Тренинг для подростков, испытывающих трудности в общении со сверстниками.
Тренинг для подростков, испытывающих трудности в общении со сверстниками.
Цель: изменение отношения в позитивную сторону к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.
Задачи:
1. Способствовать развитию самоопределению ребенка, восприятия собственного Я.
2. Помочь в укреплении чувства собственной значимости.
3. Сформировать новые поведенческие программы.
4. Способствовать развитию базовых социально-психологических навыков.
5. Способствовать развитию позитивной перспективы будущего.
Форма работы: групповая
Частота и продолжительность встреч: 2 раза в неделю, 1-1,5 часа
Общее время работы: 6-7 занятий
Количество участников: 8-10
Рекомендации: перед проведением тренинга и после его завершения провести диагностику тревожности (Методика Спилберга), агрессии (Опросник Басса - Дарки), общей самооценки (Опросник Казанцевой Г. Н.).
МОДУЛЬ 1. Добро пожаловать в группу! (1-2 занятия)
Задачи:
1. Вместе с участниками определить границы приемлемого поведения в группе и принять соглашение о соблюдении установленных ограничений.
2. Обеспечить развитие группового взаимодействия и взаимопомощи, укреплять внутригрупповую сплоченность.
3. Обеспечить каждому возможность поделиться своими мыслями, чувствами в обстановке доброжелательности.
Необходимые материалы: ватман, карандаши, фломастеры, бумага формата А4, клубок ниток.
"Правила нашей группы" - дети сами разрабатывают правила и определяют санкции за их невыполнение. Они по очереди выписывают предлагаемые правила на специальную доску (появляется чувство уверенности и контроля за ситуацией).
Упражнение 1. "Групповой рисунок"
Детям дается лист ватмана, на котором каждый из них должен изобразить себя (учит детей договариваться и дает ведущему возможность наблюдать какую стратегию использует каждый из детей, также способствует сближению группы). Обсуждение.
Упражнение 2. "Назови свое имя"
Садимся в круг. Назвать имя и положительное качество (то, что в себе цените) на первую букву имени по кругу. Обсуждение: Что ты ценишь в себе? Трудно ли было находить в себе хорошее качество, что ты при этом чувствовал?
Детям иногда трудно назвать качество - ведущему важно вовремя поддержать ребенка, оказать ему помощь и привлечь для этого участников группы.
Упражнение 3. "Паутина"
Клубок ниток. У кого он оказался - рассказывает о себе и передает следующему.
Обсуждение: Чьи рассказы вас заинтересовали? Трудно ли было говорить о себе? Кто в группе вызвал любопытство?
Упражнение 4. Двадцать "Я"
Хороший способ "сломать лед", способствует развитию атмосферы открытости и доверия. Для ведущего - это упражнение диагностическое.
Упражнение 5. "Рисую себя"
На листе бумаги нарисовать себя, показать группе и рассказать о рисунке.
Важно: ведущий должен иметь в виду, что дети часто стремятся к тому, чтобы взрослый похвалил их рисунок.
Упражнение 6. "Какие мы?"
На листе бумаги написать имя и любимое, нелюбимое. Знакомство с ответами, их обсуждение.
Упражнение 7. "Футболка с надписью"
Записать на листке бумаги "надпись на своей футболке". Эта надпись может в дальнейшем меняться. Важно, чтобы она что-нибудь говорила о ребенке сейчас - о его любимых занятиях, об отношении к другим, о то, чего он хочет от других и т.п. Обсуждение.
МОДУЛЬ 2. "Приобретаем друзей" (2-3 занятия)
Задачи:
1. Построить позитивные взаимоотношения между сверстниками в условиях группового взаимодействия.
2. Обеспечить рост доверия между членами группы.
3. Дать участникам возможность выразить эмоции.
4. Выработать умение находить себе друзей.
Необходимые материалы: рабочие листы (упражнение "Друзья"), бумага, ручки, карандаши, фломастеры, карточки (упражнение "Найди пару - 2").
Упражнение 1. "Рекламный ролик"
Участники разбиваются на пары и делают ролик друг о друге на тему "Почему он может быть замечательным другом". Презентация проводится перед всей группой. Ребенок, о котором идет речь, на специальное "почетное место".
Упражнение 2. "Друзья"
Посвящено обсуждению того, что, значит быть хорошим другом и какими качествами надо обладать для этого.
Рабочий лист:
1. Настоящий друг (подруга) всегда .
2. Настоящий друг (подруга) никогда ..
3. Я бы хотел, чтобы мой друг
4. Я всегда бы мог сказать моему другу.
5. Я никогда не рассказал бы моему другу
6. Я - хороший друг, потому что..
Озвучить. Обсуждение.
Ведущий: Для того, чтобы установился хороший контакт, важно расположить собеседника к себе, вызвать его интерес, доверие. Для этого у нас есть вербальные и невербальные средства общения. Невербальные - поза, улыбка, контакт глаз, дистанция и т.д. Вербальные - комплименты, ритуальные фразы, вопросы.
Упражнение 3. "Автобус"
Двое желающих садятся в центре круга. Ситуация: вы едите в автобусе, он останавливается на красный свет и вдруг в автобусе, стоящем в соседнем ряду, вы замечаете приятеля, которого давно не видели. Окна зарыты, но вы хотите договориться о встрече с ним в определенное время, в определенном месте. В распоряжении 1 минута - пока горит красный свет. Затем следующая пара. Обсуждение.
Упражнение 4. "Найди пару"
Круг. По сигналу нужно поменяться с кем-то местами, для этого без слов установить контакт глазами.
Упражнение 5. "Найди пару-2"
Раздаются карточки с названием животных, каждое название встречается 2 раза. Нужно найти пару.
Упражнение 6. "Невербальный контакт"
Один из участников (доброволец) выходит из комнаты. Другие договариваются, кто из группы готов вступить с ним в контакт. Пользоваться только невербальными средствами общения, другие должны будут показывать нежелание вступать в контакт. Меняются. Обсуждение.
Упражнение позволяет отметить чувствительность, доброжелательность участников, средства невербального контакта.
Упражнение 7. "Испуганный ежик"
Пары: ежики и люди. Ежики испытывают страх, а люди пытаются их успокоить.
Обсуждение: Что вы чувствовали, когда были ежиками, людьми? Как в реальности ведете себя?
Упражнение 8. "Установление контакта"
Пары: администратор гостиницы - турист; продавец - покупатель; спешащий - прохожий и т.д. Продемонстрировать ситуацию общения. Обсуждение.
Упражнение 9."Объявление"
Составить объявление "ищу друга": указать свое хобби, чем может заинтересовать другого человека, чем помочь ему?
Упражнение 10. "Идеал"
Черты характера человека, с которым бы хотелось общаться постоянно, который мог бы стать другом записываются на бумаге, затем пускаются по кругу - другие записывают имя того из участников, кто наиболее подходит под описание. Обсуждение.
МОДУЛЬ 3. "Чувства - это нормально" (2 занятия)
Задачи:
1. Научить участников группы выражать свои чувства в вербальной форме, тем самым, снижая вероятность их неадекватного проявления в поведении.
2. Подготовит детей к работе с неприятными и часто противоречивыми чувствами: гневом, страхом, печалью, стыдом, виной, чувством отверженности и беспомощности.
3. Способствовать развитию эмпатии, способности понимать и поддерживать других.
Необходимые материалы: рабочие листы (упражнение "Что заставляет людей чувствовать?" и "Эмоции в моем теле"), ручки, фломастеры, карандаши, мяч, картинки, фото, листы бумаги.
Упражнение 1. "Что заставляет людей чувствовать?.."
Предлагается описать жизненные ситуации, в которых у людей возникают чувства: 1. Когда чувствуют себя:
Счастливыми, то они .
Радостными, то они .
Грустными, то они .
Злыми, то они .
Одинокими, то они .
Испуганными, то они .
2. Когда люди испытывают:
Чувство гордости, то они..
Чувство ревности, то они..
Чувство смущения, то они..
Чувство стыда, то они..
Сначала индивидуально, затем составляется общее для каждого чувства.
Упражнение 2. "Коллажи чувств"
Предлагается, используя картинки, фото сделать коллаж одного из чувств, остальные отгадывают.
Упражнение 3. "На что похоже мое настроение"
Позволяет осознать свое эмоциональное состояние "здесь и сейчас" и выразить его в символической форме.
В круге, с мячиком, перебрасывая друг другу: "Прислушайтесь к себе. На какой цвет (погоду, музыку, цветок, животное) похоже сейчас ваше настроение?"
Упражнение 4. "Эмоции в моем теле"
На рабочем листе - изображение человеческого тела, заштриховать: злость - красным, испуг - черным, грусть - синим, радость - желтым цветом.
Обсуждение: Где в теле вы чувствуете злость (страх, грусть, радость)? Какое чувство легче/ труднее представить и ощутить в теле?
Упражнение 5. "Угадай настроение"
За 1 минуту нарисуй свое настроение - используя линии, формы, различные цвета. Передай рисунок соседу справа. Угадать, какое настроение изображено на нем.
Упражнение 6. "Зеркало"
Один участник мимикой изображает соседу какую-либо эмоцию, тот копирует и передает другому. Упражнение заканчивается, когда гримаса возвращается к первому участнику. Таким же образом передается еще несколько эмоций.
Обсуждение: Как вы узнаете, что чувствует другой человек? Как на вашем лице отражаются собственные эмоции? И др.
МОДУЛЬ 4. "Прощание с группой" (1 занятие)
Задачи:
1. Развитие положительной перспективы будущего.
2. Определить, с какими участниками группы необходима дальнейшая работа психолога.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, фломастеры, ручки.
Упражнение 1. "Фильм о моей жизни"
"Представьте себе всю вашу будущую жизнь как художественный фильм, в котором вы играете. Вы - сценарист, режиссер и исполнитель главной роли. Вам решать, о чем этот фильм, вам выбирать, какие в нем будут происходить события.
Нарисуйте на бумаге портрет героя будущего фильма, не обычный фотопортрет, а портрет того, кем бы вы хотели стать. Отдохните немного и посмотрите на рисунок. Скажите себе: "Это я. Такой, каким я сделал себя сам. Нравлюсь ли я себе таким?" Если нет, все можно исправить.
Опишите словами то, что вы вложили в портрет себя в будущем.
Пора сочинять сценарий, режиссировать, ставить фильм. Пусть этот сценарий начнется с самого ближайшего будущего, лучше всего с завтрашнего дня. Придумывайте, что хотите: главное условие - это должен быть фильм про победителя. Запишите этот сценарий и вспоминайте этот сценарий почаще. Вспоминайте о том, что у вас есть возможность творить свою жизнь и самого себя.
Упражнение 2. "Я - подарок для человечества"
Дается следующая инструкция: Каждый человек - это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо любому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Подумайте над тем, что вы действительно являетесь для человечества. Аргументируйте свое утверждение, например: "Я подарок для человечества, потому что я ."
15