Рабочая программа курса внеурочной деятельности Живое слово на 2016 — 2017 учебный год для учащихся 6 класса
ОБОУ «Суджанская школа – интернат»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
_____________ /Л. Д. Ильина/
_______08.2016
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
от _____08.2016 №____
Директор школы-интерната
__________________________________
/Н. А. Пилипенко/
Решением заседания
педагогического совета
от ______08.2016 №___
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Живое слово»
на 2016 - 2017 учебный год
для учащихся 6 класса
учителя русского языка и литературы
Ильиной Л.Д.
Пояснительная запискаПрограмма курса по внеурочной деятельности «Живое слово» для учащихся 6 класса составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014г №1654);примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования, одобренных (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5) Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию;методических рекомендаций по вопросам введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанных Российской академией образования (письмо Минобрнауки от 7 августа 2015 года №08-1228);постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН); основной образовательной программы основного общего образования ОБОУ «Суджанская школа - интернат».
Актуальность программыСегодня перед нашим обществом остро стоят вопросы подготовки учащихся ко взрослой жизни, в которой сейчас, как никогда ценятся деловые качества личности. Стране нужны деятельные, коммуникабельные, умеющие входить в контакт с разными людьми граждане. Поэтому школа должна попытаться помочь молодому поколению сформировать навыки культуры деловых отношений. Наиболее значимыми в деловых отношениях являются такие качества, как компетентность. Овладеть таким качеством сможет только культурный человек. Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека.
Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство родного языка, раскрыть многие его “тайны”. Благоприятные условия для привития речевых умений создает внеурочная деятельность. На занятиях учащиеся выходят за рамки учебника, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Внеклассная работа в интеграции языкового и речевого аспектов обучения, в технологии подачи информации, в умелом подборе разнообразных приемов и методов, дает возможность обучаемому воспринимать, размышлять, обсуждать, осваивать коммуникативную функцию языка, почувствовать его как средство общения, становится своеобразной лабораторией творчества и сотрудничества преподавателя и учащихся, в которой модернизируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с миром слов.Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Цель программыЦель – обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Программа предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
расширение и углубление программного материала;
совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
формирование установки на осознание важности владения речью в жизни каждого человека.
Развивающие:
развитие интереса к языку как учебному предмету;
совершенствование общего языкового развития младших школьников;
развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Воспитательные:
• воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
• воспитание чувства патриотизма;
• повышение общей языковой культуры учащихся;
• выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Принципы организация деятельности обучающихся на занятиях:научность;сознательность и активность;наглядность;индивидуальный подход к учащимся;принцип последовательности и систематичности в изложении материала;принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;принцип связи теории с практикой;принцип доступности;успешность и социальная значимость;принцип добровольного участия школьников в занятиях;принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;принцип занимательности.
Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий обучающимися, в предоставлении свободы руководителю объединения в выборе материалов, бесед, наблюдений, исследований, которые руководитель проводит.
Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Руководителю предоставляется возможность планировать материал по своему усмотрению, помня о необходимости провести детей через самые разнообразные работы.
Основой построения программы является система непрерывного поэтапного развития коммуникативно - речевых и литературно-творческих способностей учащихся.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:групповые (работа в больших и малых группах);индивидуальные.
Формы проведения занятий
лекции, беседы;
экскурсии в библиотеку,
игры-конкурсы; КВН;
театральные постановки, разыгрывание ситуаций;
практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
поисково-исследовательская деятельность.
Виды деятельности:теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция);практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, КВНы, подготовка сообщений, выполнение проектов);индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов), проведением практических занятий с элементами игр и игровых элементов, использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
Используемые педагогические технологии:
культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.
Формы учёта знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, олимпиады, проекты. Занятия предусматривают работу ученика в меру своих сил. Не обязательно все задания должны быть выполнены каждым учеником. Главное, чтобы все ученики думали, творили, мыслили, искали нужные пути решения.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Категория обучающихся: 6 классСрок реализации программы: 1 годФорма организации - кружок.Количество часов – 1 учебный час в неделю (30 - 40 минут). За год (34 недели) – 34 занятия.
Учащиеся к концу обучения должны знать и уметь:
этапы развития письменности;
историю происхождения языка;
историю русского алфавита;
использовать в своей речи выразительные средства языка;
анализировать художественный текст;
работать с различными видами словарей;
уместно использовать в своей речи фразеологизмы;
уметь различать значение слова и его звуковую форму; проводить классификацию слов (по формальным признакам и смысловым);
уметь вести диалог, слушать собеседника, корректировать свои высказывания;
умение создавать собственные речевые произведения с опорой на рисунок, текст, увиденное и услышанное;
составлять рассказы на определённую тему;
составлять рассказы по картинам;
разъяснять значения известных слов, устойчивых сочетаний и правильно их употреблять;
различать слова, близкие и противоположные по значению;
подбирать тематический материал;
составлять и обсуждать тексты на определенные темы;
пользоваться орфографическими и толковыми словарями (П.А. Грушников "Орфографический словарь", С.И. Ожегов "Словарь русского языка", "Школьный толковый словарь русского языка", М.Р. Львов "Словарик синонимов и антонимов", М. И. Михельсон "Фразеологический словарь");
объяснять значения пословиц, крылатых выражений, фразеологизмов;
составлять вопросы для викторины;
изготавливать газеты, словари, сборники и др..Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Перерабатывать полученную информацию.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
обобщать, делать несложные выводы;
определять последовательность событий;
давать определения тем или иным понятиям;
выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности и проводить аналогии.
Список литературы
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: «Просвещение», 2000г.
Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. М.: «Просвещение». 1991г.
Волина В.В. Весѐлая грамматика, М.: «Знание», 2005г.
Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка. М.: «Мнемозина», 2007г.
Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007г.
Панов М.В. Занимательная орфография. М.: «Просвещение». 1981г.
Бетенькова Н.М. «Конкурс грамотеев», Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся. М.: «Просвещение». АО «Учебная литература», 2009г.
Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000г..Полякова А.В. «Превращения слов», Русский язык в кроссвордах и головоломках. Издательство «Учебная литература», 2008 г.
Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2012.
Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д. Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007
Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н. Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.
Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т. А.Чернова. М.: Планета, 2012.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2000.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1986.
Календарно – тематическое планирование кружка «Живое слово»
№ Дата
Название раздела.
Тема занятия Основное
содержание Виды деятельности Планируемый результат Количество
часов
Теория Практика
1
2 Вводное занятие - практикум
«Живой, как жизнь…» Слово о русском языке, красоте и богатстве русской речи.
История русского языка.
Высказывания писателей и поэтов о красоте и величии родного языка. Беседа.
Выразительное чтение высказываний о языке.
Составление инфобуклета .Вызвать интерес к занятиям кружка.
П:формулирование проблемы
Р: постановка задач, планирование
К: умение слушать , задавать вопросы 1 1 Составление инфобуклета о языке «Живой, как жизнь…»
3 Аз да Буки Возникновение азбуки и письменности. Азбучный имяслов. Потерянные буквы. Просмотр и обсуждение презентации.
Уметь пользоваться различными источниками для сбора материала по теме исследования
П:анализ, синтез
Р : целеполагание
К: Оценка действий партнёра, поиск решения 1 1 Творческое задание «Придумай свой алфавит»
4
5
Творческая мастерская
«Здравствуй, Словоград!»
Как рождаются и живут слова.
Орфоэпия.
Роль ударения в языке.
Проверяем словарный запас учащихся. Лекция с элементами беседы.
Ролевые игры со словами: предметы, действия, признак; вкус и цвет; цветные названия. Развитие наблюдательнос-ти, речи, аналитического мышления.
П: структурирование знаний, четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
Р: планирование
К: аргументация своего мнения ,совершенствовать собственную речь. 1 1
Игра «Проставь ударение»
Рисунок – ассоциаци6 «Звучат лишь Письмена…»
Лингвисты и языковеды. Их вклад в изучение и развитие языка. Исследовательская самостоятельная работа.
Подбор материала. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности 1
Выпуск тематичес-кой газеты
7
8
Устное народное творчество – литературный памятник родному языку. Красота и богатство русской речи. На примере произведений устного народного творчества показать богатство русского языка: народную фантазию, мудрость народную.
Работа с русскими народными сказками (лексическое значение непонятных слов). Работа с толковым словарем Осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю. Развитие наблюдательности, речи, аналитического мышления.
П:выполнение действий творческого характера
Р: контроль, коррекция
К:умение работать в паре. 2
Видеотека русских народных сказок.
Исследова-тельская словарная работа. Составление словарика устаревших слов. Подбор иллюстра-тивного материала.
9
10
11
12
13
14 «Раз словечко, два словечко…»
Историзмы, архаизмы, неологизмы.
Литературный язык и диалекты.
Крылатые слова, фразеологизмы, афоризмы.
Чудесные превращения слов. Синонимы, антонимы, паронимы, омонимы.
Термины, профессионализмы, жаргон и молодёжный сленг.
Заглянем в словарь. Как рождаются и живут слова.
Лексика как раздел науки о языке.
Лексикография. Виртуальная экскурсия.
Проект , подбор материала.
Работа со словарями Развитие умений организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность, формирование умений учебного сотрудничества – становление социально-активной личности;развитие умения работать в группе. Использование в собственной речи фразеологические обороты, синонимы, антонимы и т.д.
Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребленияП:привитие навыков самостоятельной
работы с различными источниками информации, контроль и оценка результатов деятельности,
представление результатов
на публичных выступлениях, построение проекта в
разнообразной форме.
Р:проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
К:правила сотрудничества в процессе исследования. 2 4
Экскурсия по виртуальному музею «Лексика»
Проект «Бенефис слов»
Экскурсия в библиотеку
Словарный вернисаж
15
16
17
18 «Разрешите представиться…»
Антропонимия как наука.
О чём расскажут имя, отчество и фамилия?
Мои знаменитые однофамильцы. История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой.
Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Сбор материала Воспитание желания учиться, интереса к учению, стремления к самообразованию. Овладение основными понятиями антропонимики.
П:поиск информации.
Р:планировать свои действия.
К:развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. 1 3
Творческая работа «Я рисую своё имя»
Выпуск информа-ционного листа «Мои знаменитые однофами-льцы»
19
20
21
22
23
Хорошая речь слаще мёда
Русский язык и культура речи.
Разговор как искусство устной речи.
Нормы литературного произношения.
История знаков препинания. Особенности русской пунктуации.
Роль интонации в тексте.
Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Роль ударения. Произносительные нормы.
Беседы-задания на разные темы.
Игра – задание на развитие ассоциативного мышления. Развитие умений организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность, формирование умений учебного сотрудничества – становление социально-активной личности;развитие умения работать в группе. Изучение приемов установления и поддержания речевого контакта с собеседником на разных стадиях беседы.
Практическая отработка умений поддерживать разговор со сверстником и старшими, использование речевых поддержек в разговоре.
П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выполнять проекты в устной и письменной форме.
Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
К: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации. 1 3
Развлечение «Где мы были, что мы видели»
Работа с текстами художест-венных произведе-нийИнсцениро-вание отрывков
Просмотр отрывков из спектаклей и фильмов с обсуждени-ем моноло-гов и диалогов актёров, исполнительского речевого мастерства
Голосовой практикум стихотворе-ние
«Идёт – гудёт зелёный шум»
Конкурс знатоков речи.
24
«У меня зазвонил телефон» Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность. Работа с текстом сказки К.ЧуковскогоРолевая игра. Освоение общих правил телефонного разговора.
Практическое выполнение тренировочных упражнений по ведению телефонного разговора, соблюдая основные правила этикета телефонного общения.
П:осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Р: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
К:совершенство-вать собственную речь. 1
Инсцени-рованиеРолевая игра «Правила разговора по мобильному телефону в обществен-ном месте».
25
26
Пресс - релиз
Газеты и журналы – современные источники информации. Журналистика .Источники информации в современном мире. Обзор газет и журналов.
Дебаты.
Деловая игра.
Презентация. Определение темы сообщения газетной полосы; подбор материалов на данную тему; выделение важных мыслей, подбор примеров, цитат; расположение мыслей в логической последователь-ности; обобщение.Л:ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в т. ч. на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
П:осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выполнять проекты в устной и письменной форме;
Р: в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
К: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя ИКТ. 2
Репортаж «Школьные события».
Выпуск -презентация собственной газеты.
27 Учимся играя
Анаграммы и метаграммыШарады и логогрифы.
Лимерик. История изобретения анаграмм и метаграмм, использование их в творчестве . Происхождением шарад и логогрифов .
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Составление шарад и логорифов.
Сочинение анаграмм и метаграмм,
лимерика. Воспитание желания учиться, интереса к учению, стремления к самообразованию. Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
П:самостоятельное создание атмосферы дружбы при решении проблем
творческого и поискового характера.
Р:планировать свои действия.
К:осуществлять взаимный контроль. 1
Изготовле-ние карточек с занима-тельными заданиями собствен-ного сочинения
28
КВН «Мой друг – родной язык!» Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. Конкурсы и задания на лингвистическую тему Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в команде: устанавливать и соблюдать очерёдность действий.
Л:осознать свое место в мире; : ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
П:осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью ИКТ;
Р:осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
К:адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ, использовать речь для регуляции своего действия. 1
Путешест-вие по станциям с выполне-нием заданий
29
30
Грамоте учиться всегда пригодится!
Русская орфография и ее принципы. Знакомство с разделом Орфография.
Память и грамотность.
Виды ошибок.
Прослушивание работ и исправление ошибок. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности
П:самостоятельное создание атмосферы дружбы при решении проблем
творческого и поискового характера. Узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с орфографией
Р:саморегуляция
в ситуации затруднения. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
К:развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации. 2
Научное сообщение.
Презентация «Занима-тельная орфография»
31
Топонимика родного края Топонимика как наука. Беседа – диалог.
Работа с краеведческим материалом. Л: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности.
П:представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Р: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
К: совершенствовать собственную речь. 1
Экскурсия.
Иследова-тельская работа по теме «Мой город Суджа»
32
33
34
Проект «Живое слово» Узнать что такое творческий проект и мини - проект. Алгоритм работы над проектом. Работа над проектом Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Формировать умение отбирать нужный материал. Л:интерес к способам решения задачи. П:построение проекта в
разнообразной форме. Поиск информации. Первичные навыки самостоятельных исследований.
Р:планировать свои действия.
К:адекватное восприятие оценки детей и учителя. Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии. 3
Защита индивиду-альных проектов