Программа экологического клуба Зеленый дом
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Князевская средняя общеобразовательная школа»
Тукаевского муниципального района
Республики Татарстан
Программа экологического клуба
«Зеленый дом»
детское общественное экологическое движение
по природоохранной деятельности
Руководитель экологического клуба
Ерхова Любовь Михайловна
Содержание
Введение..3
Основная часть. ...5
Паспорт экологического клуба ...6
Система работы экологического клуба....8
Эколого-просветительская деятельность....8
Исследовательская деятельность..9
Природоохранная деятельность......10
Акции экологического клуба «Зеленый дом»...10
Заключение .16
Литература..................... 18
Приложение .... ..19
Введение.
В условиях современного экологического кризиса решение экологических проблем рассматривается с позиции двух основных стратегий. Первая из них – технологическая – предусматривает разработку и широкомасштабное внедрение ресурсосберегающих технологий. Вторая стратегия – гуманитарная – призвана способствовать изменению самого человека, его мировоззрения, поведения, стиля жизни. Основное средство реализации гуманитарной стратегии – экологическое образование и воспитание, ведь никакие технологические средства сами по себе не могут улучшить состояние окружающей среды, если люди не готовы к использованию безопасных технологий, не стремятся сознательно реагировать на экологические проблемы.
Концепция перехода РФ к устойчивому развитию гласит, что «важным фактором обеспечения устойчивого развития является усиление роли основных социальных групп населения в осуществлении социально-экономических преобразований. Особое место в этом принадлежит молодежи, которой должны быть гарантированы безопасное будущее и возможность участие в принятии решений».
Предоставить возможность решать проблемы, однако, еще не значит решить их. Этому нужно учиться и учить. Действительно, прежде чем требовать от человека выполнения ограничений экологического императива, необходимо научить его принимать грамотные решения. В настоящее время эта задача стоит особенно остро, что нашла отражение в работе нашего экологического клуба «Зеленый дом».
Экологическая культура, экологическое мышление должны стать приоритетными ценностями каждой личности, каждого россиянина.
В связи с этим необходимо с первых школьных лет систематически и постоянно формировать экологические знания, знания о закономерностях взаимоотношений природы и общества, природы и человека, воспитывать школьников знающими, бережливыми, рачительными хозяевами своей страны, своей Родины – России.
Великие педагоги Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци ратовали за развитие чувства природы каждого ребенка. Против потребительского отношения к природе, а также формального ее изучения выступали русские революционеры – демократы В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский. Ими подчеркивалось влияние полноценных знаний о природе на формирование нравственных качеств личности, определяющих поведение детей в природе и обществе. Великий русский педагог К.Д.Ушинский указывал на то, что влияние природы на формирование личностных качеств ребенка мало оценено в педагогике.
В.А.Сухомлинский в своих трудах оценивал природу как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей. Рациональное и эмоциональное восприятие красоты природы органично сливается в опытах педагога с нравственным воспитанием, с развитием гражданских чувств, любви к Родине.
В работах А. Н. Захлебного и И. Т. Суравегиной особое внимание обращается на формирование у школьников бережного отношения к природе. Появляется новое понятие – экологическое образование и воспитание, которое можно рассматривать как элемент общего образования, связанный с овладениями учащимися научными основами взаимодействия природы и общества.
При этом необходимо использовать комплексный подход к решению проблемы экологического воспитания: следует не только вооружить учащихся научно – теоретическими знаниями о природной среде и законах ее развития, но и формировать бережное отношение к природе в целом и отдельным ее компонентам. Лишь сочетание знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями по слежению за состоянием природной среды и оказанию помощи природе позволит воспитать экологически грамотного гражданина.
Экологическая культура человека – это утверждение в сознании и деятельности принципов рационального природопользования, овладение навыками решения социально – экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу.
Экологическая культура определяется реальным вкладом в преодоление негативных влияний на природу, пресечением действий, приносящих ущерб природе, разъяснением и пропагандой законов о ее охране.
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении состояния окружающей среды, не допускает ее загрязнения.
Тем самым отношение к окружающей природе выражается в следующих характеристиках личности:
готовности к ответственному поведению в окружающей среде в соответствии с моральным долгом;
способности осуществить экологически грамотные действия, занимать активную гражданскую позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде.
В школьные годы экологическая культура проявляется в ответственном личном подходе к природе, активном участии в труде по защите и улучшению природного окружения, экологических исследованиях, пропаганде экологических идей, культуре профессионального труда.
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которого являются:
семья;
детские дошкольные учреждения;
школа;
внешкольные воспитательные учреждения;
воспитательная работа в летний период;
средства массовой информации;
самовоспитание.
Ведущую роль в воспитании подростков играет школа, которая организует процесс формирования экологической культуры, включающий в себя урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.
Основная часть
Начальным этапом процесса формирования экологической культуры, как и любого воспитательного процесса, является постановка целей.
И.Д. Зверев определяет цель природоохранительного образования как формирование высокой культуры поведения человека и гражданской ответственности за рациональное использование природных ресурсов и природной среды во всех видах общественно – трудовой деятельности.
Экологический клуб «Зеленый дом» создан при Князевской средней школе в 2005 году. Первыми участниками были ученики 9 класса. В 2006 году в объединение приходит молодое поколение – учащиеся 5 – 7 классов. В этом же году начал работать летний школьный экологический лагерь. У объединения появилась своя символика.
Цель клуба: изучить местные экологические проблемы и практически содействовать их решению, улучшить экологическое состояние прилегающей к школе территории, способствовать развитию здорового образа жизни, воспитанию нравственности.
Основные положения учебного экологического клуба:
- в основе экологических проблем лежат противоречия между растущими потребностями людей и ограниченными возможностями окружающей природной среды;
- решение экологических проблем может быть эффективным только при участии специалистов (законодательной и исполнительной власти, экологов, СМИ) и просто граждан, их мнение выясняется посредством опросов, социологических исследований;
- для стимулирования активности в процессе принятия решений используются специальные методы (дерево решений, мозговой штурм).
Задачи: познакомиться с основами российского законодательства, знать и соблюдать конституционные экологические права и обязанности граждан РФ,
- ознакомиться с методами проведения социологических исследований,
- освоить способы стимулирования активности в процессе принятия решений.
Реализация задачи целей, как решения любой проблемы, осуществляется в несколько этапов:
Выявляется проблема (поиск противоречий – в чем проблема?)
Анализ (выяснение причин и прогнозирование – что происходит?)
Варианты, способы решения проблемы (что и каким образом можно изменить?)
Выбирается решение (что сделаем?)
Реализуется решение.
Анализируются последствия (что изменилось?)
В процессе решения реальных проблем этапы могут объединяться, какой-то из них требует больше времени и сил, какой-то меньше. Важно лишь иметь в виду, что ни один из них не может быть проигнорирован.
Клуб «Зеленый дом» решает экологические проблемы в форме акций.
Каждая акция имеет разработанный план, который включает общие положения:
- цель (для чего нужны ваши действия)
- задачи (что нужно сделать для достижения цели)
- ожидаемый результат (что изменится в окружающей среде)
- требуемые ресурсы, материалы, оборудование.
За выполнением работы отвечает команда сотрудников и единомышленников из учащихся 9-11 классов.
Цель каждой акции – достижение конкретных положительных изменений (улучшений) в окружающей среде.
В ходе планирования акции прогнозируется ожидаемый результат – что конкретно изменится к лучшему в ходе акции, а также устанавливаются критерии, по которым будет оцениваться проделанная работа.
Паспорт экологического клуба «Зеленый дом».
Название: «Зелёный дом»
Символика: эмблема
Количество членов: 15 учащихся
Система приема в экологический клуб: личное желание каждого
Направления деятельности:
лекторская работа,
исследовательская работа,
пропагандистская деятельность через акции по сохранению живой природы,
организация школьных экологических праздников,
участие в школьных и районных олимпиадах,
работа с научной и научно – популярной литературой,
природоохранная деятельность через организацию и проведение акций.
Формы и методы работы клуба:
исследовательские работы на территории школы и поселков Татарстан и Сосновый Бор,
экскурсии и встречи,
практические работы в лаборатории,
выступления с исследовательскими работами на конкурсах и конференциях различного уровня,
экологические праздники,
сюжетно – ролевые игры,
экологические акции.
Устав экологического клуба:
В экологический клуб может быть принят любой учащийся школы,
любящий природу, желающий внести свой посильный вклад в дело охраны природы;
2. Юные экологи обязаны:
принимать участие в охране окружающей среды;
соблюдать требования природоохранного законодательства;
знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;
изучать и приумножать богатства родного края;
постоянно повышать уровень своих знаний о природе
3. Юные экологи имеют право:
принимать участие в экологических акциях на различных уровнях;
вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края;
излагать свое мнение на заседаниях клуба и в прессе;
защищать права и интересы населения, развивать экологическую культуру;
оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушением природоохранного законодательства;
требовать от соответствующих органов предоставления своевременной и достоверной информации о загрязнении окружающей среды, мерах ее охраны
4 Юный эколог всегда должен помнить:
природа – это живая, чувствительная, очень сложная система;
от каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.
Система работы экологического клуба
возраст
Направление и содержание деятельности
5 – 6 класс
Изучение экологической обстановки в школе, занятия в экологической мастерской
7 класс
Работа в летнем экологическом лагере, участие в школьных экологических мероприятиях
8 класс
Изучение природы родного края, редакционная работа, исследовательская работа, подготовка к проведению экологических мероприятий в начальной школе
9 – 11 класс
Лекторская работа, исследовательская работа, работа с научно – популярной литературой, подготовка рефератов и проектов, участие в олимпиадах, конференциях, акциях. Подготовка и проведение экологических мероприятий в школе.
Эколого-просветительская деятельность.
а) стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде
уроки – деловые игры: «Главное вещество планеты – вода»;
уроки – сказки: «Репка на экологический лад»;
уроки – конференции «Шум и здоровье человека», «Наушники - друзья или враги современной молодежи»
Дни здоровья;
беседы: «Зеленая аптека»;
КВН: «Здоровый образ жизни»;
праздники: «День птиц»
б) развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности:
наблюдения «Здоровье в саду и на грядке»;
опыт «Курение: дань моде, привычка или болезнь»;
вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения:
организация экологической тропы,
пришкольный летний экологический лагерь,
защита природы от разрушения: лесовосстановление в местном лесничестве;
пропаганда экологических знаний: лекция «Советы доктора Айболита», беседа «О профилактике травматизма»,
праздники: «Красота родной земли»,
Стало доброй традицией проводить «Дни экологии» во время летнего отдыха (работа экологического звена). Ребята читают, а затем обсуждают книги; оформляют фотоальбомы, смотрят видеофильмы. Дети соревнуются на турнире знатоков «Букет цветов», решают красочно оформленные кроссворды, Задавая друг другу задачки посложнее, они волей – неволей расширяют свой кругозор. Ребята вместе с учителями оформляют выставки рисунков и поделок «Сказочные животные», «Нарисуем и угадаем», «Краски природы». Проводятся занятия, посвященные особо охраняемым природным территориям, по разработанной презентации «Особо охраняемые природные территории республики Татарстан». Ребята знакомятся с «Красной книгой» РТ, беседуют о причинах исчезновения растений и животных.
Исследовательская деятельность
Одним из путей творческого восприятия современных наук является систематическая научно – исследовательская работа по актуальным вопросам экологического воспитания.
Классификация экологических научно – исследовательских работ:
Творческие работы – проекты, описания на заданную тему с использованием исследовательского аспекта.
Реферативные работы. Хороший реферат – тоже научная работа при наличии анализа и обработки представленного материала.
Исследовательские работы. Обязательные элементы исследования: постановка цели, формулирование задач, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение опытов, наблюдений, экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, выводы.
Базой для проведения исследований служит пришкольный учебно – опытный участок, территория родного поселка. Экологический отдел является одной из точек экологической тропы. УОУ является базой и для внеурочной работы учащихся, а именно, работы кружка «Цветоводство». Цветоводы изучают состав и свойства почвы, правила хранения почвы, правила ухода за комнатными растениями.
На УОУ организуется летний труд учащихся. В летнее время на УОУ работает разновозрастное звено. Ребята продолжают вести опытническую работу, ухаживают за растениями, поддерживают порядок на участке (оформляют делянки, дорожки, бордюры и т.д.)
В осенний период на УОУ идет сбор и учет урожая; подведение итогов работы. Смотр результатов проходит во время школьного «Праздника урожая».
Ежегодно участок принимает участие в районном смотре-конкурсе участков по подготовке к учебному году. Результаты смотра направляются в район. В 2008-2009 году участок победил в номинации «Самый красочный цветник» в конкурсе пришкольных участков.
Природоохранная деятельность
Одним из направлений экологической клуба - природоохранная пропаганда, экологическое воспитание и просвещение населения. Чтобы вызвать живой интерес школьников к актуальным проблемам охраны природы, используются самые разнообразные формы и методы:
конкурсы рисунков «Природа глазами детей»,
акции «Покорми птиц зимой», «Встречай пернатых», «Очистим планету от мусора»,
выпуск стенных газет, бюллетеней; ребята рисуют и распространяют плакаты, призывающие беречь природные богатства и соблюдать чистоту на улицах поселка.
вечера вопросов и ответов, викторины.
Традиционными стали «День птиц», «День леса» и др
Ребята с удовольствием участвуют в конкурсах, смотрах, выставках и занимают призовые места в конкурсах и конференциях различного уровня. Во время работы летнего экологического лагеря была заложена экологическая тропа. Эта тропа имеет познавательное и оздоровительное значение.
В целях сохранения живой природы ребятами проводят ряд акций по таким экологическим проблемам, как мусор, вредный шум, сокращение биологического разнообразия.
В школе проводятся мероприятия, посвященные «Дню Земли», «Дню окружающей среды», «Дню моря», «Дню защиты животных», «Дню биологического разнообразия».
Акции экологического клуба «Зеленый дом»
Акция «Чем мы дышим?»
Цель: оценка состояния окружающей среды ближайшего природного окружения – пришкольного участка.
Задачи: 1. Воспитание ответственного отношения к природе и здоровью человека.
2. Формирование умений и навыков исследовательской работы.
3. Улучшение экологической обстановки пришкольного участка.
Ожидаемый результат: Оценка экологической обстановки на пришкольном участке и ее улучшение.
Оборудование: Рулетка измерительная, клейкая прозрачная лента, фотоаппарат, линейка, карандаш, блокнот.
План действий:
Часть 1.
Изучение школьной территории. Составление плана-схемы выделенных зон:
-здание школы,
-хозяйственная,
-учебно-опытная,
-отдыха,
-спортивная
Измерение с помощью рулетки всех зон и составление плана - схемы.
Часть 2.
Определение количества выхлопных газов, поступающих в атмосферу при школе за сутки.
Методика: Подсчитать какое количество автомобиле6й проходит по ближайшей автостраде за сутки и вычислить, сколько выхлопных газов выделяется, если известно, что 1 автомобиль в течение суток выбрасывает до 1кг выхлопных газов: 30 г углекислого газа, 6 г окиси азота и другие.
Результаты: за определяемые сутки прошло 65 автомобилей, 15 КАМАЗов и 14 тракторов. В атмосферу микрорайона выделилось 6,5 кг выхлопных газов, 1 кг 95 г угарного газа, 390 г оксидов азота.
Часть 3.
Изучить степень запыленности.
Методика: в различных местах школьной территории собрать листья растений и приложить к их поверхности клейкую ленту и сравнить отпечатанные контуры листа.
Результат: со стороны автострады наибольшая запыленность.
Часть 4. Изучение зеленых насаждений.
Защитная полоса протянулась вдоль забора и состоит из деревьев и кустарников площадью 100кв. м. на всей площади пришкольной территории 854 дерева, из них 408 берез, 295 кустарников. Общая площадь зеленых насаждений составляет 589 кв.м., что составляет 50 % пришкольной территории.
Итоги акции: Площадь зеленых насаждений позволяет сделать вывод о благоприятном экологическом состоянии пришкольной территории, так как на одного человека нашей школы приходится 9,3 куб м зеленых насаждений, а также с западной и северной стороны на расстоянии 180-210 метров соответственно, школа окружена лесом. Деревья пришкольной территории в возрасте 25-30 лет, а значит они средней величины. А такие деревья за 24 часа восстанавливают столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. В нашей школе работает и учится 550 человек. А значит, на каждого приходится 2,5 дерева. Массив зеленых насаждений расположен так, что со всех сторон защищает от пыли наше здание и прилегающую территорию. Полоса насаждений шириной 1,5 – 2 метра вдоль всего периметра забора школы еще и снижает шумовую нагрузку.
В ходе исследования пришкольной территории выяснилось, что с северной стороны пришкольного участка наполовину отсутствуют зеленые насаждения. Также с северной стороны расположена автомобильная дорога, от которой большая запыленность. Поэтому решением исследовательской группы стало: засадить северную часть пришкольного участка молодыми саженцами и одну треть пришкольной территории засеять газонной травой, тем самым снизить запыленность. (Приложение 4)
Результат: саженцы нам подарило Татарстанское лесничество Елабужского лесхоза, с которым тесно сотрудничает наша школа. Саженцы были посажены и засеяна газонная трава. Значит, акция прошла успешно.
Акция: «Росток жизни».
Цель акции: создание зеленого сада внутри школы.
Задачи:
- создать зеленый сад в стенах школы в честь погибших солдат, выпускников нашей школы, служивших в горячих точках, в акции участвуют учащиеся 5-11 классов, от каждого класса посадить комнатное или декоративное растение.
-продолжить нравственное воспитание школьников,
-улучшить экологическую обстановку внутри школы за счет зеленых растений.
Ожидаемый результат: Комнатные и декоративные растения улучшат экологическое состояние внутри школы, так как выделяют кислород и задерживают пыль. Создадут уютную обстановку в коридоре школы. Продолжат воспитание чувства ответственности за уголок живой природы в стенах школы, разовьют умения и навыки по уходу за растениями и работы с землей, ухаживая за своими цветами- «ростками жизни», учащиеся хранят память о солдатах - земляках.
Результат: на втором этаже школы создан зеленый сад из комнатных и декоративных растений.
Оборудование: земля садовая, ростки растений, кашпо.
Конкретных сроков акция не имеет, так как она постоянно пополняется новыми «ростками жизни»
Акция «Возродим наш лес»
Цель акции: заложить небольшой лесопитомник на пришкольной территории,
вырастить свой лес там, где он особенно необходим.
Задачи:
-научить учащихся выращивать деревья из семян,
-развить у детей представления о биологии растений,
-дать возможность получить опыт заботы о живом,
- проследить за ростом дерева от семечка на ладошке, при закладке лесопитомника до стройного молодого деревца, которое они высадят на постоянное место.
Ожидаемый результат: научиться выращивать саженцы в питомнике, ухаживать за саженцами, получить молодые деревца для посадки.
Оборудование, материал: семена собираем в лесу, так как лес расположен рядом, а однолетние саженцы предоставляет местное лесничество.
Результат: лесопитомник заложили, будем ждать результатов
Ответственность за выполнение этой акции несет команда исполнителей и преподаватель, ответственный за пришкольный участок.
Акция: «Очистим планету от мусора».
Эта акция проводится ежегодно в весеннее-летний период. Проводится на территории поселков Татарстан, Сосновый Бор, деревней Казыли, Чершилы. Создаются однодневные лагеря по очистке территории от мусора. Обычно в одном лагере участвуют ученики 5-11 классов. Разбиваются на группы по трудности выполняемой работы. Каждая группа имеет своего руководителя. Им может быт преподаватель данной школы или учащиеся старших классов.
Цель: очистка территории от мусора.
Задачи: очистить территории сосновых и еловых насаждений от сухостоя и мусора,
- очистить молодые еловые насаждения в местном лесничестве от мусора,
- очистить территории вдоль дорог от мусора,
- прививать учащимся чувство ответственности за чистоту живой природы,
-прививать любовь к труду,
-развивать умения и навыки работы с орудиями труда,
- воспитывать чувство сплоченности в коллективе
Результат: Необходимо заметить, что количество мусора заметно сокращается. Можно сделать вывод: население бережет окружающую среду, а также свой труд.
В первые годы проведения этой акции, в ней участвовали только учащиеся школы. На примере школьных коллективов на уборку территории стали присоединяться и рабочие организации.
Акция «Родничок»
Цель: очистка родника в лесу
Задачи: очистить родник, расположенный в местном лесу от мусора (сухие ветки, старые листья),
- прививать учащимся чувство ответственности за чистоту живой природы,
- воспитывать любовь к труду
Результат: родник очищается ежегодно в весенний - летний период, в основном детьми, посещающими летний пришкольный экологический лагерь.
Акция «Пожар в лесу»
Цель: правила поведения в лесу во время пожара.
Задачи:
- изучить правила безопасности в лесу,
- познакомиться с очередностью действий при возникновении лесного пожара,
- принять участие в практических занятиях по отработке правил пожарной безопасности в лесу.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны знать правила поведения в лесу во время пожара, знать очередность своих действий при возникновении пожара не только теоретически, но и применить на практике.
Акция «Кормушка»
Цель: изготовление кормушек для птиц
Задачи:
- научить изготавливать кормушки для птиц,
-развивать умения и навыки работы с орудиями труда,
- прививать чувство ответственности за животный мир в зимний период,
-воспитывать любовь к природе
Ожидаемый результат: акция проводится ежегодно. В этой акции принимают участие все классы. Наилучшие, отвечающие всем предъявленным требованиям, и отправляются на конкурс в Национальный парк «Нижняя Кама».
Результат: По итогам конкурса, проводимым Национальным парком «Нижняя Кама», наша школа получила четыре именных диплома – два за первое место и два за третье место. Остальные кормушки были развешаны во дворе школы. Эти кормушки функционируют.
Акция «Скворечник»
Цель: изготовление скворечников
Задачи:
-научить учащихся изготавливать скворечники,
-воспитывать ответственное отношение к живой природе,
- развивать умения и навыки работы с орудиями труда,
-наблюдать за поведением птиц.
Еще много акций можно перечислять, которые проводятся нашим клубом. Но, как и у всего хорошего, у нашего клуба есть будущее. Будущее клуба «Зеленый дом» мы видим в виде проекта под названием «Зеленая планета». «Зеленая планета» - это не только название проекта, а название нашего учебно-спортивного центра учащихся (УСЦУ) на территории школы.
Вывод: результативность работы по экологическому воспитанию очевидна.
Заключение
Мы улучшаем природу, забыв, что сами нуждаемся в улучшении. Мы тратим миллиарды, возводя плотины на реках. Куда больше средств и сил мы положили на создание барьеров между людьми.
Плотины на реках лишают нас рыбы, но дают хоты бы электричество и воду для полива.
Барьеры между людьми не дают ничего, кроме людского горя.
Созидай! Но созидай осторожно и разумно, с оглядкой на человека, на мир людей и мир природы. О разрушении и так позаботится время.
Впереди огни благополучия. Они вечны. Путь к ним нелегок, борьба тяжела, светлая цель оправдывает любые усилия. Объединимся же под знаком мудрости экологического гуманизма.
Наше НЕТ:
- любым войнам;
- любым битвам с Природой;
- безграмотному технократизму в природопользовании,
- всему, что угрожает биосфере Земли, угрожает людям, каждому человеку.
Наше ДА:
- миру и спокойствию,
-любви и уважению к Природе,
- сохранению биосферы того типа, в которой возник и развивался Человек разумный,
- максимальному сбережению видов живого, мест их обитания, всей природоохранной политике,
- вниманию к человеку, ко мне, к тебе, к нему и к каждому,
-ресурсосберегающим, экономным, малоотходным технологиям;
- «замкнутым» циклам производства;
- новым биологизированным путям развития сельского хозяйства;
-заводам без дыма, фабрикам без ядовитых стоков, автомашинам без удушливого выхлопа;
-тишине;
- разуму и науке, осторожности и мудрости;
- экологической культуре.
Гений человечества должен служить только людям, их процветанию.
Зеленый цвет – всему, что сберегает ресурсы жизни.
Стоп – любому, кто транжирит их.
Лишь тот не против нас, кто с нами!
Литература
Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. - М.: Прогресс, 1990.
Корякина Н.И., Жевлакова М.А. Образование для устойчивого развития: поиск, стратегии, подходов, технологии./Под. Ред. С.В.Алексеева. 2000
Мамиконов А.Г. Принятие решений и информации - М.: Наука, 1993.
Журнал «География в школе»2003.№3
Журнал « Биология в школе»2003.№5
Журнал «Биология в школе»2005.№3
Науман Э. Принять решение – но как? - М.: Мир, 1998.
Суравегина И.Т.- М.: Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. - М.: Школьная Пресса, 2002.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141815
Рисунок 1