Организация внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС в школе
Организация внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС в школе
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Основным документом, регламентирующим организацию внеурочной деятельности, является разработанная в школе основная образовательная программа начального общего образования. Разработан учебный план для учащихся 1-4 классов, состоящий из обязательной (инвариантной) части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Целью внеурочной деятельности обучающихся является организация повышения качества образования и реализации процесса становления личности младшего школьника в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Часы, отведённые на внеурочную деятельность, реализуются по выбору учащихся и родителей. Продолжительность внеурочного занятия:
- у первоклассников 35 мин.
- у обучающихся 2-4 классов - 40 мин.
Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за соблюдение установленных образовательной организацией требований к организации образовательного процесса, частью которых являются требования по обеспечению реализации ФГОС.
Объем внеурочной деятельности на одного обучающегося составляет 10 часов в неделю.
Модель режима образовательной деятельности
урочная деятельность
от 4 до 6 уроков в зависимости от расписания уроков на определенной параллели
(
перерыв
45 минут (обед, прогулка)
(
внеурочная деятельность
от 1 до 3 занятий в зависимости от общего количества часов внеурочной деятельности и необходимости разгрузки последующих учебных дней
Расписание урочной и внеурочной деятельности организуется согласно составленному расписанию и утвержденному директором школы.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия реализуются дополнительные образовательные программы, программа социализации учащихся, воспитательные программы. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия будут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы - учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, учителя физической культуры, английского языка, информатики, ОБЖ, Преподавателем хореографии, заведующий библиотекой, воспитатели групп продленного дня.
Реализация внеурочной деятельности повлекла за собой и ряд изменений в должностных обязанностях сотрудников учреждения:
Воспитатели групп продлённого дня:
-организация занятий с детьми в случае отсутствия педагогов дополнительного образования;
- увеличение количества индивидуальной работы с обучающимися .
- сопровождение к месту проведения мероприятий, занятий.
Классные руководители :
- контроль за посещаемостью,
- связь с педагогами дополнительного образования,
-информирование родителей о проводимых мероприятиях, результативности обучающихся,
-решение организационных вопросов,
- ведение портфолио обучающихся.
Заместитель директора по воспитательной работе:
-составление маршрута внеурочной деятельности для каждого класса,
- составление и корректировка расписания занятий,
- информирование общественности о внеурочной деятельности школы.
Коллектив школы стремится создать такую инфраструктуру занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствует обеспечению удовлетворения личных потребностей обучающихся, запросов родителей (законных представителей) детей. Для ребенка создается образовательное пространство, позволяющее развивать интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Внеурочная деятельность в школе в соответствии с ФГОС осуществляется в формах, отличных от классно-поурочных, и организуется по таким направлениям, как: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации, школа сама разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Расписание для уроков и внеурочных занятий составляется отдельно.
(Файл-РАСПИСАНИЕ)
Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия проводятся в одну смену, все кабинеты начальной школы оборудованы интерактивными досками, видеопроекторами, компьютерами, имеется 2 компьютерных класса, актовый зал, малый зал для занятий хореографией.
При составлении плана и программ внеурочной деятельности для параллелей, мы опирались на виды внеурочной деятельности и ориентировались на возраст обучающихся.
Так, например, для 1 классов актуальны образовательные программы, ориентированные на приобретение школьникаи социальных знаний в различных видах деятельности;
- для 2-3 классов - формирование ценностного отношения к социальной реальности;
- для 4 класса разработан план и программы, способные дать обучающимся опыт самостоятельного общественного действия.
Система оценки результатов программы внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями ФГОС в школе разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся:
- Используется безотметочная накопительная система оценивания (портфолио), характеризующая динамику индивидуальных достижений.
- Результативность работы системы внеурочной деятельности определяется через анкетирование обучающихся и родителей, в ходе проведения творческих отчетов (презентации, конкурсы, соревнования, олимпиады), проекты, конференции, практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения).
Наши родители положительно относятся к внеурочной деятельности, дополнительные занятия оценивают как возможность развития детей. Запланированы родительские собрания, на которых наряду с теоретическими вопросами (что такое ФГОС, внеурочная деятельность, образовательная программа) где обсуждаются успехи и проблемы детей, представляются результаты внеурочной деятельности.
Мы разработали индивидуальные планы обучающихся (циклограммы), позволяющие отследить занятость каждого ребенка. Здесь необходимо отметь и то, что данный план помогает нам отследить еще одно важное направление в работе – занятость обучающегося во внеурочное время в целях профилактики безнадзорности и правонарушений. Обучающиеся, занимающиеся в системе УДОД, приносят справки с расписанием занятий.
Карточка учета внеучебной деятельности обучающегося
__________________________________
(ФИО обучающегося)
1. Занятия внеурочной деятельности.
№ п/п
Наименование курсов внеурочной деятельности
Количество часов в неделю
1.
2.
3.
4.
5.
Итого:
2. Занятия в системе дополнительного образования.
№ п/п
Наименование занятий
Количество часов в неделю
1.
2.
3.
4.
5.
Итого:
Проведенный в школе мониторинг успешности педагогов в организации внеурочной деятельности показал, что нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо совершенствоваться, развивать материально-техническую базу, шире использовать информационные технологии, активнее привлекать педагога-психолога, расширять социальное партнерство.
Мы пришли к выводу, что успешность организации внеурочной деятельности в начальной школе во многом зависит от уровня развития воспитательной системы в образовательном учреждении, от наличия у школы социальных партнеров, и, конечно, от целенаправленного творческого взаимодействия учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей, обучающихся и их родителей (законных представителей)
Сегодня родители наших обучающихся удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности и отмечают, что тревога за физическую и эмоциональную перегрузку, которая изначально присутствовала в родительской среде, на данный момент исчезла.
15