Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме: «Относительные прилагательные».
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме: «Относительные прилагательные».
Новокузнецк 2015
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с нарушением речи.
Тема: «Относительные прилагательные»
( Старшая группа.)
Цель:
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
учить детей называть признаки времен года;
учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена существительные к ним.
Коррекционно-развивающие:
развивать у детей умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их;
развивать мышление и связную речь;
закреплять навык использования в речи предлога без;
упражнять детей в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Коррекционно-воспитательные:
—воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной.
Методы и приемы: загадка, наглядные методы (иллюстрации), словесные методы (беседа, рассказ, вопросы), игровые упражнения.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением проталин, луж, ручейков, цветущих деревьев, грозы, тающих сосулек (капели), яркого солнышка, майских жуков; сюжетные картины по теме «Весна» и «Что перепутал художник?»
Ход занятия
1. Организационный момент.
Солнце ярче светит. Дует теплый ветер.
Птицы с юга прилетели.
Звонко капают капели.
Вот и кончилась зима.
К нам опять пришла... (Весна.)
М. Картушина
Логопед демонстрирует детям сюжетную картину «Весна». На картине допущены неточности (кроме весенних примет нарисованы приметы других времен года). Проводится игра «Что перепутал художник?». После этого дети садятся на свои места.
2.Объявление темы.
Логопед: Ребята! Наконец к нам пришла долгожданная весна. Сегодня мы с вами будем отмечать ее рождение. А чем же весна отличается от других времен года? Послушайте внимательно.
3.Вводная беседа.
Весна
Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Под лучами солнца в снегу появляются проталины. Небо весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе легкие, пушистые, перистые — как перышки.
Деревья весной просыпаются. На них появляются почки, листочки. Почки зеленые, липкие, пахучие. Земля весной оттаивает. Она рыхлая, теплая, мягкая. Трава весной молодая, светло-зеленая, шелковистая. Весной прилетают птицы. Они чирикают, щебечут, вьют гнезда, ищут корм.
Просыпаются весной звери. Они прыгают, бегают, ищут пищу. Некоторые звери меняют старую
вимнюю шубку на новую. Засвистит, защелкает в кустах соловей. В лужах заквакают лягушки, майские жуки с гудением носятся между ветвями, бабочки порхают с цветка на цветок, кукует кукушка. Люди надевают весеннюю одежду. Все рады весне.
4. Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: Вы внимательно прослушали мой рассказ, а теперь попробуйте сказать, без чего не может быть весны. Для этого используйте картинки, которые находятся перед вами.
Дети: Весна не может быть без яркого солнца.
Весна не может быть без луж.
Весна не может быть без ручейков.
Весна не может быть без грозы.
Весна не может быть без майских жуков.
Весна не может быть без проталин.
Весна не может быть без капели.
Весна не может быть без подснежников. И т.д.
Игра «Образуй новое слово». Подбор существительных к прилагательному и согласование их в роде.
Весна (что может быть весенним?) — весенний дождь, весеннее солнце, весенняя радуга. Март (что может быть мартовским?) — мартовский день, мартовская оттепель, мартовский праздник, мартовские лужи. Апрель — апрельские цветы, апрельское солнышко.
Май — майские праздники, майский жук, майская гроза, майское солнышко.
Дождь — дождливый день, дождливое небо, дождливая погода.;
Гроза — грозовое небо, грозовая туча.
Солнце — солнечные лучи, солнечный зайчик| солнечное небо, солнечная поляна.
Физкультминутка «Краски весны». Выполнение движений по тексту стихотворения.
Снова нет ручьям покоя — День и ночь журчат в кустах. Бегут по кругу друг за другом.
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах. Спокойно идут друг за другом.
Льет лучи на лес и луг Приседают — встают.
И на все цветы вокруг.
Б. Асаналис «Цветок» над головой.
Логопед: А теперь давайте посмотрим, чего бывает много весной. (Проводится по картинкам.)
Игра «Один — много». Согласование имен числительных и имен существительных. Одна что? (Лужа.) Если несколько, то как о них скажем? (Лужи.) А много чего? (Луж.) Ручей — ручьи — ручьев. Дерево — деревья — деревьев. Туча — тучи — туч. Проталина — проталины — проталин. Сосулька — сосульки — сосулек. Лужайка — лужайки — лужаек. Почка — почки — почек. Гроза — грозы — гроз. И т.д.
Логопед: Сегодня утром к нам в детский сад пришло послание от весны. Но послание зашифровано, И нам с вами нужно его расшифровать.
Игра «Составь рассказ». Согласование слов
между собой, составление предложений.
Греет, солнце, ярче.
Окном, за, тает, снег.
Солнце, сосульки, на, тают.
Капель, окном, звенит, за.
Деревьях, на, почки, появляются.
Дети совместно с логопедом объединяют предложения в рассказ и несколько детей его пересказывают.
5. Итог занятия. Логопед: Чей день рождения мы сегодня отмечали? Что бывает только весной? Как вы думаете, почему люди так радуются весне?