Рабочая программа учебной дисциплины Химия для специальности Сестринское дело базовая подготовка

Филиал Бюджетного образовательного учреждения Чувашской Республики
среднего профессионального образования «Чебоксарский медицинский колледж»
Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики
в г. Канаш Чувашской Республики













Рабочая программа учебной дисциплины
ОУД.09 Химия
по специальности 34.02.01 Сестринское дело
базовая подготовка
















Канаш, 2015
Рабочая программа составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисными учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины химия предназначенной для изучения химии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

Составитель:
Преподаватель химии филиала БОУ СПО «Чебоксарский медицинский колледж» МЗСР ЧР в г. Канаш Романова Л.В.









СОДЕРЖАНИЕ


стр.


1. Паспорт программы учебной дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 31

4
6
29























ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОУД.09 Химия предназначена для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 Сестринское дело в составе укрупненной группы специальностей 34.00.00 Сестринское дело

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина ОУД.09 Химия является составной частью общеобразовательного цикла на базе основного общего образования для 1 курса по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
- формирование знаний основ науки - важнейших теорий и законов, понятий, фактов, терминологии, доступных обобщений мировоззренческого характера,
- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды,
- воспитание любви к природе,
- развитие умений наблюдать и объяснять природные явления,
- развитие интереса к биологии, как к возможной области будущей практической деятельности,
- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности.
В результате изучения учебной дисциплины ОУД.09 Химия обучающийся должен
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
- основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
-проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
- решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
-безопасного обращения с горючими и токсичными веществами;
-приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
-критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося часов 195 часа, в том числе обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 130 часов, внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося 65 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка(всего)
195

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
130

в том числе:


лекции
64

семинарские занятия и практические занятия
66

Самостоятельная работа (всего)
65

в том числе:


изучение основной и дополнительной литературы
15

выполнение упражнений из учебника
19

решение домашних задач
15

составление рефератов или электронных презентаций
10

составление химического домино
1

характеристика химического элемента
1.5

составление структурных формул
3.5


Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет в конце 2 семестра


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДП.18 Химия
Наименование
разделов и тем
Содержание
Объем часов
Уровень
освоения

Раздел 1.
Общая химия
Ауд/сам


Тема 1.1.
Химия - наука о веществах
3


1.1.1. Химия – наука о веществах
Содержание
1. Химический элемент. Способы существования химических элементов: атомы, простые и сложные вещества.
2. Закон постоянства состава вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного состава. 3. Измерение вещества: масса атомов и молекул, относительные атомные и молекулярные массы. Количество вещества и единицы его измерения - моль, ммоль, кмоль. Число Авогадро. Молярная масса. 4. Агрегатные состояния веществ: твердое (кристаллическое и аморфное), жидкое, газообразное. Следствия закона Авогадро. 5. Смеси веществ. Различия между смесями и химическими соединениями. Массовая и объемная доли компонентов смеси
1

3

3
3

3

3


Практическое занятие 1. Решение задач по формулам веществ.
1.Фронтальный опрос «Основные понятия и законы химии»
2. Решение задач
2

3
3


Самостоятельная работа
1.Решение задач
2.Выучивание терминов и единиц измерения физических величин.
3. Работа с основной и дополнительной литературой
2

3
2


Тема 1.2.
Строение атома
3


1.2.1. Строение атома
Содержание
1. Атом – сложная частица. Доказательства: фотоэффект, катодные и рентгеновские лучи, радиоактивность, электролиз. Планетарная модель атома Резерфорда. Строение атома по Н.Бору. Современные представления о строении атома. Корпускулярно-волновой дуализм частиц микромира. 2. Состав атомного ядра. Нуклоны – протоны и нейтроны. Изотопы. Устойчивость ядер. 3. Электронная оболочка атома Понятие об электронной орбитали. Квантовые числа: главное, орбитальное (побочное), магнитное и спиновое. Распределение электронов по энергетическим уровням, подуровням и орбиталям в соответствии с принципом наименьшей энергии, принципом Паули и правилом Гунда. Электронные конфигурации атомов химических элементов. 4. Валентные возможности атомов химических элементов. 5. Электронная классификация химических элементов: s-, p-, d-, f-элементы.
Демонстрация: Опыт Резерфорда. Строение атома
1

2


3
2



2
2







Семинарское занятие 2. Строение атома
1. Фронтальный опрос по плану лекции
2. Составление электронных конфигураций и электронных, электронно-графических формул атомов элементов
2

3
3


Самостоятельная работа
1. Изучение теоретических вопросов по учебнику
2. Выучивание терминов
3. Составление электронных формул
2

2
3






Тема 1.3.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
4


1.3.1. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Содержание
1.Открытие Периодического закона. Предпосылки: накопление фактологического материала, работы предшественников, съезд химиков в Карлсруэ, личностные качества Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона.
2. Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современное понятие химического элемента.
3. Современная формулировка Периодического закона. Периодическая система и строение атома.
4. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Периодическое изменение свойств элементов: радиуса атома; энергии ионизации; электроотрицательности.
5. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших.
6. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
2

1


3
3
3

2

1



Семинарское занятие 3. Периодический закон. Характеристика химических элементов
Фронтальный опрос по плану лекции
Решение задач на определение элементов
Тестирование по теме
2

3
2
3


Самостоятельная работа
Характеристика х/э (домашнее задание)
Изучение теоретических вопросов по учебнику
2

3

Тема 1.4.
Строение вещества
4


1.4.1. Типы химической связи.

Содержание
1. Понятие о химической связи. Типы химических связей: ковалентная, ионная, металлическая и водородная. 2. Ковалентная химическая связь. Два механизма образования этой связи: обменный и донорно-акцепторный. Основные параметры этого типа связи: длина, прочность. Основные свойства ковалентной связи: насыщенность, поляризуемость и прочность. Электроотрицательность и классификация ковалентных связей по этому признаку: полярная и неполярная ковалентные связи. Полярность связи. Способ перекрывания электронных орбиталей и классификация ковалентных связей по этому признаку: (- и (-связи. Кратность ковалентных связей и классификация их по этому признаку: одинарные, двойные, тройные, полуторные. Типы кристаллических решеток у веществ с этим типом связи: атомные и молекулярные. Физические свойства веществ с этими кристаллическими решетками. 3 . Ионная химическая связь, как крайний случай ковалентной полярной связи Механизм образования ионной связи. Ионные кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами. 4. Металлическая химическая связь, как особый тип химической связи, существующий в металлах и сплавах. Ее отличия и сходство с ковалентной и ионной связями. Свойства металлической связи. Металлические кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами. 5. Водородная химическая связь. Механизм образования такой связи. Ее классификация: межмолекулярная и внутримолекулярная водородные связи. Молекулярные кристаллические решетки для этого типа связи. Физические свойства веществ с водородной связью. Биологическая роль водородных связей в организации структур биополимеров. 6. Единая природа химических связей: наличие различных типов связей в одном веществе, переход одного типа связи в другой и т.п.
Демонстрация: Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки
1

1

2








2

2


2



2





Семинарское занятие 4. Строение вещества
1. Фронтальный опрос по плану
2. Выполнение упражнений и решение задач
2
3


Самостоятельная работа
Заполнение таблицы «Типы химических связей, кристаллических решеток и свойства веществ»
Ответить на вопросы , пользуясь учебной литературой
Работа по составлению сообщения о применении комплексных соединений.
2

3

3

1.4.2. Комплексные соединения
Содержание
1. Понятие о комплексных соединениях. Координационное число комплексообразователя. Внутренняя и внешняя сфера комплексов.
2.Номенклатура комплексных соединений.
3. Значение комплексных соединений для человека и в природе.
4. Свойства комплексных соединений
Демонстрация: Разнообразие комплексных соединений
1

1

1
1
1

Тема 1.5.
Химические реакции
10


1.5.1. Классификация химических реакций
Содержание 1. Понятие о химической реакции. 2. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация и изомеризация. 3. Реакции, идущие с изменением состава веществ: -по числу и характеру реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); -по изменению степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные и не окислительно-восстановительные реакции); -по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); -по фазе (гомо- и гетерогенные); -по направлению (обратимые и необратимые); -по использованию катализатора (каталитические и некаталитические);
Демонстрация опытов: Термическое разложение хлорида аммония, тепловой эффект при растворении селитры, реакции ионного обмена и замещения, окисление меди концентрированной азотной кислотой, взаимодействие иода с алюминием
1
2
2
2
2
2
2
2


Практическое занятие 5 : Химические реакции.
1. Классификация химических реакций.
2. Характеристика химических реакций.
3.Решение задач и выполнение упражнений
2

3
3
3


Самостоятельная работа:
Характеристика химических реакций.
Решение задач
Заучивание терминологии
Подготовка сообщения о значении скорости химических реакций в природе
2


2
2
2

1.5.2. Скорость химической реакции
Содержание 1. Понятие о скорости реакций. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации.
2. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. -Природа реагирующих веществ. -Температура (закон Вант-Гоффа). -Концентрация. -Катализаторы и катализ: гомо- и гетерогенный, их механизмы. Ферменты, их сравнение с неорганическими катализаторами. -Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ
Демонстрация опытов: Зависимость скорости химической реакции от катализаторов, от концентрации реагирующих веществ, от поверхности соприкосновения реагирующих веществ, от природы реагирующих веществ, о температуры, от влияния ингибиторов.
1

2
2







Практическое занятие 6. Скорость химической реакции 1. Разбор теоретических вопросов по теме. 2. Решение задач.
3. Самостоятельная работа
2

2
3
3


Самостоятельная работа: 1. Решение задач. 2. Подготовка сообщения о явлении химического равновесия вокруг нас
2
3

1.5.3. Химическое равновесие
Содержание
1. Обратимость химических реакций. 2. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. 3. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура (принцип Ле Шателье).
Демонстрация опыта: Смещение химического равновесия
2

2
2

2



Практическое занятие 7: Химическое равновесие в обратимых химических реакциях
1. Разбор теоретических вопросов по теме. 2. Решение задач. 3. Самостоятельная работа
2

2
2


Самостоятельная работа:
1. Решение задач.
2. Составление электронных презентаций о разнообразии и значении дисперсных систем

2


Тема 1.6.
Дисперсные системы
2



Содержание: 1. Понятие о дисперсных системах. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, а также по размеру их частиц. -Грубодисперсные системы: эмульсии и суспензии. -Тонкодисперсные системы: коллоидные (золи и гели) и истинные (молекулярные, молекулярно-ионные и ионные). -Эффект Тиндаля. -Коагуляция в коллоидных растворах.
2. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека. Эмульсии и суспензии в строительстве, пищевой и медицинской промышленности, косметике. Биологические, медицинские и золи. Значение гелей в организации живой материи. Биологические, пищевые, медицинские, косметические гели
Демонстрация: Дисперсные системы. Эффект Тиндаля
1

2





2



Самостоятельная работа: 1. Составление электронных презентаций о разнообразии и значении растворов разных концентраций в медицинской практике. 2. Выучивание терминологии.
2

2

Тема 1.7
Растворы
7


1.7.1. Растворы,
их состав. Растворимость химических веществ
Содержание 1. Понятие о растворах. 2.Физико-химическая природа растворения и растворов. Взаимодействие растворителя и растворенного вещества. 3. Растворимость веществ. 4. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества (процентная), молярная концентрация.
Демонстрация опытов: Растворение серной кислоты в воде, тепловой эффект при растворении селитры. Образование кристаллогидратов, разрушение кристаллогидратов. Изготовление гипсовой повязки
1





2
2

2
2


Практическое занятие 8: Растворы. Дисперсные системы
1. Разбор теоретических вопросов по теме. 2. Решение задач. 3. Самостоятельная работа
2

3


Самостоятельная работа:
1. Решение задач на получение растворов заданной концентрации
2
3

1.7.2. Электролитическая диссоциация. Гидролиз
Содержание
1. Понятие об ЭД. Механизм диссоциации веществ с различными типами химических связей. Вклад русских ученых в развитие представлений об электролитической диссоциации. 2. Основные положения теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации и факторы ее зависимости. Сильные и средние электролиты. 3. Диссоциация воды. Среда водных растворов электролитов. 4. Реакции обмена в водных растворах электролитов. 5. Гидролиз как обменный процесс. Необратимый гидролиз органических и неорганических соединений и его значение в практической деятельности человека. 6. Обратимый гидролиз солей. Ступенчатый гидролиз. Практическое применение гидролиза. 7. Гидролиз органических веществ (белков, жиров, углеводов, полинуклеотидов, АТФ) и его биологическое и практическое значение. Омыление жиров.
Демонстрации опытов: Испытание электропроводности растворов, влияние концентрации раствора на диссоциацию. Гидролиз солей. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и с образованием воды
2

2

2

1
2
2

2
2


Практическое занятие 9: Электролитическая диссоциация. Гидролиз
1. Разбор теоретических вопросов по теме. 2. Выполнение упражнений по составлению уравнений реакций
1

2
2


Самостоятельная работа: Выполнение упражнений по составлению уравнений реакций. Изучение теоретических вопросов
2
2

Тема 1.8.
Окислительно-восстановительные реакции
4


1.8.1. Окисли-тельно-восстано-вительные реакции
Содержание:
1. Степень окисления. Восстановители и окислители. Окисление и восстановление. Важнейшие окислители и восстановители. 2. Восстановительные свойства металлов – простых веществ. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов – простых веществ. Восстановительные свойства веществ, образованных элементами в низшей (отрицательной) степени окисления. Окислительные свойства веществ, образованных элементами в высшей (положительной) степени окисления. Окислительные и восстановительные свойства веществ, образованных элементами в промежуточных степенях окисления.
3. Классификация окислительно-восстановительных реакций. Реакции межатомного и межмолекулярного окисления-восстановления. Реакции внутримолекулярного окисления-восстановления. Реакции самоокисления-самовосстановления (диспропорционирования). 4. Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций - метод электронного баланса.
Демонстрация опытов: реакция железа с раствором нитрата меди (II), окислительные свойства оксида серы (IV), взаимодействие соляной кислоты с перманганатом калия


1


3

2





2


3


Семинарское занятие 10: Окислительно-восстановительные реакции
2



Самостоятельная работа: Выполнение упражнений по составлению уравнений реакций. Изучение теоретических вопросов
2
3

1.8.2. Электролиз
Содержание учебного материала: 1. Электродные потенциалы. Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений металлов). 2. Гальванические элементы и принципы их работы 3. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. Процессы, происходящие на катоде и аноде. Уравнения электрохимических процессов. Электролиз водных растворов с инертными электродами. Электролиз водных растворов с растворимыми электродами. Практическое применение электролиза
Демонстрация опыта: Электролиз раствора иодида калия и фильма «Электролиз и его промышленное применение»
1

1

1

2



Самостоятельная работа: Выполнение упражнений по составлению уравнений реакций. Изучение теоретических вопросов
1
2

Раздел 2.
Органическая химия



Тема 2.1.
Предмет органической химии. Теория химического строения Бутлерова.
12


2.1.1.Предмет органической химии.
Теория химического строения Бутлерова.
Содержание учебного материала:
1. Органическая химия – химия соединений углерода. 2. Основные положения тории Бутлерова. 3. Зависимость свойств органических веществ от химического строения. 4. Понятие о углеводородах. 5. Структурные формулы углеводородов. Изомерия 6. Особенность электронного строения атома углерода 7. Типы химических связей в органических веществах. 2 способа разрыва ковалентной связи: гомолитический, гетеролитический. Понятие свободного радикала
Демонстрация фильма: «Бутлеров и теория строения», опытов горение метана.
2


2
2
2
2
2
2
2








Семинарское занятие 11: Строение органических веществ. Изомерия. 1. Виды изомерии. 2. Изомеры и гомологи. 3. Выполнение упражнений на нахождение изомеров и гомологов. Составление изомеров определенного состава.
2

2
2
3


Самостоятельная работа: Составление структурных формул изомеров
1
-


2.1.2. Классификация органических соединений, их номенклатура
Содержание учебного материала:
1. Классификация органических веществ 2. Функциональные группы. 3. Основы номенклатуры органических веществ: тривиальные названия, международная номенклатура 4. Составление формул основных групп веществ
2


2
2
2
1


Семинарское занятие 12: Классификация органических веществ. Номенклатура
1. Классификация органических веществ 2. Функциональные группы. 3. Основы номенклатуры органических веществ: тривиальные названия, международная номенклатура 4. Составление формул основных групп веществ, выучить наизусть названия гомологов метана и их радикалов.
2


2
2
1
2


Самостоятельная работа: Составление названий о/в разных классов, изучение функциональных групп. Составление формул основных групп веществ, выучить наизусть названия гомологов метана и их радикалов
2
2

2.1.3. Классифи-кация реакций в органической химии
Содержание учебного материала:
1. Понятие о типах реакций в органической химии. 2.Классификация реакций по изменению в структуре субстрата: отщепления , присоединения, замещения, изомеризации, окисления. 3. Разновидности реакций: гидрирование, дегидрирование, галогенирование, дегалогенирование, гидратация, дегидратация, гидрогалогенирование, дегидрогалогенирование, полимеризация, поликонденсация, перегруппировка. 4. Особенности реакций окисления.
2


1
2

2


1


Семинарское занятие 13: Классификация химических реакций в органической химии 1. Реакции отщепления, присоединения, замещения, окисления, изомеризации
2

3


Самостоятельная работа: Составление уравнений реакций разных типов
2
2

Тема 2.2
Предельные углеводороды
6


2.2.1. Предельные углеводороды (Алканы, циклоалканы
Содержание учебного материала:
1. Понятие об алканах. 2. Гомологический ряд, гомологическая разность. 3. Строение молекулы метана. 4. Изомерия углеродного скелета 5.Номенклатура алканов 6. Алканы в природе. 7. Химические свойства: горение, галогенирование, разложение, дегидрирование, окисление, изомеризация. 8. Синтез углеводородов реакцией Вюрца. 9. Практическое значение алканов и их производных
Демонстрация: реакция взаимодействия метана с хлором
2


1
2
2
2
1
2

1
1


Семинарское занятие 14: Алканы, циклоалканы: строение и свойства. 1. Сравнение строения, свойств, способов получения и применения алканов и циклоалканов. 2. Составление химических реакций алканов и циклоалканов
2

3
3


Семинарское занятие 15: Решение задач на вывод химических формул органических веществ
2
3


Самостоятельная работа: Решение задач. Повторение свойств предельных углеводородов
2
3

Тема 2.3.
Этиленовые и диеновые углеводороды
6


2.3.1. Алкены

Содержание учебного материала:
1. Понятие о непредельных углеводородах. 2. Понятие об алкенах. 3. Строение молекулы этилена. 4. Гомологический ряд этилена. 5. Изомерия (углеродного скелета, положения двойной связи и заместителей, цис-транс-изомерия, межклассовая). 6. Номенклатура. 7. Получение алкенов (разложение алканов, дегидратация спиртов, дегидрогалогенирование галогеналканов). 8. Химические свойства алкенов – реакции присоединения (водорода, воды, галогенов, галогеноводородов, полимеризация). Правило Марковникова. Окисление алкенов в мягких и жестких условиях, горение. 9. Применение алкенов
2


1
1
2
1
2

2
2

2


1


Демонстрация: Получение этилена реакцией дегидратации этанола, горение этилена, окисление этилена раствором перманганата калия, присоединение брома к этилену.




Самостоятельная работа: Выполнение упражнений из учебника, изучение теоретических вопросов с помощью учебника
2
2

2.3.2.Алкадиены.
Синтетические высокомолекулярные соединения
Содержание учебного материала:
1. Понятие об алкадиенах. 2. Номенклатура диеновых 3. Виды изомерии. 4. Химические свойства диеновых (присоединения, полимеризация). Особенности химических свойств сопряженных диенов: реакции 1,4-присоединения 5. Способы получения диеновых: работы С.В.Лебедева, дегидрирование алканов.
6. Понятие о реакциях полимеризации на примере полимеризации алкенов, алкадиенов и их галогенопроизводных. 7. Понятие о мономере, полимере, степени полимеризации, структурном звене. Полимеры линейные, разветвленные, термопластичные, термореактивные, стереорегулярные. 8. Реакции поликонденсации.
9. Виды высокомолекулярных соединений: каучуки: натуральный и синтетические), вулканизация каучука; волокна природные и синтетические, пластмассы: полиэтилен, полипропилен, тефлон
2


1
2
1
2

2
2

2

2

2


Семинарское занятие 16: Строение и свойства углеводородов с двойной связью.
2
3


Самостоятельная работа: Составление уравнений химических реакций
1


Тема 2.4.
Ацетиленовые углеводороды
4


2.4.1. Ацетиленовые углеводороды (алкины)
Содержание учебного материала:
1. Понятие об алкинах. 2. Строение молекулы ацетилена. 3. Гомологический ряд ацетилена. 4. Изомерия алкинов и номенклатура. 5. Получение алкинов ( пиролиз метана, карбидный метод). 6. Свойства алкинов (присоединения, тримеризация, окисления, реакция Кучерова, взаимодействие с солями серебра и меди (I)). 7. Применение алкинов.
Демонстрация: