Бинарный подход на уроках естественнонаучного цикла для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Бинарный подход на уроках естественнонаучного цикла для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
«Велика и поразительна область географии. Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!» Н.В.Гоголь.
Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные, но трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения.
В выступлении предлагаю фрагменты методических разработок бинарных уроков по разным темам школьного курса с учетом базовых компонентов естественнонаучного образования, с целью формирования у детей системного мышления, познавательного интереса, чтобы помочь им не только усвоить знания, но и научиться принимать решения, самостоятельно мыслить и обрести уверенность в своих силах.
Уроки содержательной и деятельностной интеграции создают новые условия деятельности учителей и обучающихся, представляют собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.
Положительным результатом таких уроков является:
1.возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях;
2. возможность объединить усилия разных специалистов-преподавателей в решении проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотиваций обучаемых;
3. снятие перегрузки в учебном процессе;
4. получение качественно нового педагогического результата;
5. на таких уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, следовательно, уроки помогают сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов;
6. возможность расширить «горизонты» видения в преподавании собственного предмета и новых перспектив деятельности, возможность открыть для себя «мир преподавания» заново.
Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени. Вхождение России в мировое образовательное пространство, процессы интеграции во всех сферах жизни человечества вновь выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании.
Интеграция, комплексный подход необходим для решения экологических, экономических и социальных проблем общества. В наше время взаимосвязь природы и человека особенно актуальна. При анализе происходящего пересекаются предметные области географии, физики, химии, математики, и других учебных предметов. Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами.
Интеграция необходима в современной системе образования. Во-первых, традиционная “монологическая” система в образовании почти полностью утратила свою практическую эффективность. Во-вторых, в современной школе учебные дисциплины носят “конкурирующий” характер. Каждая противостоит всем остальным, как бы претендуя на большую значимость по сравнению с другими. В-третьих, каждая из школьных дисциплин сама по себе представляет набор сведений из определенной области знаний, поэтому не может претендовать на системное описание действительности. В таких условиях возникает ряд проблем:
• школьники овладевают обрывочными сведениями. У учащихся возникает фрагментарное представление о мире и его законах, в которых не все связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе;• обучающиеся не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам;Интеграция предметов естественнонаучного цикла в общеобразовательной школе будет способствовать формированию целостных естественнонаучных знаний у старшеклассников, укрупнению информационной ёмкости, если она осуществляется на основе системного подхода, межпредметных связей и дидактического синтеза. Интеграция предметов возможна тогда, когда выполняется ряд условий:
объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;
в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.Интеграция в современной школе идет по разным направлениям и уровням. Среди основных выделяют: внутрипредметный и межпредметный. Особенности отбора содержания при интеграции: интеграция материала из традиционных, классических предметов и включение в интеграцию нового для школы содержательного материала. На перекрёстке этих подходов могут быть и разные результаты:
рождение абсолютно новых предметов (курсов);
рождение новых специальных курсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов;
рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением независимого существования;
разовые интегрированные уроки разного уровня и характера.В новых программах по географии и другим предметам введены специальные разделы о межпредметных связях. Этим положено начало системе использования межпредметных связей в образовательной и воспитательной работе. (Т.Э.Казарина, Е.В. Мамаева. - География в школе, N 3, 1994). Но каковы бы ни были программные требования и методические указания, они будут осуществляться на деле лишь при том условии, если учитель будет достаточно осведомлен о сущности межпредметных связей, убежден в их необходимости и будет обладать практическими умениями осуществлять их в работе.
Межпредметные связи иногда рассматривают лишь с точки зрения рационализации процесса обучения, экономии сил и времени учащихся, более прочного усвоения школьниками знаний по изучаемым предметам. Между тем основная задача установления межпредметных связей заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний, умений и развития учащихся путем более глубокого проникновения в объективно существующее закономерные связи в явлениях природы и общества. Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современной культуре. Это, прежде всего, тенденция интеграции научных знаний в теоретических исследованиях и практической деятельности. "Интеграция" в переводе с латинского языка означает "объединение в целое каких-либо частей". Интегрированный урок - это тоже объединение знаний из области различных предметов по определенной теме.
Интегративный подход к обучению – это реальное воплощение интегративного принципа в профессиональной деятельности учителя: совокупность задач, содержания, форм, методов, приемов, средств в изучении взаимосвязанного материала родственных дисциплин для создания системных знаний школьников в данной области, влияющих на формирование целостного мировоззрения учащихся.
Для успешного проведения интегрированных уроков необходимо создать атмосферу заинтересованности и творчества. Необходима целенаправленная работа учителя, система продуманных дидактических приёмов, которые бы способствовали возникновению связей в сознании учеников. Это достигается преподаванием географии на межпредметной основе.
Задачи интегрированных уроков – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитию логического мышления. Такие уроки дают возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения учащихся.
Интегрированные уроки можно проводить втечении всего учебного года, используя большое количество приемов. Возможно проведение уроков в рамках целой темы. Ведут уроки два – три педагога. Большая часть урока отводится творчеству учащихся. На уроках используются различные способы воздействия на учащихся в виде: видео – художественного, музыкального ряда, телевидения, чтения, декламации и так далее.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблемой интеграции знаний посредством межпредметных связей занимались многие исследователи: Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци; наши соотечественники – К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптеров, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, В. К. Кириллов, Н. А. Лошкарева, Л. Я. Зорина, Н. М. Сокольникова и другие. В этих исследованиях выделены виды, функции, методы интеграции знаний естественнонаучных, обществоведческих, технических дисциплин.
Анализ литературы по проблемам интегрированного обучения и методики проведения интегрированных уроков показал, что в современной педагогике этому вопросу придается большое значение. По мнению И. М. Фролова именно интегрированное обучение является образованием будущего. По его мнению, современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет обучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой метод приводит к тому, что учащиеся после окончания учебного заведения учатся заново применять знания на практике.
На интегрированных уроках осуществляется синтез знаний различных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким, углубленным взаимопроникновением этих знаний. Существует множество видов интеграции: по методам, способам, уровням, направлениям.
Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения. Обучая своему предмету, учитель сознательно или невольно формирует у учащихся осознанное отношение к этому предмету, и это отношение становится важным результатом его работы, от него во многом зависит качество овладения самим предметом. Как правило, учащиеся выражают свое отношение к предмету чётко и кратко: «интересно» – «неинтересно». И такой отзыв может служить для учителя одним из критериев оценки своей работы, ведь познавательный интерес ни в коем случае не противопоставляется понятиям долга и учебных обязанностей. Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходит под влиянием многих факторов, но учителю необходимо выявить наиболее существенные из них.
Задача учителя – опираясь на психологические особенности учащихся определенного возраста, последовательно формировать у них системное мышление, познавательный интерес, помочь им не только усвоить знания, но и научиться принимать решения, самостоятельно мыслить и обрести уверенность в своих силах.
Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении географии. К сожалению, ученики часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе. Ученики часто не в состоянии применить знания одной из дисциплин к знаниям другой, например взаимосвязь географии и химии, географии и биологии, экономики и экологии и другие.
С другой стороны не очень хорошо объединять все дисциплины в одно целое, так как они теряют свою индивидуальность. Поэтому интегрированные уроки необходимо давать периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчает понимание процессов, изучаемых в других областях.
География настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной. География тесно связана со многими науками, такими как математика, химия, физика, экономика и другими, что позволяет осуществлять, как опорные, так и перспективные, межпредметные связи.
Традиционными стали для нашей школы интегрированные уроки географии и истории; географии и биологии; географии и искусства; географии и физики; географии и математики. Эти уроки эффективны независимо от того, изучают ли ученики новый или обобщают уже пройденный материал. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.
Примеры интегрированных уроков
Класс Учебные предметы (темы уроков)
5 Природоведение (Развитие знаний о Земле) + история (Финикийские мореплаватели)
5 Природоведение (Тела и вещества. Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов) + физика (Агрегатные состояния веществ. Свойства веществ) – пропедевтика6 География (Как люди открывали и изучали свою Землю) + история (Великие географические открытия)
6 География (Масштаб) + математика (Арифметические действия)
6 География (Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут) + математика (Градусная мера угла)6 География (Вулканы) + история (Жизнь в Древнем Риме)
6 География (Изучение Мирового океана) + физика (Давление на дне морей и океанов. Изобретение батискафа)6 География (Атмосферное давление) + физика (Атмосферное давление. Барометр)6 География (Природный комплекс своей местности) + биология (Экосистема. Сообщество. Биосфера)7 География (Изучение материков и океанов) + история (Великие географические открытия)
7 География (Жизнь в Мировом океане) + физика (Давление на дне морей и океанов. Изобретение батискафа. Звук в разных средах)7 География (Население какого-либо материка) + искусство (Традиционная культура)
8 География (Изучение территории России) + история (Вклад русских учёных и путешественников в развитие науки)
8 География (Биологические ресурсы)+ биология (Биологическое разнообразие. Охрана органического мира)8 География (Влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей) + искусство (Особенности традиционной культуры народов: обряды, верования, одежда, жилище, традиционные занятия, народные промыслы)9 География (Административно-территориальное устройство России) + обществознание (Устройство России. Основные государственные институты. Формы правления)9 География (Цикличность развития экономики) + обществознание (Экономическое развитие государства)
9 География (Нефтяная, газовая и угольная промышленность России) + химия (Углеводороды)
9 География (Металлургическая промышленность) + химия (Металлы и их свойства)
Интеграция являет собой объединение частей в целое, но не механическое объединение, а взаимопроникновение, взаимодействие. Кроме того, в последнее время сокращается количество часов, отведённых на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки вносят весомый вклад в решение и этой проблемы.
Не все указанные выше уроки проводятся в каждом классе. Достаточно, на мой взгляд, 3-4 уроков в год, чтобы дети не утратили к ним интерес, и интегрированные уроки приносили ощутимый эффект. Кроме того, подготовка интегрированных уроков занимает гораздо больше времени, чем обычных. Нужно согласовать учебный материал с другим учителем, чтобы не было повторов и противоречий в изложении и трактовке различных понятий. Необходимо в начале учебного года согласовать проведение интегрированных уроков с каждым учителем-предметником, чтобы были внесены необходимые поправки в тематическое планирование. Нужно обязательно проинформировать администрацию школы об уроке, так как его проведение иногда требует корректировки расписания. Но заинтересованные глаза учеников, их активное участие в работе и вопрос «А когда будет ещё такой урок?» подскажут вам, что усилия не были напрасными. А ради этого настоящий учитель горы свернёт!
Без географических знаний современный и будущий гражданин России не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире, определить в нём свое место, быть сознательным патриотом своей земли, работать на её благо. Без географических знаний невозможно воспринимать информацию со страниц газет, радио – и телепередач. Без географических знаний человек теряет связь с нашей планетой, не в состоянии понять окружающий мир как единую систему и принимает разрушительные для себя и окружающих решения. Большое значение имеет в наше время пропаганда географии как основополагающей науки мироздания. Следуя требованиям времени, география как наука находит новые формы и методы влияния на процесс мирового развития. Внедрение новых методик, особенно интеграционных, в преподавании географии – назревшая необходимость сегодняшнего дня.
Список использованной литературы
1. Арефьева Г.Я. Интегрированные уроки: география, биология, экология, ОБЖ, химия. Ж. «География в школе» – №3, 2002.
2. Волкова А.С. Проблема использования произведений искусств на уроках географии. – М.: Просвещение, 2004.
3. Выгодский Л.С. Психология искусства. – Минск: Общественная мысль, 1998.
4. Кленова А. В. и др. Интегрированный урок. - Волгоград: «Учитель», 2001.
5. Крылова О. В. Интересный урок географии. - М.: «Просвещение», 2002.
6. Кукушик В.С. Современные педагогические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.7. Ливанский В.М. Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства. Ж. «Завуч». –№5, 2006.
8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
9. Сухова Т. С. Технология развивающего обучения. – М.: Вентана-Граф, 2001.
Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.; 2000.
10. Педагогический поиск. Сост. И. Н. Баженова – М.; Педагогика, 1987.
11. Научно-методический и психолого-педагогический журнал № 5 «Плюс-минус», 2001.
12. Журнал «География в школе», № 3, 2001.
13. Журнал «Народное образование», № 1, 1999; № 1, 2001.