Статья Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ
Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ
Одним из приоритетных направлений работы воспитателя в дошкольном учреждении является взаимодействие с семьей. Эта работа направлена, прежде всего, на обеспечение полноценного развития личности ребенка.
Работа дошкольного учреждения с семьей всегда была очень сложной и немаловажной. Сложной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Считается, что в современном мире взрослые часто заняты многими делами, что у них остается очень мало времени на своих детей. Родители все разные, с разным воспитанием, социальными установками, с разным уровнем воспитанности и образованности.
Задача педагога - помочь увидеть родителям отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что к ребенку просто необходимо относиться как к личности, у которой уже есть свои интересы, потребности и желания. Педагогу необходимо объединиться с родителями для того, чтобы открывать сильные и слабые стороны ребёнка, быть готовым к эмоциональной, психологической и моральной поддержке.
Жизнь взрослых постоянно усложняется, не хватает времени для живого общения между родителями и ребенком. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Появилась потребность в организации нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников с целью формирования педагогической грамотности у родителей.
В дошкольных учреждениях открываются персональные сайты с обратной связью, где каждый из родителей может познакомиться с различной информацией о функционировании дошкольного учреждения, задать вопросы и получить квалифицированные ответы.
Кроме того, некоторые педагоги имеют персональные мини-сайты, используют социальные сути, где размещают полезную информацию для родителей.
Так же постоянно проводятся анкетирования и опросы с целью выявления социального заказа и запроса родителей в образовательном процессе, для выявления степени удовлетворённости родителей работой педагогов ДОУ, для выявления проблем в индивидуальном развитии детей. Анкетирование позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по различным темам.
Таким образом, у родителей появляется новый домашний источник педагогической информации и профессиональный консультант по наиболее актуальным вопросам и волнующим проблемам. Родители получили возможность высказывать свою точку зрения, задать свой вопрос и, наконец, просто узнать полезную информацию.
Бывает, что у родителей возникают такие проблемы в воспитании или развитии детей, что короткая беседа с педагогом или даже объёмная консультация не помогают решить возникшие трудности. В таких случаях воспитатели ДОУ прибегают к своей педагогической мини-библиотеке и дают родителям необходимую литературу для изучения или рекомендуют то или иное издание.
На своем рабочем месте воспитателями оформляются мобильные информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, успехах детей, конкурсах, рекомендации по развитию детей. Там же помещаются фотографии, результаты продуктивной деятельности детей. В последнее время очень часто эти стенды легко превращаются в тематические типа «О питании детей», «Безопасность на дороге», «Государственные стандарты по возрасту» и т.д.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Что может быть нетрадиционным здесь? Можно, прежде всего, построить общение не на монологе, а на диалоге. Возможно сюда подключение «родительского комитета», как инициатора двухстороннего общения.
В работе с родителями хорошие результаты двухстороннего общения дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание тематических плакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, оформление стендов, альбомов, портфолио и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.
То же можно сказать и о совместной реализации тематического плана педагога. Педагоги и родители совместно расширяют знания детей при помощи прогулок в лес и парк, наблюдений, выхода на экскурсии. Педагог может порекомендовать и объяснить, как играть в дидактические игры для устранения определенных проблем в развитии у каждого воспитанника.
Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Известно, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Именно этот интерес можно использовать при организации тематических выставок различной продуктивной деятельности детей и родителей.
Традиционно родители принимают участие в конкурсах, соревнованиях, развлечениях и утренниках. Родители видят результаты работы педагога с детьми и сами пробуют участвовать в жизни и развитии собственных детей.
Работа по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс на данный момент еще продолжается, но мы уже видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ. А мы, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.