«Внеурочная занятость учащихся начальных классов — проектная деятельность».


Внеурочная занятость учащихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
 Участвуя в проектной деятельности, каждый ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями, расширяют кругозор.
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.
Задача учителей - умение организовать воспитывающую внеурочную деятельность школьников, целенаправленно достигать в ней воспитательных результатов и эффектов, в культурных формах и по содержанию это лучше сделать в проектной деятельности и претворять их в жизнь.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя виртуальные путешествия или реально туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Необходимо проводить эту работу через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Если говорить о проектной деятельности как о внеурочной занятости, то, прежде всего, нужно определить что такое проектирование.
Проектировать – значит намечать осуществление чего-либо, предполагать, собирать что-либо, сделать, устраивать. Основным продуктом проектирования является проект. Проект – от лат. «proiektus», буквально – брошенный вперёд, означает что проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата в виде реального объекта или интеллектуального продукта. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Классификация результатов проектной деятельности учащихся. Воспитательные результаты данной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
В начальной школе организуется проектное обучение, для умения формировать у детей в процессе проектной деятельности: 1. Способность повышению личной уверенности у каждого участника проекта. Позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного. Развить у каждого позитивный образ себя и других. Развить у учащихся умение истинно оценивать себя.
2. Обеспечение механизма развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.
3. Развитие у учащихся исследовательских умений (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать мышление, желание самого ребёнка;
Со стороны родителей помощь советом, информацией, проявление заинтересованности - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Помогают найти информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помогают отобрать главное, оформить аккуратно результаты поиска.
Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО". Это выбор темы проекта, выдвижение первоначальных идей, выбор лучшей идеи, планирование проектной деятельности, оценка и самооценка проекта, презентация проекта. Итак, три этапа «ПОМОЩИ». I этап: помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей; записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.
II этап: выбор и формулировка темы проектной работы.
III этап: обсуждение возможных результатов работы по теме проекта. IV этап: посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме.
Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа. Так же книги, периодические издания, интернет, в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.
По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией. Прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением. Консультируют, отслеживают выполнение плана; решают оперативные вопросы; помогают в предварительной оценке проекта. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
Учитель при организации внеурочной занятости в проектной деятельности младших школьников должен учитывать, что, ребенок, поступив в первый класс, особенно восприимчивы к новым социальным знаниям, он стремится понять новую для него школьную реальность. Должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к четвертому классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (то есть достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.
Проектная деятельность занимает ведущее место в воспитании учащихся, является одной из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать  критическое  и творческое мышление и реализовать свой творческий потенциал как личности.