Сопровождения профессиональной адаптации классного руководителя в школе.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»
Верхнекетского района Томской области
Сопровождения профессиональной адаптации классного руководителя в школе.
Составитель: Голубева В.А.
учитель обществознания
Пояснительная записка
В современной интерпретации существуют разные формы работы с начинающими педагогами, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогов и помогающие им пройти сложный путь адаптации.
Школьное наставничество - разновидность индивидуальной воспитательнойработы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях или со специалистами, назначенными надолжность, по которой они не имеют опыта работы.
Школьное наставничество предусматривает не только систематическую  индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, знаний в области предметной специализации и методики преподавания, но и помощь в работе классного руководства.
Основными задачами школьного наставничества являются:
привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательной организации;
ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности классного руководителя;
адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательной организации, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей классного руководителя.
 Обязанности наставника:
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки классного руководителя;
изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг  общения;
проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
 
В период наставничества молодой классный руководитель обязан:
изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками классного руководителя;
учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
С 2014 года я сопровождаю профессиональную адаптацию классного руководителя
Стельмах Екатерины Александровны. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего классного руководителя (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа:
1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. 2014-2015 учебный год
2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования. 2015-2016 учебный год
3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей классного руководителя. 2016-2017 учебный год
Содержание работы молодого классного руководителя (перспективы)
В процессе работы начинающий педагогический работник должен обнаружить степень владения знаниями в области работы классного руководителя:
    изучить состав класса (документацию, состав родителей и др.) и индивидуальные особенности учащихся, составляет психолого-педагогическую характеристику класса и представляет ее своему руководителю;
    на основе изучения состава класса добиться единства педагогических требований к учащимся со стороны учителей и родителей;
    организовать   детский   коллектив   с   учетом   возрастных   и   психологических особенностей, добивается сплоченности, активности, инициативы и творчества учащихся;
    проводить классные собрания, участвует в сборах отрядов;
    проводить мероприятия, направленные на расширение культурного кругозора и укрепление здоровья учащихся (посещение музея, выставки, прогулки в лес, спортивные мероприятия и др.);
    в соответствии с общешкольным планом организовать шефскую работу;
    организовать различные формы общественно полезного труда учащихся(участие  в  деятельности  ученических  производственных  бригад, мероприятий районного масштаба);
     организовать проф.ориентационную работу среди учащихся и принимает в ней непосредственное участие;
     Работать с родителями учащихся, поддерживает с ними регулярную связь, проводит родительские собрания, организует лекции для родителей на педагогические темы.
ПЛАН РАБОТЫ
по сопровождению профессиональной адаптации классного руководителя
Стельмах Екатерины Александровны
ФИО молодого учителя Дата рождения Название вуза Год окончания Стаж деятельности Класс в 2014- 2015гг.
Стельмах
Екатерина Александровна
– учитель математики 11 октября 1985 года ТГПУ 2007
3 года

Направления работы с молодым педагогом:
Диагностика уровня профессиональной компетентности молодого классного руководителя, изучение затруднений.
Наставничество как основная форма индивидуальной работы по профессиональной адаптации.
Консультирование по основам профессиональных знаний.
Мотивация к самообразованию.
Психологическая поддержка.
Для решения поставленных задач и направлений работы с молодым педагогом использовались следующие формы работы:
беседы;
собеседования;
тренинговые занятия;
встречи с опытными учителями;
открытые внеклассные мероприятия;
анкетирование.
Правила наставничества:
1. Стараться создать доверительные отношения с подшефной.
2. Эффективнее работать «тет-а-тет». У каждого молодого педагога свой наставник.
3. Правильная мотивация. Показать обучаемому, насколько эффективно саморазвитие, объяснить, что она учится для самого себя, для самосовершенствования. Научить её получать обратную связь от окружающих её людей, извлекать уроки из собственного опыта.
4. Научить её использовать все возможности для развития и роста.
5. Эффективная система поддержки.  Подкреплять успехи обучаемого, поддерживать упорство и желание получать новые знания и умения.
1й этап – адаптационный.
2014-2015 учебный год

п/п Мероприятия Форма Сроки Результат
1. «Педагогические затруднения молодого учителя» Анкетирование сентябрь Диагностика уровня профессиональной компетентности молодого классного руководителя, изучение затруднений.
2. Знакомство молодого специалиста с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом.
Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации воспитательного процесса.
Собеседование. октябрь Собеседование совместно с заместителем директора по воспитательной работы Гридневой Л.А.
3. Методические консультации
Собеседование. В течение года 7.09.2014 собеседование совместно с заместителем директора по учебной работы Пешковой Е.К. по ознакомлению с требованиями оформления классного журнала.
26.12.2014 консультация по вопросу оформления исправлений в классном журнале.
10.06.2015 помощь в написании анализа воспитательной работы за 2014-2015 учебный год
4. Практикум по разработке планов воспитательной работыПрактикум октябрь Практикум совместно с заместителем директора по воспитательной работы Гридневой Л.А.
5. Посещение открытого мероприятия Классный час февраль Посещение классного часа"Суд над сигаретой", проводимого наставником
Родительское собрание Круглый стол Март Тема: «Родительская любовь и её виды». Знакомство родителей с такими понятиями как «аффект», «стресс».
Формировать у родителей понимание необходимости устранения у ребёнка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности.
6. Подведение итогов 1-ого этапа Анкетирование май Диагностика уровня профессиональной компетентности молодого классного руководителя, изучение затруднений.
Совместные внеклассные мероприятия 2й этап – основной (проектировочный)
2015-2016 учебный год

п/п Мероприятия Коррекция Сроки Результат
1. Практикум по разработке планов воспитательной работы
Практикум сентябрь Практикум совместно с заместителем директора по воспитательной работы Гридневой Л.А.
2. Консультация "Деятельность классного руководителя и планирование воспитательной работы"
Консультация октябрь Разработка плана воспитательной работы.
3. «Организация работы в классе в системе самоуправления» Практикум декабрь Практикум совместно с заместителем директора по воспитательной работы Гридневой Л.А.
4. Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями"
Практикум январь Открытое родительское собрание
5. Посещение мероприятий опытных специалистов. Посещения внеклассных мероприятий В течение года 23.02.2016 Богатыри русские (игра-викторина)
08.03.2016 А ну-ка леди!
Подведение итогов 2-ого этапа Анкетирование май Диагностика уровня профессиональной компетентности молодого классного руководителя, изучение затруднений.