Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе тема: Транспорт


КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА  В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ТРАНСПОРТ»
Цель: формирование лексико-граматических средств языка по теме «Транспорт».
Задачи:
Продолжать учить согласованию количественных числительных с прилагательными и существительными; согласованию прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; подбору существительных к глаголу и глаголов к существительному;
Закреплять формирование обобщающих понятий «пассажирский транспорт», «грузовой транспорт»; дифференцировать грузовой и пассажирский транспорт;
Упражнять детей в практическом употреблении существительных в Родительном падеже; в употреблении множественного числа существительных;
Уточнить понимание и практическое употребление приставочных глаголов  и предлогов в речи;
Развивать умение понимать обращенную речь; слуховое внимание;
Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
Развивать умение ориентироваться в пространстве;
Развивать общую и мелкую моторику;
Повышать самооценку детей, способствовать улучшению их эмоционального благополучия;
Развивать  чувство эмпатии; снять мышечные  и эмоциональные  зажимы.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Орг. момент:
1)  – Я сейчас назову несколько слов, а вы догадайтесь, о чем мы будем говорить на занятии: трамвай, автобус,  самолет, грузовик.  Догадались?
–  Мы будем говорить о транспорте.
2) Из-за дверей слышен шум, плач.
– Что это за шум, сейчас посмотрю. Незнайка, что случилось?
-«Да я из школы иду, там про машины, корабли, самолеты говорили и каким-то странным словом называли , я и не запомнил даже, а вы знаете, дети?»
– Кто из вас подскажет Незнайке это слово?   – Это транспорт.
– Знаешь, что, Незнайка, ты посиди на нашем занятии, дети у нас в садике много знают, и ты узнаешь. Только сиди тихо и слушай внимательно. Дети, повторите для Незнайки правило о том , как  надо сидеть на занятии:
Внимательно слушай, другим не мешай,
Когда тебя спросят – тогда отвечай.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1. «Отгадайте загадки»:
– У каждого из вас по две  картинки, на которых нарисован различный транспорт.  Я загадаю загадку. Тот, у кого картинка с отгадкой –   поднимет ее и назовет ответ.
По асфальту едет дом, ребятишек много в нем.
А над крышей вожжи, он ходить без них не может  (троллейбус)
Очень рано за окошком – стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.
(трамвай)
Паровоз без колес, вот так чудо – паровоз.
Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел? (пароход)
Не машет крылом, а летает,
Не птица, а всех обгоняет    (самолет)
Несется и стреляет, ворчит скороговоркой
Трамваю не угнаться за этой тараторкой     (мотоцикл)
Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,
Накорми меня бензином, на копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,  побежит  ….(автомобиль)
Что за чудо – белый дом, ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины и питается бензином  (автобус)
Логопед забирает у детей отгадки и выставляет их на наборное полотно.
– Скажите, этот транспорт перевозит людей или  грузы? – Это транспорт перевозит людей.
– Как называют людей, которые едут в транспорте? –  В транспорте едут пассажиры.
-Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? – Пассажирский транспорт .
2. Игра «Чего не стало?»:  – Давайте поиграем с этими картинками.  Незнайка, ты будешь убирать по одной картинке, а дети догадаются, чего не стало.
3. Игра «Угадай по действию»: – У вас остались еще картинки. Догадайтесь, про какой транспорт я скажу:
– Эта машина помогает людям тушить пожары. – Это пожарная машина.
– Какая машина помогает поливать улицы? – Это поливальная машина.
– Какая машина помогает врачу оказывать помощь ? – Это скорая помощь.
(логопед выставляет скорую помощь, пожарную машину, поливальную машину на вторую строчку наборного полотна). Это тоже транспорт, специальный.
– Все остальные машины возят грузы. Как называется транспорт, который возит грузы? – Это грузовой транспорт (логопед выставляет на наборное полотно самосвал, грузовик, молоковоз, хлебовоз)
4. «4-лишний»: Детям предлагаются две демонстрационные карточки для дифференциации пассажирского и грузового транспорта, дети называют «лишний» транспорт и объясняют, почему :лишний автобус, потому что он – пассажирский транспорт, а остальные машины – грузовой).
5.  «Подбери предмет к действию»:
– Посмотрите на наборное полотно и подумайте, про какой транспорт можно сказать: летит? Плывет? Едет? Останавливается? Отплывает? Взлетает?  Тормозит?   Летит?
6. «Подбери  действие к предмету»: – Сейчас вы на минутку станете зеленым сигналом светофора. Я показываю вам игрушку и называю действие. Если я правильно называю действие, вы поднимаете зеленый флажок, разрешите движение.
Самолет – летит, плывет, гудит, стоит,  взлетает, прыгает, отплывает, приземляется.
Самосвал – едет, гудит, летит, стоит, заезжает, разгружается,  плывет, проезжает.
7. Игра «У меня есть» – «Один – много»: Логопед раздает детям предметные картинки с пассажирским транспортом, у логопеда  картинки с такими  же видами транспорта, но во множественном числе. Далее игра проводится в форме диалога.
– У меня есть автобусы. – А у меня есть автобус.
–  У меня есть трамваи. – Ау меня есть трамвай.
– У меня есть самолеты. – А у меня есть самолет.
– У меня есть троллейбусы. – А у меня есть троллейбус.
– У меня есть мотоциклы. – А у меня есть мотоцикл.
– У меня есть автомобили. – А у меня есть автомобиль.
Затем дети и логопед меняются карточками, игра повторяется снова. Теперь дети употребляют множественное число существительных.
8. Игра «У меня нет…»: логопед показывает  на  каждую из оставшихся  на наборном полотне картинок и говорит: «У меня  есть скорая помощь. А у тебя?» (смотрит на одного из детей и показывает жестом,   кому адресован вопрос)
– А у меня нет скорой помощи  (поливальной машины, пожарной машины, самосвала, хлебовоза, грузовика, молоковоза)
9. Игра  «Слова поссорились»: – Незнайка, а ты умеешь составлять предложения по картинкам? Попробуй, а мы  послушаем:
Зеленый машина едет между домами. Синяя грузовик   едет по мосту.
– Что-то у тебя,  Незнайка, слова поссорились, не хотят дружить. Помогите, пожалуйста, правильно составить предложения по этим картинкам: Зеленая машина едет между домами. Синий грузовик едет по мосту.
10. Игра «Кто внимательный?»: Детям предлагаются наложенные друг на друга контуры автомашин?
– Посчитайте, сколько здесь нарисовано  легковых автомашин? Сколько ты насчитал? Сколько ты? Давайте вместе посчитаем: Одна легковая автомашина, две легковые автомашины, три легковые автомашины …,  10 легковых автомашин.
11.  ФИЗМИНУТКА:
На улице нашей машины, машины, машины малютки, машины большие.
Спешат грузовые, фырчат легковые. Торопятся, мчатся, как будто живые.
– Сейчас вы все станете водителями пассажирского транспорта. Возьмите руль и нагрудный символ. Выберете себе в группе гараж – любое место, какое захотите. Я включу магнитофон,  вы услышите шум транспорта и начнете движение по группе.  Движение должно быть безаварийным, поэтому  ваши автобусы будут ездить медленно, не сталкиваясь друг с другом. Когда вы услышите сирену милицейской машины, вы вернетесь в свои гаражи.
12. Понимание, употребление приставочных глаголов и предлогов: – Давайте подъедем к этой полянке, сядем, отдохнем. Что находится на поляне? Это дом, это мост, это река, это гараж.  Как вы думаете, где может стоять машина? – Машина стоит в гараже. Давайте посмотрим. А теперь покажите действие, которое я назову (каждому ребенку):
Машина выезжает из гаража.
Машина  объехала  вокруг дома.
Машина подъехала к мосту.
Машина заехала на мост.
Машина едет по мосту.
Машина съехала с моста.
Машина  отъехала от  моста.
Машина подъехала к гаражу.
Машина заехала в гараж.
– А теперь я буду показывать, а вы  говорите, что делает автобус  (дети составляют такие  же предложения)
III. Итоги занятия
 – Ну что, Незнайка,  ты запомнил, как по-другому назвать  машины, корабли, самолеты?
-Запомнил, а вы, дети, запомнили? А  как называется транспорт, который перевозит грузы?  Как называется транспорт, который перевозит пассажиров?
– Незнайка, тебе понравилось на нашем занятии?
– Да, понравилось. Дети такие молодцы, я сейчас   каждому пожму руку. Вы тут еще поиграйте, а  я пошел, до свидания.