Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная информатика общеинтеллектуальное направление (5 класс)


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 604
Пушкинского района Санкт-Петербурга


Принято
Педагогическим советом ГБОУ № 604
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Протокол №___
от «___» ___________ 2015 г.
Утверждаю
Директор ГБОУ № 604
Пушкинского района Санкт-Петербурга
______________Е. И. Дерипаска
от «___» ___________ 2015 г.


Рассмотрено
Методическое объединение
Протокол №___
от «___» ___________ 2015 г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
___________ (ФИО)
от «___» ___________ 2015 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА»
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
5 класс



Срок реализации программы 2015-2016 учебный год













Егорова Ольга Валерьевна







Санкт-Петербург
2015 г.
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, сведения о программах
Данная программа рассчитана на 34 часа, и носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером.
Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями учащихся 11 – 12 лет. Количество обучающихся 15 – 18 человек. Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и написана на основании следующих нормативных документов:

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312» (вступил в силу с 01.09.2012г.)
Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010№ 1897 (далее ФГОС основного общего образования) (для V классов образовательных организаций, а также для VI-VII классов образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2015-2016 учебном году.
Распоряжением Комитета по образованию «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные образовательные программы, в 2015/2016 учебном году» от 06.05.15
Инструктивно-методическим письмом «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 21.05.15 №03-20-2057/15-0-0
Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1015;
Уставом ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Рабочая программа составлена на основании:
Учебного плана внеурочной деятельности ГБОУ 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год без изменений и дополнений.
Авторской программы по информатике для 5-6 классов, составитель Босова Л. Л.,
Информатика. УМК для основной школы: 5 - 6, 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя
Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний что соответствует приказу Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год».
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
Цели и задачи обучения
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.
Изучение информатики и ИКТ в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации,
самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект>), «Система>), «модель>), «алгоритм>), «исполнителы идр.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве. обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях - «информация», «алгоритм», «модель» - и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним :uз языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Место предмета в учебном плане ГБОУ Школа № 604
В соответствии с планом внеурочной деятельности ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга на преподавание информатики в 5 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Используемый учебно-методический комплект
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)


Используемые формы уроков и способы контроля
В программе используются следующие формы урока:
УИНМ – урок изучения нового материала
УЗИМ – урок закрепления изученного материала
УПЗУ – урок применения знаний и умений
КУ – комбинированный урок
Урок контроля ЗУН – урок контроля знаний и умений
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве одной из основных форм контроля рассматривается тестирование.
Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного год
В результате обучения планируется, что все учащиеся овладеют основными знаниями и умениями, изложенными в данной программе (см. п. «Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса»).
Содержание учебного курса
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5 классах основной школы определена следующими укрупннными тематическими блоками (разделами):
информация вокруг нас;
информационные технологии;
информационное моделирование;
алгоритмика.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, примник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации.
Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам.
Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь,
указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.
Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Примы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет).
Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.
Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций.
Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Раздел 3. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния.
Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел 4. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления +исполнителями Чертжник, Водолей и др.
Учебно-тематический план


Количество часов


Тема
Общее

1
Информация вокруг нас
6

2
Компьютер
3

3
Подготовка текстов на компьютере
4

4
Компьютерная графика
3

5
Создание мультимедийных объектов
4

6
Объекты и системы
4

7
Информационные модели
5

8
Алгоритмика
4

9
Резерв
1


Итого
34

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Раздел 1. Информация вокруг нас
Выпускник научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация»,
«информационный объект»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных носителей; классифицировать информацию по способам е восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Выпускник получит возможность:
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; сформировать представление о способах кодирования информации; преобразовывать информацию по заданным правилам и путм рассуждений; научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями
для объектов окружающей действительности указывать их признаки свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами; осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

Раздел 2. Информационные технологии Выпускник научится:
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу; создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы; создавать круговые и столбиковые диаграммы;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
использовать основные примы создания презентаций в редакторах презентаций; осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность:
овладеть примами квалифицированного клавиатурного письма; научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Раздел 3. Информационное моделирование Выпускник научится:
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»; различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково- символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей; познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев; выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Раздел 4. Элементы алгоритмизации Выпускник научится:
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации; исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

Выпускник получит возможность:

исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен; разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.


Список литературы
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы.
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Интернет-ресурсы
http://www.teacher.fio.ru/ – «Учитель ру». Педагогические мастерские. Каталог ресурсов «в помощь учителю»
http:/sbiryukova.narod.ru – краткая история математики
Используемый учебно-методический комплект
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Цифровые образовательные ресурсы
Учебные пособия для учащихся
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Цифровые образовательные ресурсы

Календарно-тематическое планирование для 5 класса


Тема занятия
Содержание занятия
Планируемые результаты освоения материала
Оборудование, ЭОР

Дата




Предметные
Метапредметные
Личностные












5 А
5 Б
5 В
5 Г
5 Д


Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности.
информация;
виды информации по способу получения; виды информации по форме представления; действия с информацией; техника безопасности и организация рабочего места.
общие представления о целях изучения курса информатики;
общие представления об информации и информационных процессах
умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику
навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе
персональный компьютер (ПК) учителя,
1) презентация «Информация вокруг нас»;
4) презентация «Техника безопасности»
§1








Компьютер – универсальная машина для работы с информацией
универсальный объект; компьютер; аппаратное обеспечение; техника безопасности.
знание основных устройств компьютера и их функций
основы ИКТ- компетентности
представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
персональный компьютер (ПК) учителя,
1) презентация «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией »;
2) презентация «Компьютер на службе у человека».
§2







Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.
устройства ввода информации; клавиатура; группы клавиш; комбинации клавиш; основная позиция пальцев; клавиатурный тренажер; слепая десятипальцевая печать.
Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»
представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера
основы ИКТ- компетентности; умение ввода информации с клавиатуры
понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати.
персональный компьютер (ПК) учителя,
ПК учащихся.
презентация «Ввод информации в память компьютера».

§3









Управление компьютером.
программное обеспечение; документ;
рабочий стол; панель задач; указатель мыши; меню;
главное меню; окно; элементы окна.
Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»
общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приёмах управления компьютером
основы ИКТ- компетентности; навыки управления
компьютером
понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере
персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся.
презентация «Управление компьютером».

§4








Хранение информации
информация;
действия с информацией;
хранение информации; память;
носитель информации; файл; папка. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем
файлы»
общие представления о хранении информации как
информационном процессе; представления о многообразии носителей информации
понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве
понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики
персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся.
1) презентация «Хранение информации»;
2) презентация «Носители информации»;
3) презентация «Хранение информации: история и современность»
§5







Передача информации
информация; действия с информацией; передача информации; источник информации; информационный канал; приёмник информации.
общие представления о передаче информации как
информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приёмниках информации
понимание единой сущности процесса передачи информации
понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики
Персональный компьютер (ПК) учителя,
ПК учащихся
1) презентация «Передача информации»;
2) презентация «Средства передачи информации»
§6









Электронная почта
передача информации; электронная почта; электронное письмо. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»
общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме

основы ИКТ -компетентности; умение отправлять и получать электронные письма
понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики
персональный компьютер (ПК) учителя,;
ПК учащихся
презентация «Передача информации».
§6 (3)








В мире кодов. Способы кодирования информации
код; кодирование; декодирование.
общие представления о кодах и кодировании; умения
кодировать и декодировать информацию при известных правилах
кодирования;
умение перекодировать информацию из одной
пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;
понимание значения различных кодов в жизни человека;
интерес к изучению информатики
персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся
презентация «Кодирование информации».
§7(1, 2)







Метод координат
код; кодирование;
графический способ кодирования; числовой способ кодирования; символьный способ кодирования; метод координат.
представление о методе координат
понимание необходимости выбора той или иной формы
представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи
понимание значения различных кодов в жизни человека;
интерес к изучению информатики.
персональный компьютер (ПК) учителя,
ПК учащихся
презентация «Кодирование информации»
§7(3)








Текст как форма представления информации.
Компьютер – основной инструмент подготовки текстов
текст; текстовая информация; текстовый документ.
общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации
основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся
1) презентация «Текстовая информация»;
2) презентация «Цепочки слов».
§8 (1, 3)








Основные объекты текстового документа. Ввод текста
текстовый документ; объекты текстового документа;
Практическая работа №5 «Вводим текст»
понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы
основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся
презентация «Текстовая информация»
файлы-заготовки Слова.rtf, Анаграммы.rtf.
§8 (2, 4)







Редактирование текста
текстовый документ;
редактирование текстового документа; операции;
Практическая работа №6 «Редактируем текст»
представление о редактировании как этапе создания
текстового документа; умение редактировать несложные текстовые документы на родном языке
основы ИКТ - компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся
1) презентация «Текстовая информация»;
2) плакат «Подготовка текстовых документов»;
3) файлы-заготовки Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf,
Пословицы.rtf, Большой.rtf
§8 (5)








Текстовый фрагмент и операции с ним.

текстовый документ; редактирование текстового документа;
буфер обмена;
фрагмент;
операции с фрагментом;
Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами
текста»
умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов
основы ИКТ - компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся
1) презентация «Текстовая информация»;
2) плакат «Подготовка текстовых документов;
3) файлы-заготовки Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf,
Медвежонок.rtf, 100.rtf.
§8 (5)








Форматирование текста
текстовый документ; форматирование текстового документа; выравнивание; шрифт;
начертание.
Практическая работа №8 «Форматируем текст»
представление о форматировании как этапе создания
текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы
основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся
1) презентация «Текстовая информация»;
2) плакат «Подготовка текстовых документов»;
3) файлы Форматирование.rtf, Радуга.rtf.
§8








Представление информации в форме таблиц. Структура
таблицы.
таблица; столбец таблицы; строка таблицы; ячейка таблицы.
Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2)
представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы
основы ИКТ-компетентности; умение применять
таблицы для представления разного рода однотипной информации
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся
презентация «Представление информации в форме таблиц».


§9 (1)








Табличное решение логических задач.

таблица;
логическая задача;
взаимно однозначное соответствие.
Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4)
умение представлять информацию в табличной форме
основы ИКТ-компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся
презентация «Табличный способ решения логических задач».
§9 (2)








Разнообразие наглядных форм представления информации
рисунок;
схема; наглядность.
умение представлять информацию в наглядной форме
умение выбирать форму представления информации,
соответствующую решаемой задаче
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
персональный компьютер (ПК) учителя,
ПК учащихся
1) презентация «Наглядные формы представления информации»;
2) презентация «Поезда»;
3) презентация «Теплоходы».
§10 (1, 2)







Диаграммы.
диаграмма:
столбиковая;
круговая.
Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

умение строить столбиковые и круговые диаграммы
умение выбирать форму представления информации,
соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые
данные
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся
презентация «Наглядные формы представления информации»
§10 (5)







Компьютерная графика.
Инструменты графического редактора
компьютерная графика; графический редактор; инструменты графического редактора.
Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»
умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как
универсальном устройстве работы с информацией
развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся
1) презентация «Компьютерная графика»;
2) файлы-заготовки Подкова.bmp, Многоугольники.bmp.
§ 11 (1, 2)







Преобразование графических изображений
графический редактор; сканер; графический планшет; инструменты графического редактора; фрагмент.
Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»
умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической
информации

развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся
1) презентация «Компьютерная графика»;
2) файлы Природа.bmp, Ваза.bmp, Шляпы.bmp, Акробат.bmp.
§ 11 (2, 3)







Создание графических изображений
графический редактор; графический примитив; фрагмент.
Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»
умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов
умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ- компетентности
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся
1) презентация «Компьютерная графика»;
2) презентация «Планируем работу в графическом редакторе».
§ 11








Разнообразие задач обработки информации.
Систематизация информации
информация; обработка информации; информационная задача; систематизация информации
представление об информационных задачах и их
разнообразии; представление о двух типах обработки информации
умение выделять общее; представления о подходах к
упорядочению (систематизации) информации
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
персональный компьютер (ПК) учителя,
ПК учащихся
1) презентация «Обработка информации»;
2) плакат «Обработка информации».
§ 12 (1, 2)








Списки – способ упорядочивания информации
информация; обработка информации; систематизация информации; упорядочение информации.
Практическая работа №14 «Создаём списки»
представление о списках как способе упорядочивания
информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки
представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; ИКТ- компетентность
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный
1) презентация «Обработка информации»;
2) плакат «Обработка информации»;
3) файлы-заготовки: English.rtf, Чудо.rtf, Природа.rtf, Делитель.rtf.
§ 12 (2)








Поиск информации
информация; обработка информации; систематизация информации; поиск информации.
Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»
представление о поиске информации как информационной задаче
умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ - компетентность: поиск и организация хранения информации
первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её использования


персональный компьютер (ПК) учителя,
ПК учащихся
1) презентация «Обработка информации»;
2) плакат «Обработка информации»;
3) файл-заготовка Клавиатура.rtf.
§ 12 (3)








Кодирование как изменение формы представления
информации

информация; обработка информации; кодирование информации.
представление о кодировании как изменении формы представления информации
умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи
понимание роли информационных процессов в современном мире
персональный компьютер (ПК) учителя,
ПК учащихся
1) презентация «Обработка информации»;
2) плакат «Обработка информации».
§ 12 (4)









Преобразование информации по заданным правилам.
Информация:
входная информация;
выходная информация;
обработка информации; правила обработки информации.
Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»
представление об обработке информации путём её
преобразования по заданным правилам
умение анализировать и делать выводы; ИКТ-
компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач
понимание роли информационных процессов в современном мире
персональный компьютер (ПК) учителя,;
ПК учащихся
1) презентация «Обработка информации»;
2) плакат «Обработка информации».
§ 12 (5)









Преобразование информации путем рассуждений
информация; обработка информации;
логические рассуждения
представление об обработке информации путём логических рассуждений
умение анализировать и делать выводы
понимание роли информационных процессов в современном мире
персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся
1) презентация «Обработка информации»;
2) презентация «Задача о напитках»;
3) плакат «Обработка информации».
§ 12 (6)







Разработка плана действий. Задачи о переправах.
информация;
обработка информации; план действий
представление об обработке информации путём разработки плана действий
умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи
понимание роли информационных процессов в современном мире
персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся
1) презентация «Обработка информации»;
2) плакат «Обработка информации»
§12 (7)







Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях
информация;
обработка информации; план действий
представление об обработке информации путём разработки плана действий
умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи
понимание роли информационных процессов в современном мире
персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся
1) презентация «Обработка информации»;
2) плакат «Обработка информации»;
3) логическая игра «Переливашки»
§12 (7)







Создание движущихся изображений
информация;
обработка информации;
план действий;
сюжет,
видеосюжет.
Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1).
представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определённому плану
умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи
понимание роли информационных процессов в современном мире
персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся
1) презентация «Обработка информации»;
2) плакат «Обработка информации»;
3) образец выполнения задания «Морское дно.ppt», презентации «Св_тема1.ppt»,
«Св_тема2.ppt», «Св_тема3.ppt», «Лебеди.ppt»
§ 2.12







Создание анимации по собственному замыслу
план действий;
сюжет, анимация;
настройка анимации.
Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2).
навыки работы с редактором презентаций
умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной за дачи; ИКТ- компетентность
понимание роли информационных процессов в современном мире
персональный компьютер (ПК) учителя,
ПК учащихся
.







Создание итогового мини-проекта
информация;
информатика;
действия с информацией; план действий; информационный объект; информационные технологии; текстовый редактор; графический редактор; редактор презентаций.
Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»
представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе
умение структурировать знания; умения поиска и
выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность
понимание роли информационных процессов в современном мире
персональный компьютер (ПК) учителя,
ПК учащихся
Повторить







Создание итогового мини-проекта
фронтальное повторение изученного материала.

представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе
умение структурировать знания; умения поиска и
выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность
понимание роли информационных процессов в современном мире
персональный компьютер (ПК) учителя,
ПК учащихся
Повторить







Создание итогового мини-проекта
Можно предложить ученикам выполнить следующие работы по собственному замыслу:
1) создать в текстовом процессоре текстовый документ «Чему я научился на уроках информатики»;
2) создать рисунок в графическом редакторе;
3) создать средствами текстового процессора и графического редактора комбинированный документ;
4) создать анимацию на свободную тему;
5) создать интерактивный кроссворд по основным понятиям курса;
6) создать презентацию «История письменности».
представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе
умение структурировать знания; умения поиска и
выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность
понимание роли информационных процессов в современном мире
ПК учащихся
Повторить















13 PAGE \* MERGEFORMAT 142115




Заголовок 1 Заголовок 2хђ Заголовок 315