Программа тренинга социально-психологической адаптации молодых учителей


Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №___
_________________ _________
"___" _______________ 20__ г.
ПРОГРАММА
ТРЕНИНГА ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ
«УЧИТЕЛЬ-ШКОЛА»
Разработала: педагог-психолог
_____________ А.И. Леготина
Симферополь
2016-2017 учебный год

Цель: содействие успешной социально-психологической адаптации молодых учителей.
Задачи тренинга:
Создание атмосферы сотрудничества в группе педагогов, повышение уверенности в себе.
Отработка средств и способов эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Развитие умения успешно общаться с коллегами, руководством школы, учащимися.
Профилактика эмоционального выгорания, через обучение саморегуляции и выработку у участников группы внутренних средств оптимального планирования своей жизни и работы.
Оборудование и материалы: лист с напечатанными правилами группы, 4 круга с написанной внутри фразой («Молодой педагог – это…»; «Молодой педагог должен быть…»; «Молодой педагог должен уметь…»; «Молодой педагог должен стремиться к…»); полоски белой бумаги, клей или степлер, лист формата А3 с названием «Портрет молодого педагога», мел или длинная нитка, ручки и листы бумаги по количеству участников, разделенные линией на 2 части, в левой части написаны фразы из упражнения «Модальность», в правой части – пустые строки, по два чистых листочка бумаги на каждого из участников, листы бумаги с изображением чемодана по числу участников, изображение солнышка, памятки-рекомендации.
В структуре занятия выделяется 3 этапа:
1. Начальный этап (упражнения на разминку, на знакомство, на снятие напряжения и создание настроя на дальнейшую работу).
2. Основной этап (упражнения, непосредственно отвечающие задачам тренинга).
3. Заключительный этап (групповая рефлексия, упражнения на завершение).
Тренинг разработан для группы молодых учителей из 9 человек и состоит из одного занятия продолжительностью около 3-х часов.
ХОД ТРЕНИНГА
1. Вступительное слово психолога
Добрый день, уважаемые коллеги. Я искренне рада видеть Вас на нашем мероприятии. Меня зовут Леготина Алёна Игоревна. Я педагог-психолог школы. Сегодня мы будем с вами работать в одной команде, и я предлагаю начать! Начнем мы наше тренинговое занятие с традиционного приветствия.
2. Ритуал приветствия «Здороваемся по-новому»
Цель: раскрепощение, поднятие настроения, снятие барьеров в межличностных отношениях.
Психолог предлагает всем встать и начать ходить по комнате, объясняет участникам, что им предстоит здороваться друг с другом определенным образом. Участники хаотично передвигаются по комнате и по сигналу психолога: «А сейчас мы поздороваемся друг с другом коленом (спиной, локтем, ухом и т.д.)!» прикасаются друг к другу названными частями тела.
3. Принятие правил группы
Цель: создание настроя на плодотворную работу.
Материалы: лист с напечатанными правилами группы.
Психолог предлагает принять правила группы: «Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, сейчас я Вам буду их перечислять, и если Вы согласны с тем или иным правилом, Вы должны громко похлопать в ладоши, если не согласны – потопать ногами».
Правила группы:
доверительный стиль общения (единая форма общения, желательно на «ты»).
общение по принципу «здесь» и «теперь» (говорим о том, что волнует участников сейчас и обсуждаем то, что происходит с ними в группе).
искренность в общении (говорим только то, что чувствуем, и только правду).
конфиденциальность всего происходящего в группе (все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы).
определение сильных сторон личности (во время обсуждения упражнений и заданий участники обязательно должны подчеркнуть положительные качества выступившего).
добровольное участие в упражнениях (правило СТОП, достаточно сказать это слово и выйти из упражнения).
активное участие в происходящем.
уважение к говорящему.
А теперь, когда все правила нами обговорены, давайте перейдем к знакомству.
4. Упражнение «Презентация»
Цель: знакомство, создание неформальной атмосферы, раскрепощение участников.
Участники группы встают в круг и, начиная с ведущего, по очереди представляются группе. Психолог говорит: «Попробуйте в одной-двух фразах, помогая себе жестами и мимикой, представить себя группе – каким человеком вы себя чувствуете и как вы бы хотели, чтобы группа вас воспринимала». После этих слов психолог сам представляется группе. Далее, по кругу каждый участник представляет себя.
После того как круг презентаций завершен, предлагается их обсудить. Психолог задает такие вопросы: «Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?»; «Какое представление было для вас самым оригинальным и неожиданным?»; «Представление какого члена группы было для вас таким, что вы сразу почувствовали близкого вам человека (по настроению, характеру)?»; «Чье представление выступило для вас непонятным или вызвало удивление? Возможно, вы хотели бы задать какие-то вопросы этому человеку?».
5. Упражнение «Убежище»
Цель: релаксация, обучение способу саморегуляции.
Участникам тренинга предлагается удобнее устроиться в креслах или на стульях, принять расслабленную позу и закрыть глаза. Мягким, спокойным голосом психолог говорит примерно такой текст: «Представьте себе, что у вас есть надежное убежище, в котором вы можете укрыться в любой момент, когда пожелаете. Совсем не обязательно, чтобы это место реально существовало. Например, это может быть хижина в горах или лесная долина, о которой никто, кроме вас, не знает. Мысленно опишите себе это безопасное место. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или беседовать с другом. Побудьте мысленно в своем убежище несколько минут (2-3 минуты). А теперь мысленно возвращайтесь обратно, открывайте глаза. Можно использовать это упражнение перед сном или в течение дня, когда Вы хотите сбросить напряжение и отдохнуть».
6. Упражнение «Портрет молодого педагога»
Цель: создание настроя на дальнейшую работу.
Материалы: 4 круга с написанной внутри фразой («МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ – ЭТО…»; «МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ…»; «МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ…»; «МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ К…»); полоски белой бумаги, клей или степлер, лист формата А3 с названием «ПОРТРЕТ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА».
Психолог предлагает участникам разбиться на 4 группы, после чего каждая группа получает необходимый реквизит и задание: на полосках бумаги написать продолжение полученной фразы на круге и прикрепить их к кругу так, чтобы получилось солнышко. На групповую работу отводится около 3 минут. Затем по одному человеку из группы выступают с результатами работы. Все работы крепятся на общий плакат с названием «Портрет молодого педагога». Проводится групповое обсуждение полученного результата.
7. Упражнение «Мой образ в профессии»
Цель: отработка средств и способов эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Группа учителей встает в круг, и психолог предлагает каждому выразить приветствие группе, представляя, что перед ним не учителя, а школьники. Например: «Здравствуйте, ребята!» Рекомендуется при этом подкрепить фразу жестом, позой, выражением лица. После того как все участники группы поприветствовали, проводится общее обсуждение, на котором учителя высказывают свои впечатления как бы с позиции детей. Какое из приветствий было наиболее открытым и доброжелательным, чья фраза выступила эффективным стимулом к активному действию.
В данном упражнении группа работает на каждого своего участника, реализуя для него обратную связь в поиске собственного индивидуального стиля деятельности.
Необходимо отметить, что проблема эффективного стиля педагогической деятельности актуальна не только для молодых учителей, начинающих свою работу в школе. Учителя, имеющие солидный стаж трудовой деятельности и оперирующие сформированными навыками и автоматизмами в работе, нуждаются в обновлении и расширении своего арсенала профессиональных средств. Здесь надо идти не по пути подавления собственной индивидуальности, а искать возможности наиболее полного и гармоничного раскрытия в профессии своих возможностей и своего «Я».
8. Упражнение «Оценка»
Цель: выработка эффективных коммуникативных средств взаимодействия с учениками при их оценке.
Группа встает в круг, каждому участнику надо высказать негативную и позитивную оценку. Сначала негативная оценка, например: «Садись, два». Учитель имеет возможность сказать эту фразу своими словами, со своей интонацией, в своей манере. При обсуждении, организованном как и в предыдущем упражнении (группа выступает с позиции учеников), психолог показывает, что при реализации учителем негативной оценки ученика необходимо проявить свое личное к нему отношение, а также выразить уверенность в том, что воспитанник может учиться лучше. Так, фраза для негативной оценки может быть следующей: «Очень жаль, Оля, что сегодня мне пришлось поставить тебе плохую оценку. Ты девочка способная, и я уверена, что в ближайшие дни ты сможешь исправить свою двойку».
При отработке профессиональных средств позитивной оценки ученика поднимаются вопросы поиска новых форм проявления учителем радости успехам ребенка и его психологической поддержки. Например, фраза для позитивной оценки может выглядеть так: «Сегодня ты молодец, получил пятерку. Постарайся и дальше так же хорошо учиться».
9. Упражнение «Мои коллеги»
Цель: развитие средств эффективного общения учителей между собой.
Психолог предлагает проиграть в группе следующую ситуацию: учитель обращается к своему коллеге с просьбой подменить его в течение одного-двух дней из-за болезни или вынужденного отъезда.
Далее проводится групповое обсуждение: какие коммуникативные средства были выбраны учителем для выражения своей просьбы, почему один учитель пошел ему навстречу, а другой - нет (если это произошло в игре). Каждый участник группы может вспомнить подобные случаи из своей практики и продумать, как вести себя дальше в таких ситуациях. Психолог стремится, чтобы учителя активно обменивались мнениями по поводу того, как необходимо действовать, если нужно попросить кого-то об услуге. Но группа самостоятельно вырабатывает оптимальные формы поведения в ситуациях просьб, психолог только создает условия для такой групповой самопомощи.
В конце занятия проигрывается ситуация «Как надо себя вести, чтобы коллега по работе тебе с радостью помог».
10. Упражнение «Мой директор»
Цель: развитие средств эффективного общения с директором школы.
Рассматривается ситуация общения учителя с директором школы, когда первый просит отпустить его в отпуск в середине года по состоянию здоровья. Для проигрывания могут быть выбраны любые другие ситуации общения учителя с директором школы, взятые из практической школьной жизни. Обсуждение в группе происходит по схеме предыдущего упражнения.
11. Упражнение «Мостик»
Цель: создание консолидированного педагогического коллектива, развитие у учителей взаимоподдержки и взаимопомощи по отношению друг к другу, отработка невербальных средств общения.
Материалы: мел или длинная нитка.
Участники садятся по кругу, в центре которого по диагонали психолог обозначает линию (например, с помощью мела или нитки). Условия игры он объясняет следующим образом: «Представьте, что эта линия - мостик через бурную горную речку. Внизу, под таким подвесным, качающимся на ветру мостиком, бушует река. Пройти по мосту в один конец может только один человек: негде разминуться. Задача игры заключается в том, чтобы два путника, двигающиеся навстречу друг другу, сумели пройти по мостику в противоположные стороны и не свалиться вниз. Кто хотел бы попробовать?»
Из группы по желанию выходят два участника. Решение данной задачи предварительно не обсуждается, люди действуют спонтанно, начиная идти по игровому «мостику» навстречу друг другу. При встрече они должны договориться, применяя минимум слов и затрачивая на переговоры не более одной минуты.
После проигрывания упражнения следует рассмотреть такие вопросы: кто проявил инициативу в решении коммуникативной задачи и кто был ведомым, старались участники игры помочь друг другу или наоборот, пытались достичь только своей цели, не задумываясь о партнере, какие средства более эффективны в подобной условно опасной ситуации?
12. Упражнение «Модальность»
Цель: отработка навыков эффективного общения с учениками.
Материалы: листы бумаги по количеству участников, разделенные линией на 2 части, в левой части написаны фразы из упражнения, в правой части – пустые строки.
Очень часто в общении с учениками мы используем фразы: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!» и т.д. Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь...», «Ты имеешь право...», «Тебе интересно...». Между тем, модальность долженствования (ты должен...) тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые со стояния, поэтому модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму. Давайте с Вами попробуем типичные фразы в модальности долженствования перевести в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания. Например: «Ты должен слушаться учителей и родителей!» (типичная фраза). – «Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться». Работаем сначала индивидуально, а затем обсуждаем в группе.
Фразы для перевода в модальность возможного:
«Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!»
«Ты должен хорошо учиться!»
«Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!»
«Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»
«Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!»
«Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!»
«Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!»
«Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!»
«Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»
«Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»
13. Упражнение «Главное – второстепенное»
Цель: профилактика «стресса торопливости», выработка у участников группы внутренних средств оптимального планирования своей жизни и работы.
Материалы: по два листочка бумаги на каждого из участников.
Психолог предлагает учителям на листке бумаги написать 10-12 дел, которые для них в настоящее время наиболее важны. Рекомендуется составлять список дел по мере их субъективной значимости: на первом месте – самое важное, на втором – менее и т.д.
После этого психолог просит группу сесть в круг, расслабиться и закрыть глаза. Он говорит: «Постарайтесь представить себя в конце жизни, как будто вам сейчас лет 70-75. Вы уже давно на пенсии, не работаете, занимаетесь внуками, домашним хозяйством, гуляете с такими же, как и вы, пожилыми женщинами. Вы часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные ее события или самые радостные. Вообразите, что из этого времени вы сейчас смотрите в свое настоящее и оцениваете, что для вас главное и что второстепенное. Например, вы можете подумать о том, как много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось вам очень важным.
А теперь возьмите новый лист бумаги и составьте список своих занятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от лица вас, смотрящей на свою жизнь со своих 70-75 лет. Сравните два полученных списка. Какие ваши занятия остались для вас такими важными и значимыми? Какие занятия утратили свою значимость и почему?»
При общем разговоре группы психологу следует показать различие между активностью и результативностью жизни человека. Высокий уровень активности (много дел, постоянная занятость, высокая интенсивность общения) означает не выполнение значимых дел, а часто – суетливую трату времени по пустякам и искусственное поддержание внутреннего напряжения из-за страха что-то не успеть. Необходимо выделить в своей жизни главное и стараться так строить свое время и жизнь, чтобы основные усилия были потрачены на достижение главной цели, а второстепенные дела либо вообще были исключены из «списка», либо были отложены на какой-то период.14. Упражнение «Карусель комплиментов»
Цель: разминка, поднятие настроения, повышение самооценки.
Мы с вами замечательно поработали, а теперь я предлагаю закрепить наш общий успех красивыми комплиментами, тем самым, мы сделаем друг другу приятно, повысим настроение и поднимем самооценку. Каждый из нас в детстве любил кататься на каруселях, вот и сегодня, я предлагаю вам окунуться в детство и прокатиться на карусели, но не на обычной карусели, а на волшебной. Для этого предлагаю вам сделать внутренний и внешний круг и повернуться друг к другу лицом. Вы будете делать друг другу комплименты, и двигаться по кругу до тех пор, пока не окажетесь напротив своего первого собеседника. Все делаем быстро и четко! Карусель начинает свою работу!
15. Упражнение «Чемодан»
Цель: актуализация и закрепление полученных на тренинге знаний.
Материалы: листы бумаги с изображением чемодана по числу участников.
Группе объявляется, что сейчас каждому молодому педагогу дается воображаемый чемодан и участникам предлагается «собрать» его в «дорогу» – профессиональный путь в данной школе. «Вещи» – пожелания, советы, качества, которые понадобятся для успешного профессионального и личностного развития, а также все то новое, что каждый из учителей вынес для себя из занятий тренинга.
16. Упражнение «Рефлексия по кругу»
Цель: обмен впечатлениями от тренинга.
Материалы: изображение солнышка.
Все участники стоят по кругу. Психолог произносит речь: «У меня в руках волшебное солнышко. Оно дарит вам тепло, радость, удачу, счастье, любовь. Вы, передавая его друг другу, должны высказать свои впечатления о тренинге, о том, что происходило, поделиться своими мыслями и, конечно, высказать свои пожелания в адрес своих коллег».
Участники выполняют упражнение по кругу.
17. Упражнение «Аплодисменты»
Цель: завершение тренинга.
Тренинг закончен. Я очень рада знакомству с вами, и думаю, что аплодисменты друг другу будут здесь уместны, ведь мы с вами молодцы!
(Аплодисменты)
Каждому из вас я подготовила маленькие памятки-рекомендации, которые смогут помочь вам в работе! До встречи, дорогие друзья!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Правила группы:
доверительный стиль общения (единая форма общения, желательно на «ты»).
общение по принципу «здесь» и «теперь» (говорим о том, что волнует участников сейчас и обсуждаем то, что происходит с ними в группе).
искренность в общении (говорим только то, что чувствуем, и только правду).
конфиденциальность всего происходящего в группе (все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы).
определение сильных сторон личности (во время обсуждения упражнений и заданий участники обязательно должны подчеркнуть положительные качества выступившего).
добровольное участие в упражнениях (правило СТОП, достаточно сказать это слово и выйти из упражнения).
активное участие в происходящем.
уважение к говорящему.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.1
Материалы для упражнения «Портрет молодого педагога»
МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ - ЭТО

МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.2
Материалы для упражнения «Портрет молодого педагога»
МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ


МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ К

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.3
Материалы для упражнения «Портрет молодого педагога»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица для упражнения «Модальность»
Фразы для упражнения «Модальность
1. «Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!»
2. «Ты должен хорошо учиться!»
3. «Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!»
4. «Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»
5. «Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!»
6. «Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!»
7. «Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!»
8. «Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!»
9. «Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»
10. «Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Изображение для упражнения «Чемодан»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Изображение для упражнения «Рефлексия по кругу»