элемента – 1 балл. При наличии одного правильного элемента задание оценивается в ноль баллов
В2 1 –Б, Г, Д
2 – А, В Итого Максимальный балл при выполнении заданий части В - 4 балла
Критерии оценивания:
Задания части 2(В) оцениваются от нуля до двух баллов:
ответ без ошибок – 2 балла;
ответ содержит одну ошибку – 1 балл;
ответ неверный или ответ, содержащий 2 и более ошибок, – 0 баллов.
Максимальный балл за часть 2 (В) – 4 балла.
Шкала перевода баллов в школьную отметку
Максимальный балл за работу – 14 баллов.
«5» – 12-14 баллов (если выполнены задания из части А и два правильно выполненных заданий из части В)
«4» – 9-11баллов (если выполнены задания из части А и одно правильно выполненное задание из части В)
«3» – 5-8 баллов (если выполнены задания только из части А)
«2» – менее 5 баллов
Бланк ответов к контрольной работе по теме «________________________».
_________класс
Фамилия _________________
Имя _____________________
Класс ____________________
Школа____________________
Ф.И.О. учителя ____________
Сроки проведения __________
Вариант___________________
Часть 1(А)
№ ответа А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
1 2 3 4 Часть 2(В)
В1
А Б В Г Д
В2
Итоговая контрольная работа по курсу «Введение в биологию» 5класс
Часть 1 (А).
Задания с выбором одного верного ответа
А1. Выберите наиболее правильный ответ. К живым телам относятся:
1) Растения 3) Грибы и бактерии
2) Животные 4) Все ответы верны
А2 Биология-это наука
1) о звездах 3) о живой природе
2) о веществах 4) о Земле, её форме и строение
А3. Клеточное строение имеют
1) все природные тела 3) митохондрии
2) только животные 4) все живые существа
А4. Оплодотворение – это:
1) процесс слияния половых клеток 3) развитие живых организмов
2) процесс слияния неполовых клеток 4) процесс деления клетки
А5. Организмы обладают свойствами:
1) развитие 3) все перечисленные
2) дыхание и питание 4) рост
А6 Причины исчезновения живых организмов:
1) прямое истребление 3) уничтожение мест обитания
2) загрязнение окружающей среды 4) все перечисленное
А7. К съедобным грибам НЕ относят:
1) сыроежка 3) масленка
2) мухомор 4) белый гриб
А8.Кто первым открыл клетки?
1) Г. Галилей 3)Р. Гук
2) Лавуазье 4) Менделеев
А9.К какому царству принадлежат организмы, клетки которых не имеют ядра?
1) растений 3) простейших
2) грибов 4) бактерий
А10 Все живущие сейчас на Земле люди относятся к одному виду:
1) человек умелый 3) человек разумный
2) человек прямоходящий 4) австралопитек
Часть 2 (В).
В1. Найдите соответствие: животное – среда обитания.
СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВОТНОЕ
А) водная
Б) наземно–воздушная
В) почвенная 1.Стрекоза
2.Дельфин
3.Дождевой червь
В2. Найдите соответствие:
А) секвойя
Б) морская корова
В) ландыш 1.Исчезнувший вид
2.Редкий вид
3.Спасенный от вымирания вид
В3. Найдите соответствие: экологическая проблема – причины:
ПРИЧИНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
А) увеличение в атмосфере углекислого газа
Б) загрязнение атмосферы выбросами заводов и фабрик
В) использование аэрозолей, распылителей 1.Кислотные дожди
2.Озоновые дыры
3.Парниковый эффект
Часть 3 (С).
Вставьте пропущенное слово.
Весь мир, который нас окружает, мы называем … . Она бывает живая и неживая. Живые тела, называемые организмами, разделены на царства - …, …, … , … и … . Все организмы состоят из …. Каждая из них имеет три главные части: …, … и …
С какой целью человек создает заповедники и заказники?*
* - задание повышенной сложности, выполнение которого не обязательно.
Ответы на вопросыи критерии оценивания
контрольной работы (для учителя) по теме «ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ» 5 класс
Часть 1(А)
№ отв. А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
Ответы 4 3 4 1 3 4 2 3 4 1
За верное выполнение каждого задания части 1(А) – 1 балл.
Максимальный балл за часть 1(А) – 10 баллов.
Часть 2 (В)
№ задания Ответ Критерии оценивания
В1 А-2
Б-1
В-3 При правильном ответе, содержащем три элемента – 2 балла. Если в ответе присутствуют два элемента – 1 балл. При наличии одного правильного элемента задание оценивается в ноль баллов.
В2 А-2
Б-1
В-3 При правильном ответе, содержащем три элемента – 2 балла. Если в ответе присутствуют два элемента – 1 балл. При наличии одного правильного элемента задание оценивается в ноль баллов
В3 А-3
Б-1
В-2 При правильном ответе, содержащем три элемента – 2 балла. Если в ответе присутствуют два элемента – 1 балл. При наличии одного правильного элемента задание оценивается в ноль баллов
Итого Максимальный балл при выполнении заданий части В - 6 баллов
Критерии оценивания:
Задания части 2(В) оцениваются от нуля до двух баллов:
ответ без ошибок – 2 балла;
ответ содержит одну ошибку – 1 балл;
ответ неверный или ответ, содержащий 2 и более ошибок, – 0 баллов.
Максимальный балл за часть 2 (В) – 6 баллов.
Максимальный балл за часть 3: С1 - 5 баллов, С2 - 3 балла.
Часть 3 (С).
Вставьте пропущенное слово.
Элементы ответа Баллы (за каждое правильно вставленное слово можно получить 0,5 балла)
Весь мир, который нас окружает, мы называем природой. Она бывает живая и неживая. 0,5 балла
Живые тела, называемые организмами, разделены на царства – Животные, Растения, Грибы, Бактерии и Вирусы. 2,5 балла
Все организмы состоят из клеток. 0,5 балла
Каждая из них имеет три главные части: оболочка, цитоплазма и ядро. 1,5 балл
Итого 5 баллов
С какой целью человек создает заповедники и заказники?*
Элементы ответа Баллы (за каждое правильно вставленное слово можно получить 0,5 балла)
Сохранение видов животных 1 балл
Сохранение видов растений 1 балл
Сохранение природного ландшафта 1 балл
Итого 3 балла
Шкала перевода баллов в школьную отметку
Максимальный балл за работу – 24 балла.
«5» – 20-24 балла (если выполнены задания из части А, В и С1)
«4» – 16-19 баллов (если выполнены все задания из части А и В)
«3» – 12-15 баллов (если верно выполнены задания только из части А)
«2» – менее 12 баллов
Бланк ответов к контрольной работе по теме «________________________».
_________класс
Фамилия _________________
Имя _____________________
Класс ____________________
Школа____________________
Ф.И.О. учителя ____________
Сроки проведения __________
Вариант___________________
Часть 1(А)
№ ответа А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
1 2 3 4 Часть 2(В)
А Б В
В1
А Б В
В2
А Б В
В3
Часть 3 (С)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Смысловое чтение
5 класс. Раздел «Человек на Земле»
Прочитай текст, останавливаясь после каждого стихотворения.
От цветов на полях
Льётся запах кругом,
И сияет роса
На траве серебром.
Рвать охапкой цветы,
Вам, друзья, не годиться
Ведь такая краса
Нам ещё пригодиться.
И.З. Суриков Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить.
Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-Земля!
А. Ершов
Взгляд лесничего суров:
- Здесь не место для костров!
Погасить велел костёр
И закончил разговор
Под ветвями тлеет жар,
Не досмотришь и – пожар!
Д. Лапина, П. Юрциньш Однажды в лес противный тип
Пришёл с большой котомкой,
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Г.А. Ладонщиков
Составь памятку о бережном отношении к природе. Определить главные пункты памятки тебе помогут данные стихотворения.
Критерии оценивания.
Элементы ответа.
Не губи растения.
Не оставляй за собой мусор.
Не разводи костры, а если пришлось, то, уходя, потуши всё.
Не уничтожай грибы.
Если все четыре элементы названы верно – оценка «5».
Если названы три элемента – оценка «4».
Если названы два элемента – оценка «3».
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.
- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.
- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, модели цветков.
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
4. Демонстрационные таблицы.
5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»
6. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии
7. Электронно-образовательные ресурсы:
Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова. – М.: Дрофа, 2008.
Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru
8. Электронно-програмное обеспечение:
Компьютер
Презентационное оборудование
Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления)
Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках