Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС (к УМК А.А.Плешакова,В.И.Сонина,И.И.Бариновой)

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (статьи 11,12,13,30)
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897)
Основной образовательной программы ООО МБОУ СОШ №6 г.Брянска
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБОУ СОШ № 6 г.Брянска.

Рабочая программа учителя составлена с учетом:
программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. Программа опубликована на сайте www. drofa.ru.
и рабочей программы составителя Петрушиной Н.П. - Рабочая программа по географии. 5 класс. /Сост. Петрушина Н.П.-М.: ВАКО, 2013. – 24 с.- (Рабочие программы) / К УМК И.И. Бариновой и др. (М.: Дрофа), соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Баринова И.И. География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 140, [4]с.: ил., карт.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего
образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Цели и задачи курса:

знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества географической картой, с взаимодействием природы и человека;
пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении курса решаются следующие задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

Общая характеристика предмета

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Количество практических работ увеличено на 3, в связи с практической направленность предмета и большей накаляемости оценок.

Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 0,5 часа в неделю,итого-17 часов за учебный год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.




Содержание программы


Что изучает география (2 часа).
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (2ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.
Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.
Практические работы № 2. Как люди открывали Землю.

Земля во Вселенной (3ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета Земля. Земля планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли Ю.А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (3ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.
Практические работы № 3 Ориентирование по компасу.
Практические работы № 4 Самостоятельное построение простейшего плана.
Природа Земли (7ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,
И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Практическая работа №5.  Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?






















Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса


Преподавание курса ориентировано на использование учебно-методического комплекса, в который входят:
Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский. География. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 3-е издание. Допущено
Министерством образования и науки Российской Федерации М.: «Русское слово», 2009 год.
Географический атлас. 6 класс, М.: Дрофа, 2010.
3. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии. М., «Русское слово», 2009 .

Все учебники географии издательства «Русское слово» прошли экспертизу РАН и РАО, и входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебный год.

Альтернативные учебники:
География. Землеведение. 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ О.А. Климанова, М.Н Белова, Э.В. Ким и др.; под редакцией О.А. Климановой. М.: Дрофа 2007.
География. Начальный курс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. - М.: Дрофа, 2000.


Методические пособия

Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5классу содержит, кроме учебников,
методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.
1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).
2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).
3. География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).
4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.















Планируемые результаты изучения учебного предмета

Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.



Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучаемых

№ п/п
Дата проведения
Тема урока
Количество часов

Тип урока
Основное содержание занятия
Основные виды учебной деятельности











Тема 1: Что изучает география (2 ч)

1


Мир,в котором мы живем
1
Урок изучения нового материала
Мир живой и неживой природы.
Явления природы. Человек на Земле.
умеют самостоятельно выделять познавательную цель,
умеют объяснять особенности планеты Земля,
умеют отображать информацию в графической форме,
самостоятельно ищут и выделяют необходимую информацию,
умеют выделять сходства естественных наук.

2


Науки о природе
1
Урок изучения нового материала
Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология



Как люди открывали Землю (2 часа)

3


Важнейшие
географические
открытия.
1
Урок формирования умений и навыков
Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

добывают недостающую информацию из карт атласа,
применяют методы информационного поиска (правильно называют и показывают географические объекты, упомянутые в тексте учебника),
умеют объяснять роль Великих географических открытий для человечества,
систематизируют полученные знания с помощью заполнения таблицы,
объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель.

4


Открытия русских путешественников.
1
Урок формирования умений и навыков
Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами «Хождение за три
моря». Освоение Сибири


Земля во вселенной (3 часа)

5


Соседи Солнца. Планеты-гиганты
и маленький
Плутон.
1
Комбинированный урок
Планеты земной группы. Меркурий.
Венера. Земля. Марс. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун.
Плутон.


самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, ищут и выделяют необходимую информацию,


объяснять особенности различных небесных тел.

самостоятельно выделяют созвездия на определённых участках неба,

объясняют главное отличие Земли от других планет,


выделяют условия, необходимые для возникновения жизни на Земле.

6


Астероиды. Кометы. Метеоры.
Метеориты. Мир звезд.
1
Урок изучения нового материала
Астероиды. Кометы. Метеоры.
Метеориты. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия


7


Уникальная
Планета Земля. Современные
исследования
космоса.
1
Урок формирования умений и навыков
Земля планета жизни:
благоприятная температура, наличие
воды и воздуха, почвы.
Вклад отечественных ученых
К. Э. Циолковского, С. П. Королева
в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли Ю. А. Гагарин.


Тема 4: Виды изображений поверхности Земли (3 ч)

8


Стороны
горизонта
1
Урок формирования умений и навыков
Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
находят основные и промежуточные стороны горизонта,

формулировать алгоритм работы с компасом.

9


Ориентирование на местности
1
Урок формирования умений и навыков
Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас.


10


План местности
и географическая
карта.
1
Урок формирования умений и навыков
Изображение земной поверхности
в древности. План местности.
Географическая карта.

сравнивают план местности и географическую карту, делают описание местности с помощью условных знаков.









Тема 5: Природа Земли (7 ч)

11


Как возникла
Земля. Внутреннее строение Земли.
1
Урок изучения нового материала
Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта,
П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Что у Земли внутри? Горные породы
и минералы. Движение земной коры.


выделяют различия в гипотезах возникновения Земли,

умеют характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек,


устанавливают с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма


умеют характеризовать природу шести материков Земли.

12


Землетрясения
и вулканы.
1
Комбинированный урок
Землетрясения. Вулканы. В царстве
беспокойной земли и огнедышащих гор.


13


Путешествие
по материкам
1
Урок формирования умений и навыков
Евразия. Африка. Северная Америка.
Южная Америка. Австралия.
Антарктида. Острова.


14


Вода на Земле
1
Урок изучения нового материала
Состав гидросферы. Мировой океан.
Воды суши. Вода в атмосфере
умеют показывать на карте и определять географическое положение океанов


делают выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды»

умеют характеризовать распределение живого вещества в биосфере

умеют объяснять взаимосвязи в природном комплексе

15


Воздушная одежда Земли.
1
Комбинированный урок
Состав атмосферы. Движение воздуха.
Облака. Явления в атмосфере. Погода.
Климат. Беспокойная атмосфера


16


Живая оболочка
Земли
1
Комбинированный урок
Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.


17


Человек и природа.
1
Комбинированный урок
Воздействие человека на природу.
Как сберечь природу?


Итого 17 часов


Заголовок 1 Заголовок 215