Развитие коммуникативной компетенции в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
В работе рассматриваются некоторые аспекты развития коммуникативной компетенции у учащихся очно-заочной формы обучения при подготовке к ЕГЭ и выполнении заданий ЕГЭ №№1,2. Помимо теоретических положений предлагается несколько тренировочных заданий и алгоритм их выполнения.Развитие коммуникативной компетенции в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Компетенция- это совокупность знаний, умений и навыков, способов деятельности учащихся, которые обеспечивают практическое владение языком. Выделяется несколько форм компетенции в процессе обучения русскому языку. Языковая компетенция –это знания, умения и навыки, обеспечивающие способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства. Лингвистическая компетенция- это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным материалом. Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом. И коммуникативная компетенция –это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и формулирования собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения, обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым. Именно владение коммуникативной компетенцией обеспечит учащимся правильное выполнение части заданий в контрольной-измерительных материалах ЕГЭ 2015. В первой части это, прежде всего, задание №1, которое проверяет умение понимать текст, извлекать и анализировать текстовую информацию, отличать главную информацию от второстепенной. Прежде всего, приступая к работе над этим заданием, нужно обратить внимание учеников на то, чтобы они пристальнее знакомились с самим условием задания, так как в некоторых просят найти одно предложение, наиболее полно отражающее содержание предложенного микротекста, а некоторые составители формулируют вопрос следующим образом: «В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте» Значит, прежде чем читать сам текст, необходимо внимательно прочитать задание к нему. Это и есть первый шаг в алгоритме работы над заданием №1.
Итак, ученик внимательно читает задание и определяет, сколько ответов ему надо дать.
В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте
Научный стиль используется для передачи и хранения, фиксации результатов познания окружающего нас мира.2) Ядро научного стиля – передача новых знаний подготовленным в данной области специалистам. 3) Поэтому в каждой науке используется своя система терминологии-система понятий о мире. 4)Ядерные физики могут не понимать биологических терминов, языковеды – химических и т.д. 5)(…) есть учебная разновидность научного стиля- научно-популярная, рассчитанная на неспециалистов.
1) Научный стиль с его терминологией понятен всем, так как содержит результаты познания мира.
2) Научно-популярный стиль- это учебная разновидность научного стиля.
3) Характерный признак любой науки – наличие специальной терминологии, понятной лишь профессионалу, а для любителей существует научно-популярный стиль.
4) Людям любой профессии доступны все термины из высокой науки.
5) Только подготовленные люди владеют научной терминологией, на неспециалистов есть научно-популярное объяснение.
Обращаем внимание учеников: нужно прочитать весь текст! Обратить внимание на ключевые слова, можно даже выписать их. В данном случае это: наука, термины, специалисты, непрофессионалы, научный и научно-популярный стили. Важно заметить, что «главная информация» не приравнивается к основной мысли текста. Главная информация- это знания, заложенные в текст, без подробностей и деталей. Нужно исключить второстепенную информацию, детали и подробности.
Следующее задание №2 проверяет умение определять средства связи предложений в тексте, что тоже способствует развитию коммуникативной компетенции. Для того, чтобы понять, какое слово или сочетание слов нужно вставить на месте пропуска, недостаточно прочитать лишь предложение с пропущенным словом. Необходимо внимательно прочитать предыдущее предложение, а иногда и снова весь текст.
Продолжим выполнение задания.
Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении
Только
Но
Даже
Следовательно
А
Надо заметить, что задание №2 ученики выполняют гораздо лучше, чем задание №1.
Тренировочное упражнение №1
В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте
(1) Дом Толстых находился не в центре Москвы, а в рабочем районе, так что Лев Николаевич вставал утром по фабричному гудку. (2) Будучи человеком уже преклонного возраста, Толстой занимался гимнастикой. (3) Затем сам убирал свои комнаты, а потом брал топор и шел колоть дрова. (4) Эта работа была нелегкой, зато полезной. (5) (…) все это он делал по своему твердому убеждению, что человек сам должен выполнять всю повседневную работу, не пользуясь чужим трудом.
1)Толстой вставал по фабричному гудку, делал гимнастику и сам выполнял всю тяжелую работу, так как считал, что человек не должен пользоваться чужим трудом.
2)Толстой жил в центре Москвы и весь день проводил за письменным столом.
3)Даже в преклонном возрасте Л.Толстой работал физически, так как не пользовался чужим трудом.
4)Лев Толстой даже в преклонном возрасте делал гимнастику.
5)Физическую работу Лев Толстой считал трудной, но полезной.
Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении:
Лишь
И
Даже
Наоборот
Наконец
Тренировочное упражнение №2
В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте
(1)В Москве издавна любили музыкальные представления. (2)(…)задолго до появления Большого театра дворяне заводили у себя в имениях домашние театры, где играли свои же актеры.(3)Представления могли длиться всю ночь.(4)Если кто-нибудь из зрителей хвалил какой-нибудь эпизод, его могли повторить, играя заново весь спектакль.(5)Это были частные театры, все в них было запросто.(6)Все москвичи мечтали о постоянном театре.(6)Днем основания Большого театра считается 28 марта 1776 года, когда был дан первый спектакль.
1)Большой театр был основан в Москве в 1776 году.
2)Московская публика очень любила музыкальные спектакли.
3)В Москве в домашних театрах спектакли длились очень долго, иногда всю ночь, так как по просьбе зрителей могли повторить все представление. Все мечтали о постоянном театре, он появился в 1776 году.
4)В имениях дворян были собственные театры, в которых играли крепостные актеры.
5)Задолго до появления в 1776 году в Москве Большого театра были домашние театры, где все было запросто, а представления длились столько, сколько хотели зрители.
Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении:
Поэтому
Даже
Лишь
Едва
Напротив