Рабочая программа экологического клуба Юные исследователи природы (1-4 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя образовательная школа №11 им. А.С Пушкина
Рабочая программа
экологического клуба
«Юные исследователи природы»
(духовно-нравственное направление)
воронеж2015 г.
Экологический клуб «Юные исследователи природы» (духовно-нравственное направление)
Пояснительная записка
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
На наш взгляд, нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.
Программа «Юные исследователи природы» основывается на принципах.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Новизна программы «Юные исследователи природы» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Содержание программы «Юные исследователи природы» , реализуется через заседания экологического клуба и интегрирует в себе следующие курсы: «Окружающий мир», научный руководитель Р.Г Чуракова, УМК «Перспективная начальная школа». Возможности данного УМК позволяют обеспечить духовно-нравственное и общеинтеллектуальное развитие и воспитание обучающихся, а само содержание интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
Цели программы «Юные исследователи природы»:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Юные исследователи природы» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в гимназии для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:
1)русский язык;
2)литературное чтение;
3)окружающий мир;
4)технология;
5)изобразительное искусство.
Место проведения занятий – учебные кабинеты, живой уголок гимназии и учреждений дополнительного образования, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, промышленные предприятия города, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии.
Содержание программы «Экологический клуб «Юные исследователи природы» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Программа «Экологический клуб «Почемучки» относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года занятий, объемом в 138 часов, 1 час в неделю.
Класс Кол-во часов Аудиторные Внеаудиторные
1 класс 33 часа 10 часов 23 часов
2 класс 35часов 8 часов 27 часов
3 класс 35часов 6 часов 29 часов
4 класс 35часов 9 часов 26 часов
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Юные исследователи природы»»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Личностные:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-ставить вопросы; обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
В программе «Экологический клуб «Юные исследователи природы» описаны требования к обучающимся по годам обучения.
К концу первого года обучения школьники должны знать:
1.Секреты живой и неживой природы
2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города
3. Нравственные правила обращения с объектами природы
К концу первого года обучения школьники должны уметь:
1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
2.Оказывать помощь птицам в зимнее время
3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе
К концу второго года обучения школьники должны знать:
1. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики
2. Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края
3. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой
К концу второго года обучения школьники должны уметь
1.Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе
2.Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.
3. Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
К концу третьего года обучения школьники должны знать:
1.Реальные местные экологические условия.
2. Способы охраны природы
3.Некоторые охраняемые растения и животные Воронежской области
К концу третьего года обучения школьники должны уметь:
1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить
2. Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке
3.Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога дополнительного образования
К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:
1.Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы
2.Нравственные и правовые принципы природопользования
3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края
К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:
1.Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах
2.Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе
3. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении
К концу 4 –го года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Первый уровень результатов освоения программы «Юные исследователи природы» будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экологические КВНы для обучающихся 1-2 классов, презентации экологических проектов на микроучастке гимназии.
Программа «Экологический клуб «Юные исследователи природы» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
•патриотизм;
•терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
•ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
•трудолюбие;
•настойчивость;
•дисциплинированность;
•любовь к малой родине;
•неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
1 год
Тематическое планирование
№ п/п Т
еорияп
р
а
к
т
и
к
а Тема занятий Характеристика деятельности учащихся
Теория Практика
1 1 2 Введение в экологию Понятие о природе, красоте природы.Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях.
Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Экскурсия в природу.
2 1 3 Молчаливые соседи Наблюдения за домашними питомцами.
Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Фотовыставка «Наши любимцы».
3 2 2 Пернатые друзья Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.
Наблюдение за поведением птиц на улице. Акции: «Кормушка», «Птичья столовая».
4 1 3 О чем шепчут деревья Сезонные изменения деревьев в природе.
Особенности роста и развития деревьев. Игровой прием «Путешественник» (деревья родного города).
5 1 3 Загадки животного мира Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах Воронежской области и их приспособленность к зимнему периоду. Экскурсия в краеведческий музей.
Заочное путешествие «Загадки животного мира».
6 1 4 Секреты неживой природы Наблюдение за состоянием воды в природе.
Интересное в неживой природе. Игра «Тайны вокруг нас».
7 2 4 Оранжерея на окне Наблюдение за комнатными растениями. Ухаживание и выращивание растений.
Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.
8 2 Человек - часть живой природы Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы. Выращивание лука в комнатных условиях.
Правила ухода.
9 3 Охрана природы Знакомство с понятием «Красная книга».
Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. Экскурсия в живой уголок ДТДиМ10 Досуговые мероприятия Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет? Игра «Азбука экологии».
Игра «Приключения в лесу».
Праздник «Наш окружающий мир». 2 класс
№ п/п Т
еорияп
р
а
к
т
и
к
а Тема занятий Характеристика деятельности учащихся
Теория Практика
1 2 5 Общение с природой Наблюдение за жизнью природы. Календарь природы. Народные приметы.
Беседа «Прогулки в Природоград».
Правила поведения в природе. Экскурсия в природу.
Экологическая игра «Загадки природы».
Праздник «Дары осени».
Тематическая линейка «День Земли»
2 2 4 Солнце, воздух, вода…и растение Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Распознавание встречающихся в нашей местности растений.
Беседа «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля». Выпуск книжки-малышки «Осторожно, их мало!»
Экологическая игра «Хочу все знать!»
Конкурс экологических сказок «Украденное солнце».
Акция «Зеленая красавица»
3 1 5 Птицы нашего края Заочное путешествие.
Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов.
Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии. Посещение краеведческого музея
Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края».
Экологическая игра «Приключения в лесу».
4 1 4 Богатство родной природы в творчестве русского народа Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах.
Экология и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе). Экскурсия в краеведческий музей.
Выставка рисунков о природе.
Конкурс экологических сказок.
5 1 2 Что мы знаем о родном городе Экологическая ситуация в городе. Фотоконкурс «Город глазами детей».
Экскурсия «Уголки природы в нашем городе»
6 1 5 Откуда берется и куда девается мусор? Знакомство с промышленными отходами и их реализацией. Бытовые отходы.
Выставка поделок из бытовых отходов.
Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»
Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника».
Акция «Наш чистый школьный двор».
7 2 Досуговые мероприятия Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе
дружная семья!»
Экологическая игра «Поиск нарушителей природы»
3 класс
№ п/п Т
еорияп
р
а
к
т
и
к
а Тема занятий Характеристика деятельности учащихся
Теория Практика
1 1 Вводный урок. Почему мы часто слышим слово «экология» Человек как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. 2 1 6 Вода - источник жизни Неживая природа. Вода и ее охрана. Водоемы Кемеровской области. Экологическая игра «Водоемы просят о помощи».
Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?»
Тематическая линейка «День воды».
Игровые приемы: «Портрет воды», «Чистый голос воды», «Добрая Фея».
Инсценирование экологической сказки «Репка».
3 2 3 Воздух и его охрана Неживая природа. Составляющие воздуха. Атмосфера, смог, «парниковый эффект». Охрана воздуха в Кемеровской области, стране. Круглый стол «Как сохранить воздух чистым».
Викторина «Что мы знаем о воздухе».
Фотовыставка «Чистые уголки нашего края».
4 1 6 Удивительный мир растений Знакомство с растениями лекарями, хищниками. Выращивание и уход за комнатными растениями.
Создание кроссвордов «Растения моего края».
Экологический журнал «Жалобная книга природы» (растения). Игровые приемы: «Кто внимательный?», «Угадай по описанию».
Экологическая игра «Лесная аптека».
5 1 9 Загадочный мир животных Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных.
Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных» Игра – путешествие «По рыбьему следу рек и озер нашего края».
Заседание клуба: «Что будет, если исчезнут насекомые?»
Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные).
Игровые приемы: «Эрудит», «Лесные заморочки».
Проект «Знакомые незнакомцы»
6 5 Уголок хорошего настроения Выращивание рассады цветов.
Озеленение пришкольного участка.
4 класс
№ п/п Т
еорияп
р
а
к
т
и
к
а Тема занятий Характеристика деятельности учащихся
Теория Практика
1 1 2 Мир глазами эколога Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа. Природоохранительная акция «Мой экодом».
Экологическая игра «Не проходите мимо!»
2 1 3 Мы любим свой город Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города.
Пути решения экологических проблем города.
Классный час «Охрана природы – твоя обязанность».
Выход в парки с маршрутными наблюдениями «Особенности растительности парков Воронежа».
3 2 2 Птицам - наша забота Изучение разнообразия птиц родного края.
Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. Природоохранная акция «Пернатые друзья».
Составление «Красной книги» исчезающих птиц Кемеровской области.
Конкурс кормушек
4 1 3 Охрана растений нашей местности Распознавание встречающихся в нашей местности растений.
Растения, нуждающиеся в защите.
Особенности их внешнего строения и распространения. Устный журнал «Зеленая книга».
Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!»
«Красная книга растений Воронежской области»
5 1 3 Животные, которым угрожает исчезновение Разнообразие животных Воронежской области.
Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.
Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле. «Красная книга» животных
Воронежской области
6 1 4 История нашего края Знакомство с историей Воронежской земли от древних времен. Наш край сегодня. Создание буклета «История моего края».
7 2 4 Заповедники и заказники родного края Знакомство с растительностью Шипова леса Воронежской области. Воронежский биосферный заповедник Виртуальная игра – путешествие «Заповедник Воронежской области».
Проект «Заповедные зоны родного края».
Выпуск «Жалобной книги природы».
8 2 Чем занимаются люди земли Воронежской Виртуальная экскурсия «Предприятия моего города»
Проект «Вклад моей семьи в дела родного края».
9 3 Передаем свои знания Изготовление условных знаков, экологических памяток.
КВН «Эта хрупкая планета».